Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика интегрированного урока 2 страница




—концентрация обучения дает значительную экономию учебного времени.

Однако эта технология имеет свои границы применения.

Концентрированное обучение требует от учащихся и педагогов большой напряженности, которая при неправильной постановке обу­чения может порождать утомляемость. Могут быть затруднения при увязке и объединении предметов — иногда они могут быть объедине­ны чисто механически.

Данный подход не может быть в одинаковой степени применен ко всем курсам и по всем предметам. Существуют такие науки, для усвоения и творческого восприятия которых и развития навыков их применения необходим длительный процесс «созревания». Так, не­возможно пройти за 1 месяц главные направления современной за­падной социологии или вопросы философии. Ведь здесь ставится цель, чтобы учащиеся поняли эти дисциплины и эти знания стали факторами формирования их мышления.

Между тем не вызывает никаких сомнений то, что при изучении машинного языка или освоении черчения, какого-нибудь математи­ческого метода тренировки могут быть эффективны и в рамках месяч­ного интенсивного обучения. Поэтому имеет место проблема тща­тельного определения тех задач учебного процесса, которые целесо­образно решать при помощи концентрированного обучения.

Нужны преподаватели, многосторонне подготовленные, опытные, владеющие методикой укрупнения содержания, активными формами и методами обучения. Без этого возникает опасность, что концентри­рованное обучение будет проходить так же, как и обычное, с тем лишь отличием, что учебный материал более уплотнен. Наконец, органи­зация концентрированного обучения требует хорошей материально-технической базы.

Однако и при этих недостатках концентрированное обучение от­вечает духу демократизации и гуманизации, объединяет все состав-мыс части педагогического процесса, соответствует потребностям со­временной профессиональной школы.


Практика выработала важнейшие критерии, определя­ющие выбор интегрированного урока. К ним относятся:

— особенности содержания обучения интегрированных уроков, возможность их деления на логически завершенные дозы;

— содержание учебного материала направлено на формирование обобщенных знаний, навыков и умений;

— содержание учебного материала является принципиально но­вым, а логические связи предметны, или отсутствуют,или слабы.

Рассмотрим методику интегрированного урока спецтехнологии и общетехнических дисциплин.

При подготовке к уроку каждый из преподавателей производит дидактический анализ учебного материала. Исходя из результатов компонентного, технико-технологического, организационно-эконо­мического, психологического анализа и анализа воспитательной зна­чимости учебного материала преподаватель:

уточняет цель и формулирует задачи урока, устанавливает типы и виды связей теоретического и производственного обучения (какие приемы и способы действий нужно отрабатывать, какие навыки, уме­ния формировать у учащихся), определяет учебно-производствен­ную базу урока;

подбирает материалы, инструменты, заготовки, уточняет объем и сложность учебно-производственных заданий, методику расчета норм выработки;

выбирает методы обучения, упражнения, определяет вид и тип само­стоятельной работы учащихся, уточняет вопросы проведения бесед, ме­тодику их реализации, формулирует вопросы и задачи для создания проблемных ситуаций, продумывает возможное сочетание приемов и способов действия в технологическом процессе и показа результатов труда с целью активизации познавательной деятельности учащихся;

продумывает возможные типы индивидуальных самостоятельных заданий для учащихся, предусматривает различные варианты техно­логии изготовления (сборки, монтажа) тех или иных изделий, опре­деляет пути повышения производительности труда;

намечает условия соревнования в группе, изучает возможности организации бригадного обучения; уточняет критерии оценки каче­ства работ учащихся;

готовит материал для домашнего задания и уточняет его объем и характер;

продумывает учебные задания на предстоящий урок.

Такой всесторонний анализ содержания учебного материала слу­жит преподавателям основой для правильного планирования и прове­дения урока.

Рассмотрим более подробно анализ содержания учебного матери­ала, т.к. этот вопрос слабо освещен в педагогической литературе.


Анализ рекомендуем проводить по следующей схеме: компонентный (понятийный) анализ; анализ приемов и способов действий; технико-технологический и организационно-экономический анализ; логиче­ский, психологический и дидактический анализ.

Рассмотрим эту последовательность на примере подготовки интег­рированного урока по теме «Нарезание крепежных резьб, основные элементы резьбы, виды и профили резьб, эксплуатационные требова­ния стандартов на резьбы, их изображения, обозначения».

Темы интегрируемых учебных предметов: спецтехнология: «На­резание крепежных резьб», допуски и технические измерения: «Виды резьб и эксплуатационные требования к резьбовым соединениям»; черчение: «Резьба, изображение, обозначение». При выборе темы исходим из специфики решаемых дидактических задач, степени вза­имопроникновения содержания спецтехнологии в общетехнические предметы, логики развертывания (изложения) синтезированного со­держания нового учебного материала, уровня материально-техниче­ского и дидактического оснащения совмещенного урока.

Другой не менее важный вопрос: на какой основе синтезировалось содержание трех предметов? Системообразующим фактором интег­рации выступает функциональная целостность понятий, обеспечива­ющих технологию производства; устройство, эксплуатация и ремонт. На рассматриваемом уроке синтез идет на уровнях устройства и экс­плуатации крепежных соединений. Синтезирование учебных тем осуществляется с учетом тенденций современного производства, про­являющееся в том, что вместо традиционного принципа расчленения, дифференциации технологических операций все более внедряется принцип концентрации (укрепления) операций и процессов.

После уточнения и формулировки новой темы интегрированного урока осуществляется корректировка его дидактических целей на трех уровнях: образовательном, развивающем, воспитывающем. Помимо целей, интег­рация касается и дидактических задач урока на различных его этапах.

Примерный план интегрированного урока спецтехнологии, черче­ния, допусков и технических измерений приводится ниже.

Тема урока: Нарезание крепежных резьб, основные элементы резьбы, виды и профили резьб, эксплуатационные требования стан­дартов на резьбы, их изображение, обозначения.

Цели урока:

Образовательная: сформировать у учащихся понятия о «резьбах», «их изображении», «обозначении», «технологии нарезания резьб на типовых деталях», изучить требования стандартов на резьбы;

Развивающая: развить умение учащихся различать профиль резь­бы, угол профиля, ход резьбы, шаг резьбы на крепежных деталях; анализировать и устранять возможные причины брака при нарезании резьбы на крепежных деталях;

Воспитывающая: продолжить воспитание сознательного отноше­ния и безопасности труда при выполнении операций по нарезанию резьб на крепежных деталях.


Методы обучения: показательный, диалогический, алгоритмиче­ский.

Методы преподавания: объяснительный, стимулирующий, инст­руктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый, практи­ческий.

Методы воспитания: убеждения, поощрения, личный пример, упражнения.

Тип урока: интегрированный.

Вид урока: упражнения, самостоятельные работы.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: плакаты: «Инструмент для нарезания резьбы», «Приемы нарезания резьбы», «Профиль резьбы», «Ход, шаг резьбы»; комплекты развер­ток, сверл, метчиков, плашек, круппы, заготовки деталей, техноло­гическая документация.

Ход урока по этапам:

I. Актуализация опорных знаний, навыков, умений и качеств лич­
ности.

Задачи этапа: систематизация опорных знаний о сверлении, раз­вертывании отверстий, шероховатости обрабатываемой поверхности, разъемные и неразъемные соединения.

Состав опорных знаний, навыков, умений и качеств личности: методы обработки, контроля цилиндрических отверстий, сверла, зен­кера, развертки, их разновидности, конструкции, геометрия режу­щих элементов. Приемы и режимы сверления, зенкерования, развер­тывания отверстий, обработка наружных цилиндрических поверхно­стей.

Приемы преподавания: объяснение, показ образца, беседа, поста­новка индивидуальных заданий, оценка.

Приемы учения: обдумывание, воспроизведение, выполнение ин­дивидуальных заданий, комментирование таблиц, плакатов.

II. Формирование новых знаний, навыков, умений и качеств лич­
ности.

Задачи этапа: ознакомить учащихся с инструментами, приспо­соблениями и оборудованием для нарезания крепежных резьб, их изображении на чертежах; обучить последовательности выполне­ния изображения и обозначения резьб на чертежах; сформировать представление о приемах и способах нарезания внутренних и на­ружных резьб; проанализировать причины брака и способы их пре­дупреждения.

Содержание нового учебного материала: типовые изделия с резь­бой, основные элементы резьбы, их обозначение на чертежах, виды и профили резьб, требования стандартов на резьбы.

Приемы преподавания: рассказ, сравнение, создание проблемной ситуации, инструктаж, постановка задачи.

Приемы учения: обдумывание, практическое выполнение дейст­вий, формулировка проблемы, определение доказательств, изучение


содержания таблиц и плакатов, выполнение упражнений, обобщение опорных и новых знаний, навыков и умений.

III. Систематизация знаний, навыков, умений и качеств личности.

Задачи этапа: систематизировать знания у учащихся о резьбах, их изображении, обозначениях, требованиях стандартов на резьбы.

Содержание (состав) систематизируемых знаний, навыков, умений и качеств личности: представление о нарезании полного профиля резь­бы, форме выхода резца (инструмента); стандарт на резьбу (размер профиля, номинальные диаметры резьб и величины шагов резьбы).

Самостоятельная работа, упражнения: выбор для крепежных де­талей, вид окончания резьбы (сбег, проточка) по таблицам и справоч­никам; расчет профиля резьбы и изображение на чертеже.

Приемы преподавания: показ, инструктаж, объяснение, приемка, проверка, оценка.

Приемы учения: выполнение самостоятельных работ, упражне­ний, самоконтроль, сравнение полученных данных с требованиями стандарта.

Домашнее задание: по таблице диаметров стержней и отверстий для нарезания резьбы рассчитать предельно допустимые отклонения диаметров и начертить чертеж для обработки крепежной резьбы на деталях болта и гайки, резьба метрическая, длина болта и толщина гайки произвольная.

Особенностью подготовки интегрированного урока является и то, что выбор и назначение методов обучения идет в совокупности и их целостностью в учебном процессе с методами воспитания (последние как самостоятельный элемент входят в план урока).

Наиболее важным компонентом подготовки урока является ана­лиз содержания синтезируемых учебных предметов. По каким осно­ваниям идет интеграция содержания? Это, прежде всего, организаци­онно-экономические, технико-технологические, контрольно-кор­ректировочные знания и способы действия.

Организационно-экономический анализ позволяет выбрать опти­мальные организационные формы, методы и средства учебно-произ­водственного процесса; сократить нормы времени при выполнении учащимися упражнений; выбрать пути повышения качества работ. В процессе такого анализа преподаватели выполняют следующее:

определяют приемы и способы достижения целей предстоящей учебной деятельности учащихся, выбирают оптимальный путь, необ­ходимые материалы, оборудование для нарезания крепежных резьб;

намечают оптимальный режим труда и отдыха, пути привлечения учащихся к рационализаторской работе;

подбирают мерительный и режущий инструмент, приспособления соответственно современным требованиям производства;

дополняют учебный материал примерами из опыта передовиков и новаторов производства, в частности, их приемы и способы организа­ции рабочего места, приемы труда (в соответствии с требованиями КОТ);


продумывают внедрение технически обоснованных норм времени и выработки, возможности использования системы бездефектного из­готовления крепежной резьбы, соблюдения режима экономии и бе­режливости, применения лицевых счетов экономии, использования элементов хозрасчета в учебно-производственной деятельности уча­щихся;

определяют выбор прогрессивных, наиболее современных форм соревнования учащихся;

намечают размер оплаты труда учащихся в соответствии с их вкладом в общий труд коллектива, с качеством и количеством изго­товленной ими продукции.

В процессе усвоения знаний о нарезании крепежных резьб, учащиеся на уроке будут оперировать технико-технологически­ми знаниями, умениями. Преподаватели поэтому учитывают необходимость технико-технологического анализа, приобретаю­щего все больший удельный вес в самых разнообразных видах трудовой деятельности: при монтаже, наладке, демонтаже различ­ного оборудования, при управлении средствами малой механи­зации.

На основе технико-технологического анализа преподаватели:

выделяют основные признаки и свойства машин и механизмов, принципиальную схему их действия, фиксируют уровень их сложно­сти (с учетом ранее изученного материала), определяют стандартные узлы и детали для анализа и ознакомления;

готовят технику и оборудование к работе, подбирают материалы, мерительный и режущий инструмент для обеспечения учебно-произ­водственной деятельности учащихся;

подбирают основную техническую документацию, справочную и дополнительную литературу.

Одновременно с техническим производится и технологический анализ: устанавливается технологическая последовательность изго­товления того или иного изделия, формирования технологических знаний, навыков и умений, технологического мышления.

Технико-технологический анализ содержания темы позволяет преподавателям выбрать заготовки для упражнений, комплекты ин­струмента, необходимую документацию (технологическая карта, чертеж, инструкционная карта).

Контрольно-корректировочный анализ позволяет реализовать об­ратную связь в обучении на уроке. Результаты этой связи позволят преподавателям оперативно регулировать и коррегировать ход обуче­ния, ставить конкретные дидактические задачи на различных этапах урока.

При выставлении учащемуся за выполнение учебного производст­венного задания оценки учитываются наиболее ведущие критерии применения знаний: организационно-экономические, технико-тех­нологические, контрольно-диагностические.

Организационно-экономические:


выбор оптимальных целей и задач учебно-производственной деятельности;

— применение эффективных форм организации труда, приемов и способов планирования трудового процесса;

— самостоятельное определение путей и средств выполнения
учебно-производственного задания и использование опыта новаторов
и передовиков производства;

— выбор и обоснование оптимального режима труда и отдыха;

— использование обоснованных норм времени изготовления изде­лия, применения лицевых счетов экономии;

— хозрасчет учебно-производственной деятельности.
Технико-технологические:

— обоснование основных признаков и свойств, применяемых в работе машин и механизмов, принципов их взаимодействия и труда, выбор стандартизированных предметов и средств труда;

— целесообразная и экономная подготовка техники и оборудова­ния к работе, выбор эффективных материалов, мерительного и режу­щего инструмента;

— подбор основной технико-технологической документации,
включая и справочную литературу (ОСТы, ГОСТы, нормали);

— выбор оптимальной технологической последовательности вы­
полнения учебно-производственного задания.

Контрольно-корректировочные:

—выбор и применение адекватных технологическому процессу типов и видов контроля качества результатов труда;

—применение эффективных приемов, способов и средств контро­ля технологического процесса на всех этапах работы;

—самоконтроль учебно-производственной деятельности;

— оперативная корректировка хода выполнения учебно-произ­
водственного задания по результатам контроля.

В критерии оценок входит также овладение навыками и умениями рациональной организации учебно-производственной деятельности учащихся. В этой связи надо внимательно изучить возможности со­держания предметов профтехцикла.

ТЕХНОЛОГИЯ БРИГАДНОГО ОБУЧЕНИЯ

5.1. Общие вопросы ^°РМ бригадного обучения много,

бригадного обучения Ценность каждой из них заключает-

ся в том, чтобы уяснить, в какой сте­пени она включает учащихся в коллективную жизнь. Надо провести обучающихся через систему педагогических ситуаций, направлен­ных на организацию соответствующих видов деятельности и отно­шений. Для этого надо планировать отношения, их формирование.


Одним из важных является вопрос о том, каким образом приме­нять различные формы и организовать процесс обучения. Главное в этом обучении — сочетание различных форм обучения. Каждая из них по-разному влияет на эффективность учебно-воспитательной де­ятельности, поэтому следует учитывать, как применение той или иной формы способствует формированию навыков и умений, влияет на развитие личности. Ведь каждая форма имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Структура той или иной формы обучения строится на основе обес­печения взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой — взаимосвязи обучающихся между собой. Эта взаимосвязь осуществляется в процессе выполнения конкретных ви­дов труда путем организации бригадиром планирования производст­венной деятельности и выполнения обучающимися определенных за­даний.

Перед созданием учебных бригад проводятся предварительная разработка и внедрение проекта рабочих мест, организация рабочих зон для бригад, продумываются рациональная расстановка техноло­гического оборудования, перепланировка рабочих мест. Особенно тщательно анализируются количественный и качественный состав оборудования и его размещение, уровень механизации, коэффициен­ты использования и загруженности оборудования по времени и ин­тенсивность его использования, сложность выполненных на нем ра­бот, определяется профессиональная структура бригады, взаимо­связь различных работ, возможность совмещения профессий и расширения зон обслуживания. Ведь тщательный подбор учебных работ позволяет обеспечивать освоение наиболее сложных операций и их сочетаний.

Каждая ученическая бригада имеет годовой учебно-производст­венный план с указанием конечного результата и сроков его выпол­нения. Месячный план по номенклатуре бригаде устанавливается на основе годового плана работы учебной группы, предварительно согла­совывается с советом бригадиров и утверждается мастером производ­ственного обучения.

Учитывается, прежде всего, объем и содержание обязательной но­менклатуры работ, подлежащих выполнению в данном месяце. Ко­нечно, учитывается и наличие учебно-материальной базы, которая влияет на содержание приобретаемых навыков и умений.

Таким образом, основой планирования производственной дея­тельности учебных бригад является согласованный с начальником цеха план производственной деятельности, составленный в соответ­ствии с учебными программами и перечнем учебно-производствен­ных работ учащихся и профессий.

Задания распределяются по учебным бригадам мастером произ­водственного обучения с помощью учащихся-бригадиров, чтобы каж­дая учебная бригада знала фронт и объем работы, бригадокомплект (номенклатуру изделий), порядок обеспечения материалами, оснаст-


кой и приспособлениями с таким расчетом, чтобы учащиеся полно­стью могли выполнить учебную программу. С учетом внесения кор­ректив можно использовать бригадокомплекты, существующие на базовых предприятиях.

Такие бригадокомплекты разрабатываются создаваемыми по при­казу начальника цеха специальными группами, в которые входят технолог, плановик-экономист и производственные мастера. Эти группы привлекают к работе бригадиров и советы бригад, совместно анализируют последовательность технологических операций по из­готовлению и сборке изделий в бригаде, группируют детали-опера­ции и сборочные единицы по каждому изделию в бригадокомплекты, проектируют более совершенную кооперацию труда и технологию изготовления изделий и подготавливают предложения для совета бригады цеха, которые рассматриваются и утверждаются начальни­ком цеха.

Для изучения каждой новой темы учебной программы подбирает­ся свой бригадокомплект. Если изменяется бригадокомплект в произ­водственной бригаде и в связи с этим и ее профессиональный состав, то учебная бригада действует постоянно по крайней мере в течение одного учебного года.

В передовых ПТУ с учетом индивидуальных особенностей каждо­го члена бригады и качества усвоенных им приемов и навыков на основе учебного бригадокомплекта разрабатываются сменные зада­ния, в которых указываются объем и номенклатура работ, выполняе­мых каждым членом бригады в течение одного рабочего дня, а после окончания работы указываются фактически выполненный объем и время, которое потребовалось для его выполнения. После выполне­ния сменного задания бригадир отмечает фактический объем выпол­ненных работ и время, затраченное на его выполнение.

Практика выработала много разнообразных форм планирования учебного бригадокомплекта и сменного задания.

5.2. Производственное обучение Рассмотрим методику обучения
учебных бригад на учебных Учащихся учебных бригад на

участках предприятия примере профессии горнорудной

промышленности. Производст­венное обучение учащихся учебных бригад в горнорудной промышленности рекомендуется проводить на специально оборудованных полигонах или учебных участках.

Мастер комплектует ученические бригады по четыре человека в кмждой со следующим распределением обязанностей между членами бригады: машинист комбайна, помощник машиниста комбайна по управлению, помощник машиниста комбайна по креплению, мото­рист-слесарь. В процессе организации и проведения производствен­ной! обучения члены ученической бригады меняются местами через определенные промежутки времени, что позволяет каждому из них


работать на протяжении всего учебного дня в качестве машиниста, помощника машиниста и моториста.

Мастер, получив от начальника участка наряд на ученическую бригаду, каждый раз перед спуском в шахту проверяет знания учени­ков по технике безопасности.

Во время вводного инструктажа, до вручения наряда учащимся, мастер разъясняет, как подготовлен забой, дает краткую характери­стику работы, которую предстоит выполнить бригаде, знакомит с оборудованием и механизмами.

После проведения вводного инструктажа и расстановки учеников по учебным местам в процессе тренировочных упражнений мастер проводит индивидуальный и текущий инструктажи, объясняет поря­док и правила выполнения работ, при этом лично показывает, как нужно выполнять трудовой прием сначала в нормальном рабочем темпе, затем в замедленном с одновременным объяснением порядка выполнения работ и снова в рабочем темпе.

Для наглядности мастер производит зарубку 2—3 м пласта. После объяснений и показа он передает управление комбайном по очереди всем ученикам и наблюдает за их работой. Каждый ученик произво­дит зарубку 2—3 м пласта. Когда ученики подрубят 3—4 м пласта, мастер переходит к объяснению следующей операции. В такой после­довательности под руководством мастера производственного обуче­ния ученики изучают правила и осваивают приемы выполнения опе­раций цикла. На рабочих местах учащиеся начинают работать лишь после овладения первоначальными навыками выполнения отдельных операций.

Если в условиях шахты, где вся работа машин и механизмов под­чинена технологическим, а не учебным задачам, где все машины и механизмы работают в нормальном рабочем темпе, ученики не име­ют возможности освоить все операции и их комплексы, которыми должен овладеть машинист врубовой машины и горного комбайна, а также рабочий очистного забоя по управлению врубовыми машина­ми, то на учебном участке все эти операции и комплексы они отраба­тывают как в замедленном, так и в рабочем темпе. Здесь сосредоточе­на вся работа по овладению первоначальными производственными навыками, все подчинено учебным целям.

Дальнейшее совершенствование знаний и навыков управления врубовыми машинами и горными комбайнами происходит в составе учебных бригад непосредственно на производственных участках шахты и в лавах забоев. Практика производственного обучения уче­ников в составе учебных бригад на учебных участках полностью себя оправдала. Учащиеся успешно овладевают планированием своего труда.

В целом структура действий ученика по планированию труда мо­жет быть представлена в следующем обобщенном виде: осознание цели труда путем изучения технических требований, чертежей, мо­делей, устного описания и т.д.; выявление и критический анализ


нозможных путей и особенностей выполнения работы и составление ориентировочного плана; выбор необходимых материалов, инстру­ментов, приспособлений; разработка технологического плана работы и составление программы выполнения задания; перспективное и ком­плексное планирование, включающее осуществление мероприятий по рационализации рабочего места, улучшению условий труда и по­вышению его производительности, повышению квалификации и т.п.; корректировка плана в процессе его выполнения; критическая оцен­ка разработанного плана с целью совершенствования труда в процес­се выполнения последующих заданий.

Дальнейшее совершенствование производственного обучения учащихся учебных бригад на учебных участках связано с включени­ем в эти бригады рабочих для выполнения сложных, трудоемких работ или работ, не предусмотренных учебным планом; с закрепле­нием наставника за учебной бригадой в качестве консультанта; с изысканием возможности обеспечения фронтом работы учебной бри­гады под непосредственным руководством мастера производственно­го обучения.

5.3. Производственное обучение Мастер должен проявлять заботу о
учебных бригад в составе том'чтобы «бУ4™ Учебных бРигаД

бригад квалифицированных осуществлялось в составе комплекс-
рабочих ных бригад и чт°бы ученической

бригадой в составе такой бригады ру­ководил наиболее авторитетный рабочий — инструктор, обладающий нысокой квалификацией. Отдел технического обучения предприятия должен ознакомить бригадиров учебных бригад, а также членов бри­гад с учебным планом и программой, с педагогическими требования­ми к обучению и воспитанию.

Перед организацией производственного обучения в присутствии мастера проводится производственное совещание членов бригады, на котором рассматриваются не только организационные, но и другие учебно-производственные и воспитательные вопросы, разрабатыва­ется и обсуждается единый рабочий план обучения, выделяются из своего состава наиболее опытные и авторитетные квалифицирован­ные рабочие по руководству учебными бригадами. На этом совеща­нии мастер проводит специальный методический инструктаж, дает краткую характеристику производственной подготовке учеников, степени их профессиональных навыков и умений, образовательному уровню, теоретической подготовке, знакомит членов бригады с целя­ми и задачами обучения и производственной практики, содержанием учебных программ и профессионально-квалифицированной характе­ристикой. На следующий день перед началом работы мастер пред­ставляет членов учебной бригады всей бригаде квалифицированных рабочих.

Представитель отдела технического обучения заключает с брига­дой трудовое соглашение, в котором отражаются обязанности и права


бригады и ученика, обязанности и права мастера, сроки обучения, фамилии бригадиров учебных бригад, производственные навыки и умения, которым бригада должна научить учеников, обеспеченность рабочими местами, обучение передовым способам работы. В трудовом соглашении освещаются и другие вопросы. В частности, делается ука­зание на то, что ученики участвуют во всех мероприятиях бригады: производственных совещаниях, культпоходах и т.д., а мастер прово­дит методические инструктажи и консультации по вопросам произ­водственного обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.