КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально-педагогическая культура — определяющий фактор эффективности технологий обученияС С Т О^гйвдецьТнаТвупрои^тед^^ деятельности пообразду! [направлены на выявление и разрешение технических и других противоречий! Организационные формы занятий
Занятия по усвоению новых знаний: лабораторная работа; практические занятия и производственная практика Занятия по овладению способами деятельности и ядром знаний. Занятия по решению проолемных задач с помощью современной методологии творчества, лабораторно-компьютерный практикум на изобретающей машине. Решение производственных проблем, производственная практика Результат
Достижение точного результата установленного стандартом Выбор оптимального решения в процессе многовариантной проработки производственной задачи, где усваиваются неооходимые знания, навыки и умения, развивается ____________ профессиональное творчество Рис. 9. Задачи традиционного и инновационного начального профессионального образования систем (ЗРТС), Методы разрешения технических и физических противоречий и Информационный фонд. Другой составляющей Методологии является компьютерная система поддержки мышления — «Изобретающая машина». Она позволяет осуществить за короткий промежуток времени многовариантный поиск решения. Полученные варианты (результаты) оцениваются по Законам развития технических систем. На основании этой оценки выбирается оптимальный вариант. Производственно-техническая проблема Многовариантный поиск решения (на осно- ве ТРИЗ) Оценка решения по законам развития технических систем Выбор оптимального решения Внедрение Методологии технического творчества в учебный процесс заключается в формировании специального курса «Основы технического творчества и компьютерная поддержка мышления». На следующем этапе преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин осваивают данный курс и на его базе формируют творческие задачи по своим предметам. Далее в учебный план вносятся изменения и параллельно с введением спецкурса меняется структура предметов, поскольку центральным моментом при изучении темы становится проблема решения индивидуальных и групповых творческих задач, на основе которых практически самостоятельно протекает процесс освоения учащимися творческих разделов. Преподаватель меняет свою роль. Он становится в большей степени консультантом по творческим проектам, разрабатываемым учащимися. Важнейшее место в организации управления поисковой познавательной деятельностью учащихся принадлежит дискуссионной форме обучения. Она реализуется через такую форму общения учащихся, как «творческая группа», а также фронтально через проблемную подачу учебного материала на теоретических и практических занятиях. Творческие группы формируются преподавателем с учетом пожеланий учащихся к такому творческому объединению. Творческая группа включает 4—5 человек. В чем заключается сущность концепции непрерывного формирования творческого технического мышления? Психологами установлено, что техническое творчество напрямую связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам. Творческая техническая мысль может развиваться тогда, когда соответствует этим закономерностям. Отсюда следует, во-первых, что творческое осмысление знаний, владение методологией технического творчества позволяет учащимся сознательно и гарантированно управлять процессом генерирования нестандартных, эффективных идей; во-вторых, акт творческого технического мышления имеет специфическую логику рассуждения, которая лежит в основе поисковой умственной деятельности специали- ста-профессионала; в-третьих, истоками творческого технического мышления являются высокоразвитое воображение и фантазия, мно-гоэкранность и системность мышления, позволяющая учащемуся видеть проблему целиком, с различных сторон, видеть одновременно техническую систему, надсистему, включающую ее, и подсистему, являющуюся частью технической системы; устанавливать связи между ними и внутри них, причем для каждой из них видеть прошлое, настоящее и будущее. Другими словами, творческое мышление должно быть многоэкранным, и чем больше экранов будет возникать перед учащимися, тем более оригинальное и простое решение он может предложить. Таким образом, данный подход реализует важнейшую цель общего, начального, среднего и высшего профессионального образования — непрерывность целенаправленного формирования у учащихся именно системного творческого мышления. Новые технологии требуют осуществления в учебном процессе определенной схемы — схемы поисковой познавательной деятельности, в которой ЭВМ используется как средство развития творческого технического мышления и обеспечения многовариантности поиска решения творческой задачи на современном уровне и ускоренного приобретения учащимся профессионального опыта. Педагогические технологии обеспечивают: —овладение учащимися современными методами и средствами развития творческого воображения, преодоления инерции мышления, в том числе методами активизации мышления (метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и др.); использование современных методик Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Постепенное увеличение фундамента ОТТ и КИП от курса к курсу позволяет расширять использование методов и инструментов творчества в изучаемых дисциплинах; — овладение учащимися новыми проблемно-алгоритмическими формами представления учебного материала. Последний кратко символически записывается с использованием графического языка блок-схем и представляется в виде дидактической цепочки микропроблем различной степени сложности, то есть в виде алгоритма или системы алгоритмов проблемных ситуаций. Решение цепочки этих микропроблем развертывается на фоне решения основной проблемы и показывает учащемуся причинно-следственные связи. Эта дидактическая цепочка характеризуется особой значимостью для учащегося. «Открытия», которые учащийся делает в процессе поисковой деятельности при выполнении этого алгоритма, сопровождаются положительными эмоциями, что является дополнительным стимулом развития его познавательной активности; — создание педагогических условий, обеспечивающих творческую образовательную среду в учебном заведении, в частности, возможность работы учащихся с интеллектуальной компьютерной системой поддержки технического мышления («Изобретающая машина» — ИМ), с ее подсистемами «ИМ — приемы», «ИМ — эффекты» (химические, физические, математические) идр; — приобретение опыта решения реальных творческих технических задач; — обеспечение управления процессом поисковой познавательной деятельности с учетом уровней проблемного обучения либо непосредственно преподавателем, либо опосредованно через системы блок-схем алгоритмов проблемных ситуаций, системы усложняющихся творческих заданий, содержащих реальные производственные проблемы. В учебном процессе преподавателем специально развивается такая сторона технического мышления, как критичность, которая затем реализуется в алгоритме решения творческих задач, содержащих техническое противоречие. Один из блоков этого алгоритма требует выявления недостатков рассматриваемой технической системы, то есть так называемого «нежелательного эффекта». Обобщая сказанное, можно дать преподавателю современного профессионального учебного заведения следующие рекомендации. Для реализации инновационных технологий в профессиональном образовании, ориентированных на формирование системного творческого технического мышления учащихся и их способности генерировать нестандартные технические идеи при решении творческих производственных задач, преподавателю необходимо: 1. Изучить интеллектуальные инструменты и механизмы Теории решения изобретательских задач — ТРИЗ. 2. Приобрести практический опыт самостоятельного решения производственных проблем с помощью ТРИЗ. 3. Изучить педагогическую систему непрерывного формирования творческого технического мышления в Центре инженерного творчества МГИУ. 4. Представить «ядро» учебной информации в виде структурно-графической модели — в проблемно-алгоритмической форме. 5. Разработать профессионально направленную систему творческих заданий (как индивидуальных, так и для работы в творческих группах). 6. Разработать систему творческих заданий для проведения «разминки». 7. Включить в учебные планы изучение курса «Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» на всем протяжении обучения. 8. Разработать или приобрести комплекты иллюстрационных материалов (плакаты, фолии и слайды) и методических разработок по разделам курса «ОТТ и КИП». 9. Разработать систему интегративных курсов (гуманитарных, естественно-научных, общетехнических и специальных) на основе методологии творчества.
10. Разработать материалы для проведения рубежного (тематического) контроля проверки способности оперировать знаниями. 11. Разработать экзаменационные билеты, содержащие реальные производственные проблемы, требующие своего решения. На их ос- нове разработать методику проведения экзамена в форме эвристической беседы-игры. 12. Разработать творческие задания для выпускной работы, представляющей собой решение реальной производственной задачи (с оформлением учебной заявки на рацпредложение). Итак, вышеуказанные целевые ориентации направлены на то, чтобы каждый рабочий практически овладел методологией технического творчества и, таким образом, стал высококлассным специалистом, приобрел твердые нравственные принципы, широкий технический кругозор, общую культуру, умел быстро адаптироваться к новым социально-экономическим условиям и, тем самым, приобрел конкурентоспособность на рынке труда. Рассмотрим фрагменты педагогических технологий, адекватных целям креативной дидактической системы непрерывного формирования творческого технического мышления (НФТТМ) и реализуемых в начальном профессиональном образовании на примере цикла «Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления» (ОТТ и КИП). Цель курса — научить будущих рабочих свободно ориентироваться в нестандартных ситуациях на производстве и находить эффективные творческие решения профессиональных проблем. Кроме того, он воспитывает смелость мысли, потребность в творчестве и саморазвитии личности. Основой данного цикла курсов служат методы развития воображения и преодоления инерции мышления, в качестве которых применяются блоки психологических тестов (Торренса, Гилфорда), методы активизации творческого мышления, такие, как мозговой штурм, метод «Сверхгенератор», морфологический анализ, метод фокальных объектов и др., интеллектуальные «инструменты» ТРИЗ (многоэкранное мышление, фантограмма, метод моделирования маленькими человечками, оператор «Размер — Время — Стоимость», банки типовых и разовых приемов, фонды математических, физических, химических, биологических эффектов, сконцентрированные в компьютерной системе интеллектуальной поддержки мышления «Изобретающая машина»). Пример схемы подачи учебной информации по циклам курсов «ОТТ и КИП» при обучении будущих рабочих. (I курс) представлен на рис. 10. Мотивация познавательного интереса учащихся обеспечивается использованием на всем протяжении обучения приема «интеллектуальная разминка», игровых методов подачи материала и постановкой реальных творческих производственных задач. Разработанная система заданий, построенных на бытовом и профессиональном материале, обеспечивает как индивидуальную работу учащихся, так и работу их в специально сформированных творческих группах. Во время самостоятельного выполнения заданий будущие рабочие знакомятся с методами технического творчества непосредственно в деятельности по усовершенствованию различных производственных систем, заданных либо преподавателем, либо предложенных ими самими. При этом широко используются учащимися метод мозгового штурма, метод фокальных объектов и другие. Развитие творческого воображения и других творческих способностей Развитие воссоздаю- щего воображения Развитие творческого воображения $ Мозговой штурм Фразеологизмы Приемы фантазиро-
*^ Развитие других твор-ческих способностей Метод фокальных
Технические системы Ц (ТС) и функции Функциональный
Многообразие техники Системы, подсистемы и надсистемы Многоэкранное мышление Эволюция ТС
Критерии оценки эффективности технических систем (ТС)
Полезные функции и
Необходимые элементы Закон полноты час-
Методы усовершенствования технических систем / Многовариантность элементов ТС Морфологический Фанто грамма
\ Методы поиска нетрадиционных решений Метод фокальных _| Оператор «Размер- Время-Стоимость»
Аналогии Метод маленьких че- Основные условия работоспособности ТС Взаимосвязь элементов ТС Закон полноты час- Закон согласования в Закон энергетиче Рис. 10. Алгоритм представления учебной информации для будущих рабочих по дисциплине «ОТТиКИП» (1 курс).
Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, овладевает педагогическим капиталом, признавая педагогические ценности. История профессиональной школы и педагогической мысли — это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры преподавателя. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности преподавателя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Педагогическая деятельность по своей природе технологична. В этой связи требуется анализ педагогической деятельности, позволяющий рассматривать ее как решение многообразных педагогических задач. Категория «педагогическая технология» помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм ее овладения и воплощения как творческий акт. Процесс присвоения преподавателем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, личность способна преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как личностными особенностями преподавателя, так и характером его научно-педагогической деятельности. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей личности. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. Таким образом, можно сказать, что профессионально-педагогическая культура — это мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных ви- дах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий. Изложенное представление профессионально-педагогической культуры дает возможность вписать данное понятие в категориальный ряд: культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя профессиональной школы. Формирование педагогической культуры преподавателя профессиональной школы предполагает овладение технологией педагогического общения, педагогическими инновациями и импровизацией, приемами и способами организации учебной, изобретательно-технической деятельности учащихся, технологией управления собственной профессиональной деятельностью. В логике наших рассуждений особое значение приобретает личностный подход к анализу культуры и выявлению особенностей формирования личности. Личностный подход предполагает, что его может осуществлять лишь педагог, осознающий личностью самого себя. Только в этом случае он может увидеть личность в воспитаннике, понять его и строить свое взаимодействие с ним как диалог, как обмен интеллектуальными, эмоциональными и социальными ценностями, благодаря чему оказывать помощь в развитии личности воспитанника и развивать себя как личность. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности является способность выделять свое «Я — профессиональное» из окружающей педагогической деятельности, противопоставлять себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать свои действия, слова и мысли. Личностный смысл профессиональной деятельности требует от преподавателя достаточно высокой степени активности, способности управлять, регулировать свое поведение в соответствии с возникшими или специально поставленными педагогическими задачами. Саморегуляция как волевое проявление личности раскрывает природу и механизм таких профессиональных черт личности преподавателя, как инициативность, самостоятельность, ответственность и т.п. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора и склонность к шутке и др. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Под современным понятием «творческая личность» понимается такой тип личности, для которого характерна устойчивая, высокого уровня направленности на творчество, мотивационно-творче-ская активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Специфика педагогического творчества преподавателя профессиональной школы состоит в том, что объектом и одновременно субъек- том его профессиональной деятельности является личность учащегося, будущего квалифицированного рабочего-профессионала. Все другие виды творческой деятельности уступают творчеству педагогическому по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности специалиста. Преподаватель профессиональной школы в силу особенностей профессиональной деятельности сочетает научное и педагогическое творчество. Безусловно, характер научной деятельности, логика и алгоритм решения научных задач детерминируют алгоритм решения задач педагогически. Во-первых, педагогическое творчество более «регламентировано» но времени. Этапы творческого процесса — возникновение педагогического замысла, разработка, реализация замысла и др. между собой «жестко» связаны во времени, требуют оперативного перехода от одного этапа к другому. Если в деятельности писателя, художника, ученого вполне допустимы, иногда даже необходимы, паузы между этапами творческого акта, то в практической деятельности педагога они чаще исключены. Преподаватель ограничен количеством часов, отводимых на изучение конкретной темы, раздела, он ограничен аудиторным временем и т.д. В ходе урока, семинарского или лабораторного занятия возникают предполагаемые и неожиданные проблемные ситуации, требующие квалифицированного решения. Качество решения, выбор наилучшего варианта могут ограничиваться в силу указанной особенности, психологической специфики педагогических задач. Во-вторых, отсроченность результатов творческих поисков педагога. В других сферах результаты деятельности, как правило, материализуются сразу же и могут быть соотнесены с поставленной целью. Результаты деятельности преподавателя воплощаются в знаниях, навыках, умениях, деятельности и поведении будущих специалистов и оцениваются лишь частично и относительно. В силу этого обстоятельства они не могут служить обоснованием решения на каждом новом этапе педагогической деятельности. Лишь развитые аналитические, прогностические, рефлексивные и другие способности преподавателя позволяют ему на основе частичных результатов прогнозировать результат его профессионально-педагогической деятельности. В-третьих, сотворчество преподавателя с учащимися, коллегами-преподавателями в педагогическом процессе, основанное на единстве цели профессиональной деятельности. Атмосфера творческого поиска в педагогическом коллективе и учебных группах обучающихся выступает мощным стимулирующим фактором. Преподаватель как специалист в определенной области знаний в ходе учебно-воспитательной работы, производственной практики демонстрирует своим учащимся творческое отношение к профессиональной деятельности. Критерии должны раскрываться через качественные признаки (показатели), по мере проявления которых можно судить о большей или меньшей степени выраженности данного критерия; они должны отражать динамику измеряемого качества во времени и культурно-педагогическом пространстве и, по возможности, охватывать основные виды педагогической деятельности. Примером таких критериев могут служить: 1. Ценностное отношение к педагогической реальности проявляется через понимание и оценку целей и задач педагогической деятельности, осознание ценности педагогических знаний, признание ценности субъект-субъектных отношений, удовлетворенность педагогическим трудом. 2. Технолого-педагогическая подготовленность предполагает знание и умение использовать способы решения аналитико-рефлексив-ных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельно-стных, оценочно-информационных и коррекционно-регулирующих педагогических задач. Способы решения задач определяются через совокупность умений, отражающих уровень развития личности преподавателя как субъекта деятельности. 3. Интегративность видов педагогической культуры, отражающая уровень сформированности основных видов педагогической культуры и их взаимосвязь. 4. Степень развития педагогического мышления как критерий 5. Стремление к новаторскому и профессионально-педагогическо Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическим процессам инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся. Инновационная направленность формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя профессиональной школы предполагает его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в учебном заведении определенной инновационной среды. Если раньше инновационная деятельность сводилась к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей учебных заведе- ний становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. Анализ структурных компонентов профессионально-педагогической культуры с точки зрения их инновационности означает: во-первых, выявление наличия или отсутствия в них новизны, во-вторых, установление повторяемости известного с несущественными изменениями, в-третьих, определение конкретно того, что уже известно, в-четвертых, обнаружение дополнения известного существенными признаками, элементами, в-пятых, установление создания нечто качественно нового. Данный алгоритм анализа инновации приложим как к оценке внедрения результатов научно-педагогических исследований, так и к оценке передаваемого педагогического опыта. Современной профессиональной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной преподавательской деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства преподавателей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике преподаватели часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта и опыта своих коллег. С учетом данного обстоятельства в учебных заведениях целесообразно иметь тематику микроисследований психолого-педагогического содержания, которые помогут преподавателям по-новому взглянуть на собственную педагогическую деятельность и деятельность учащихся, оценить эффективность используемых ими педагогических технологий.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |