Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ступенчатое блочно-модульное профессиональное обучение рабочих




§1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ



ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ


 


 


Блочно-модульное профессиональное обучение рабо­чих — это, по существу, ступенчатая система подготовки и повы­шения квалификации рабочих на производстве, позволяющая осу­ществлять их непрерывное обучение. Только обучение рабочих на той или иной ступени обучения дополняется соответствующими модулями и модульными единицами. Целью такого обучения является обеспечение объединений, предприятий и организаций квалифицированными рабочи­ми кадрами с учетом изменений научно-технических и социально-эконо­мических условий, формирование у них высокого профессионализма, со­временного экономического мышления, умения работать в новых эконо­мических условиях и перехода к рыночным отношениям.

Непрерывность образования не означает, что учеба должна прово­диться без перерыва. Получение первоначального профессионально­го образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продол­жено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продол­жаться без отрыва от производства.

Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализи­ровать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потреб­ность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний.

В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспи­тания поставлен человек, личность со своими интересами. Вот почему очень важно соблюдать принципы, цели и задачи непрерывного профес­сионального и экономического образования рабочих на производстве.

К основным принципам непрерывного профессионального и эко­номического обучения рабочих на производстве относятся:

— целостность единой системы непрерывного образования, пре­емственность различных его видов и форм с учетом последовательно­го усложнения получаемых знаний и умений;


—опережающий характер обучения на основе прогнозирования научно-технического развития и условий организации труда (полу­чаемые знания и умения не только должны отвечать требованиям производства, но и позволять оперативно включаться в быстро изме­няющиеся технологии и условия производства);

—ориентация на всестороннее, гармоничное развитие личности каждого рабочего, сочетание его интересов с интересами общества;

—гибкость и динамичность различных форм учебно-воспитатель­ного процесса, его связь с изменяющимися условиями производства, внедрением новых технологий;

—мотивация осознанной необходимости постоянного повышения знаний, навыков и умений; гарантированность профессионального и социального продвижения рабочих, а также других видов стимулиро­вания при условии непрерывного обучения, высокопроизводительно­го и качественного труда;

—преимущественное обучение и продвижение рабочих, занятых на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда в тече­ние длительного времени.

Новые цели профессионального обучения, изменяющиеся потреб­ности производства в высококвалифицированной рабочей силе вно­сят существенные коррективы в организацию, структуру, формы и методы обучения рабочих кадров.

Непрерывное профессиональное образование состоит из двух частей: базового и дополнительного образования. Об этом будет сказано ниже.

Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию.

Важная особенность непрерывного образования — его устремлен­ность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных знаний.

Нормативным документом при организации обучения работников на производстве служит Типовое положение о непрерывном профессио­нальном и экономическом обучении кадров для народного хозяйства.

В Типовом положении определены порядок и функции управле­ния непрерывным обучением различных уровней; установлены фор­мы и виды обучения, обеспечивающие его непрерывность для специ­алистов и рабочих; даны рекомендации по подбору, подготовке и повышению квалификации преподавательских кадров; определена роль и значение учебно-материальной базы в обеспечении непрерыв­ного образования; даны рекомендации по планированию непрерыв­ного обучения кадров, а также по планированию, учету и отчетности об учебной работе; указаны источники финансирования расходов на обучение кадров.

За период после издания Типового положения в стране произошли серьезные изменения в политической, экономической и социальной сферах, принят ряд новых законодательных актов, осуществляется переход к рыночным отношениям.


Эти перемены требуют творческого применения Типового поло­жения с учетом реальных условий подхода ко всем аспектам органи­зации непрерывного обучения на производстве.

При рыночных отношениях предполагается формирование рынка труда, ориентированного на квалифицированный труд. В этих усло­виях обучение кадров на производстве должно проводиться и оцени­ваться с позиций целей и конечных результатов. ^^__.

Непрерывное профессиональное и экономическое обучение на производстве предусматривает следующие виды и формы обучения:

—подготовку новых рабочих, не имеющих профессий;

—переподготовку с целью освоения высвобождаемыми рабочими новых профессий в результате внедрения новой техники, аттестации и рационализации рабочих мест в связи с переходом к рыночной экономике, а также в связи с потребностью в смене профессии;

—обучение рабочих вторым профессиям с целью расширения про­фессионального профиля и эффективной работы в условиях бригад­ной формы организации труда;

—повышение квалификации на производственно-экономических курсах с целью углубления профессиональных знаний, навыков и умений, а также экономических знаний, дающих право на присвое­ние очередного квалификационного разряда;

—повышение квалификации в школах рационального хозяйство­вания, являющихся основной формой массовой производственно-экономической учебы и призванных повысить уровень экономиче­ских и профессиональных знаний;

 

— повышение квалификации на курсах целевого назначения с целью изучения новой техники, оборудования, материалов, техноло­гических процессов, новых методов хозяйствования, новых форм ор­ганизации труда и др.;

— повышение квалификации в школах передовых методов и при­емов труда с целью изучения приемов и методов труда передовиков, добившихся высоких технико-экономических показателей;

— курсы бригадиров, способствующие повышению профессио­
нальных и экономических знаний бригадиров и их резерва;

—самообразование;

—участие в кружках (группах) качества и других общественных формах обучения.

Источниками обеспечения потребности предприятий в рабочих различной квалификации являются:

—лица, не имеющие профессии и проходящие подготовку на про­изводстве;

—выпускники средних общеобразовательных школ. Одни из них (не имеющие квалификационного разряда) направляются в отдел техническо­го обучения (ОТО); другие, имеющие квалификацию, после дополнитель­ного обучения направляются на работу по полученной профессии; третьи, имеющие квалификацию, могут быть направлены на переподготовку по другой профессии с учетом личного желания и потребностей предприятия;


— выпускники ПТУ. Некоторые из них, проходившие практику на предприятии (участке), направляются на рабочие места, другие проходят дополнительное обучение;

— квалифицированные рабочие. Принятые со стороны, такие ра­бочие проходят дополнительное обучение;

— выпускники средних специальных учебных заведений.

Кроме этого, на предприятиях осуществляется плановое переме­щение рабочих, переподготовка и перевод рабочих поточно-массово­го производства, имеющих производственный опыт, на профессии широкого профиля с более сложным содержанием труда.

Рекомендуются примерные сроки продолжительности работы по каж­дому из квалификационных разрядов до присвоения очередного разряда:

с 1-го на 2-й — 1—2 года

со 2-го на 3-й — 2—3 года

с 3-го на 4-й — 2—3 года

с 4-го на 5-й — 2—4 года

с 5-го на 6-й — 3—5 лет

с 6-го на 7-й — 3—5 лет

с 7-го на 8-й — 3—5 лет

Рабочие повышают квалификацию в соответствии с производст­венной необходимостью и своим желанием на производственно-эко­номических курсах (ПЭК), в школах рационального хозяйствования (ШРХ), на курсах целевого назначения (КЦН), в школах передовых приемов и методов труда (ШПМТ).

Параллельно с повышением профессионального мастерства воз­можно обучение в школах рабочей молодежи, в вечерних, заочных техникумах и вузах и других формах обучения.

Непрерывное обучение должно гарантировать профессиональное продвижение рабочих, которое предусматривает: рост в рамках одной профессии до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

Из числа квалифицированных рабочих, обладающих организа­торскими способностями и пользующихся авторитетом среди рабо­чих, создается резерв бригадиров. В этом случае они должны прохо­дить обучение на курсах бригадиров.

Из квалифицированных рабочих и бригадиров, имеющих среднее специальное образование и производственный опыт, формируется резерв мастеров.

§
 

Как известно, во всех стационарных учебных заведени­ях, будь то общеобразовательная школа, профессионально-техниче­ское училище, техникум или институт, существует определенная

* См. подробно: Батышев С.Я. Производственная педагогика. Учебник. Изда­ние III. M., 1984. С. 269—351.



взаимосвязь между начальными и последующими классами, курса­ми, изучаемыми предметами. Изучение последних основывается на строгой последовательности при соблюдении дидактических принци­пов обучения. При переходе из одного учебного заведения в другое каждому учащемуся или студенту предоставляется возможность про­должить образование в соответствующем классе или на курсе.

Казалось бы, аналогичное положение должно быть и при подготов­ке и повышении квалификации рабочих на производстве. Однако здесь грубо нарушаются дидактические принципы педагогики. Преж­де всего, отсутствует преемственность в обучении. Оно организуется не на основе единых квалификационных требований, поэтому уро­вень квалификации одних и тех же профессиональных групп рабочих на предприятиях различен. Поэтому при переходе с одного предпри­ятия на другое рабочие вынуждены посещать одни и те же курсы по нескольку раз.

В целях регламентации единого для всех предприятий содержа­ния, объема и уровня профессионально-технического обучения рабо­чих на производстве и придания ему единого направления возникает необходимость организовать обучение рабочих на новых началах, введя ступенчатое блочно-модульное профессиональное обучение.

В основу ступенчатой системы профессионального обучения рабо­чих положено обучение на краткосрочных курсах. При этом оно по­строено по восходящим ступеням (этапам) обучения с таким расче­том, чтобы каждая последующая ступень была логическим продолже­нием предыдущей, обеспечивала возможность дальнейшего обучения и предусматривала расширенную сферу применения их труда.

На первой ступени осуществляется подготовка рабочих начальной квалификации, на 2-й — проводится повышение квалификации рабо­чих до уровня средней квалификации, а на 3-й — до уровня высшей.

Каждая ступень — это блок обучения. В каждом блоке — общепро­фессиональный базисный модуль и дополнительный специальный модуль (или модульные единицы). Эти ступени — блоки обучения составляют единую цепь органически связанных между собой учеб­ных мероприятий, имеющих одну общую цель (табл. 9 и 10).

Обучение рабочих проводится по единым учебным планам и про­граммам, разрабатываемым в рамках данной профессии для каждой ступени обучения в отдельности. При этом учебный материал программ для всех ступеней-блоков находится во взаимосвязи, органическом единстве, обеспечивающем согласованность и преемственность обуче­ния, и в целом составляет стройную систему, способствующую приобре­тению рабочими профессионально-технического образования.

Однако характер подготовки рабочих одной профессии в различ­ных отраслях промышленности не всегда будет одинаковым. Так, подготовка рабочих сквозных профессий в машиностроительной про­мышленности несколько отличается от подготовки рабочих в легкой промышленности. Различными могут быть объем знаний, степень овладения определенными навыками. Но в каждом отдельном случае


Таблица 9

Сводный учебный план подготовки и повышения квалификации

слесарей-ремонтников широкого профиля

(базисных блоков — теоретическое обучение в часах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 '1 ................      
№ темы Тема Квалификация по основной профессии Дополнительная профессия
Начальная Средняя Высшая Токарь Наладчик автоматиче­ских линии |
  Введение          
  Основные сведения о про­изводстве и организации рабочего места   - -    
   
  Техника безопасности, производственная санита­рия и противопожарные мероприятия         J
   
     
  Материаловедение -     -  
  Слесарное дело   - - - *
  Основы общей технологии металлов   - - - _
  Чтение чертежей и схем   - - - -
  Допуски и технические измерения       -  
  Сведения по технической механике         -
  -
  Сведения по электротехни­ке и электрооборудования         -
   
  Устройство оборудования     - - -
  -
  Технологический процесс ремонта промышленного   - - -  
оборудования  
  Механизация и автомата-   - - -  
   
  Основные сведения по ор­ганизации и экономике производства       -  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Технология слесарной об­работки -   - - -
  Гидравлические и пнев- -     - -
         
  Стропальные работы -   - -  
  Ремонтные работы -   - - -
  Слесарные и слесарно-ре-монтные работы       - -
   
  Работы на токарных станках - - -   -
  Процесс резания металлов и режущий инструмент - _ _   _
       
  Токарные станки - - -   -
  Общие вопросы построе­ния автоматических линий - - - -  
  Особенности технологи­ческих процессов на авто­матических линиях - - - -  
  Станки и инструменты ав­томатических линий - - - -  
  Транспортные и зафузоч-ные устройства автомати­ческих линий - - - -  
  Электрооборудование ав­томатических линий - - - - 128 1
  Пневмо- и гидросистемы автоматических линий - - - -  
   
  Приспособления и режу­щий инструмент автома­тических линий - « _ -  
   
  Контрольно-измеритель ный инструмент автома­тических линий - - - -  
3, Наладка автоматических ЛИНИЙ - -      
' "
  ИТОГО          

Таблица 10

Сводный учебный план подготовки и повышения квалификации

слесарей-ремонтников широкого профиля

(специальных блоков — производственное обучение в днях)

 

 

 

 

 

№ темы Тема Квалификация по основной профессии Дополнительная Л профессия
  Начальная Средняя Высшая Токарь Наладчик в автоматич^- \ гких линии
  Инструктаж по технике безопасности и ознаком­ление с производством   - -   -
  Изучение общеслесарных операций     - - -
  Обучение выполнению общеслесарных работ   - - -  
  Самостоятельное выпол­нение работ в бригаде по ремонту оборудования   - - -  
  Разборка и сборка узлов обо­рудования средней сложно­сти с подгонкой деталей -   - - _
  Ремонт и восстановление узлов деталей оборудования -   - - -
  Испытание оборудования средней сложности и про­верка ее на точность -     -  
  Слесарные и слесарно-сборочные работы по ре­монту сложного оборудо­вания - -   ~ "
  Освоение приемов по уп­равлению станком, подго­товка станка к работе и уход за ним - - ~   -
   
  Изучение операций и ра­бот, выполняемых тока­рем 2-го разряда - - -    
       

 

 

 

 

 

№ темы Тема Квалификация по основной профессии Дополнительная профессия
Начальная Средняя Высшая Токарь Наладчик автоматиче­ских линии
  Самостоятельное выполне­ние различных токарных ра­бот сложностью 2-го разряда - - -   :
  Знакомство с автоматиче­ской линией и техникой безопасности - - - -  
  Изучение технологического процесса обработки деталей на автоматической линии - - - -  
  Изучение конструкции и кинематики станков и агре­гатов автоматической линии - - - -  
  Наладка транспортных и загрузочных устройств ав­томатической линии - - - -  
  Наладка насосных станций для охлаждения режущего инструмента и механиков автоматической линии - - - -  
  Наладка электрооборудова­ния автоматической линии - - - -  
  Наладка пневмо- и гидроси­стем автоматической линии - - - -  
  Наладка приспособлений для фиксации и зажима деталей и режущих инст­рументов ~ - - -  
  Наладка контрольно-из­мерительной аппаратуры автоматических линий - - - -  
             
Наладка и испытание ав­томатической линии Квалификационная проб­ная работа  
  ИТОГО          

необходимо придерживаться основных требований к общему объему знаний и навыков по данной профессии. Поэтому количество ступеней (блоков) обучения в отраслях промышленности может меняться в зави­симости от сложности профессии. Например, по трем ступеням могут обучаться электросварщики, газосварщики, токари, слесари-ремонтни­ки, слесари механосборочных работ, шлифовщики, фрезеровщики, на­ладчики автоматов и станков, наладчики автоматических линий и др.

В металлургической промышленности по ряду профессий обуче­ние можно также организовать по трем ступеням-блокам. Например, 1-я ступень — подготовка подручных (вторых и третьих), 2-я сту­пень — первый помощник по основной профессии (сталевара, горно­вого, вальцовщика), 3-я ступень — сталевар, горновой, вальцовщик.

На предприятиях горнорудной промышленности можно организо­вать обучение рабочих по трем ступеням — блокам:

1-я ступень — забойщик,

2-я ступень — взрывник,

3-я ступень — электрослесарь.

При ступенчатом блочно-модульном обучении каждому рабочему предоставляется возможность пройти путь от малоквалифицирован­ного рабочего до рабочего высокой квалификации. Каждый вновь поступающий на предприятие рабочий может продолжать обучение на той или иной ступени в зависимости от общеобразовательного уровня и приобретенной квалификации по специальности.

Систематическое, планомерное, целенаправленное профессио­нальное обучение рабочих на производстве облегчает учебу, позволя­ет в максимально короткие сроки приобрести профессиональное мас­терство, без особого напряжения включиться в разнообразные сферы производственной деятельности. Рассмотрим трехступенчатую сис­тему блочно-модульного обучения рабочих.

Первая ступень обучения — это низшая ступень профессиональ­но-технического обучения, на которой проводится подготовка новых рабочих через индивидуально-бригадное обучение и курсы с отрывом и без отрыва от производства.

Для данной ступени обучения разрабатывается первый блок учеб­ных материалов, состоящий из базисного блока и специального блока. Если на базисном блоке 1-й ступени обучающиеся получают основ­ные знания и навыки, являющиеся общими для ряда профессий, на­пример, для профессии слесаря, то на специальном блоке речь идет уже о специальной подготовке по конкретной изучаемой специально­сти, входящей в эту профессию. Речь идет о более широких теорети­ческих знаниях, практических навыках и умениях, необходимых для работы на производстве.

На специальном блоке (специальной стадии обучения) мастер производственного обучения (инструктор производственного обуче­ния) добивается, чтобы учащийся научился читать чертежи и карты технологического процесса. Учащиеся должны знать:

— как называется изображенная на чертеже деталь;


— в каком масштабе она вычерчена и в каких проекциях показана;

— из какого материала будет изготовлена деталь;

— в каком количестве необходимо изготовить эту деталь;

— какую форму она будет иметь;

— каковы размеры детали и допускаемые на них отклонения;

— какую частоту должны иметь поверхности обработанной детали.

Сначала мастер показывает деталь, сделанную по данному черте­жу, разбирает чертеж вместе с обучающимися, задает им вопросы, прося показать соответствующие параметры на чертеже и детали.

После этого можно перейти к разбору карты технологического про­цесса (операционной карты). Указав название детали или узла, мастер должен кратко охарактеризовать работы, включенные в эту операцию, ознакомить обучающихся со всеми технологическими переходами дан­ной операции и с операционным эскизом, приспособлениями и инстру­ментами для выполнения каждого перехода операции, затем он сообща­ет о том, какие протирочные и промывочные средства потребуются для каждого перехода; перечисляет технические условия, называет время, отведенное на выполнение операции, а для сборочных операций говорит и о спецификации деталей и узлов, о размерах и отклонениях, обозна­ченных на операционном эскизе. После этого мастер должен задать учащимся вопросы и получить ответы на них.

Далее ему предстоит научить учащихся разбираться в техниче­ской документации. Затем он дает им домашнее задание, предлагая самостоятельно разобраться в чертеже.

Непосредственный контакт с обучающимися в процессе работы создает условия для закрепления и корректирования их реакций. Так как обучающийся работает в реальной рабочей обстановке, закрепле­ние производится благодаря результатам его труда. Он видит то, что производит, и это является важным средством для закрепления его навыков. Сама производственная обстановка позволяет постоянно получать обратную связь, наблюдать за полученными результатами, за тем, правильно ли учащийся выполняет свое задание.

После окончания 1 -й ступени обучающийся должен уметь выпол­нять работы 2-го разряда на определенном станке, производить необ­ходимые расчеты, связанные с наладкой. Хорошо успевающие уча­щиеся могут научиться выполнять и работы 3-го разряда. Срок обуче­ния — до 6 месяцев. За это время обучающемуся необходимо овладеть производственными навыками, нужными для выполнения работы в заданном темпе с соблюдением технических требований, установлен­ной технологией. Нужно научиться выполнять нормы выработки, применять наиболее рациональные приемы работы и организации труда на рабочем месте.

Заканчивая 1 -ю ступень обучения, учащиеся должны уметь определять режимы технологических процессов для выполнения определенных зада­ний и контролировать процесс по различным признакам. Они могут само­стоятельно планировать выполнение технологического процесса в опреде­ленной последовательности, подготавливать оборудование для его выпол-


нения и производить регулировку. Наблюдая за работой оборудова­ния, учащиеся учатся определять отклонения от заданных парамет­ров, устанавливать причины дефекктов и отклонения от принятого режима работы.

После завершения 1-й ступени обучения рабочие, например, зна­ют, каково назначение и особенности устройства однотипного техно­логического оборудования, на котором происходит работа в цехе. Они умеют управлять оборудованием, регулировать и контролировать его работу, выявлять причины неполадок, а также знают пути их устра­нения. Кроме этого, учащиеся могут проводить мелкий ремонт обслу­живаемого оборудования. Они умеют анализировать свою работу, видят ее преимущества и недостатки, в состоянии обобщить и сделать выводы и наметить пути решения производственных задач.

Рабочий начальной квалификации, например, токарь, окончив 1-ю ступень обучения, должен уметь выполнять работы по обточке внутрен­них и наружных цилиндрических, конических и несложных фасонных поверхностей по 3—4-му классам точности на универсальном металло­режущем станке с применением нормального режущего инструмента и универсальных приспособлений; нарезание наружной и внутренней треугольной резьбы резцом; обрабатывать детали с небольшим количе­ством переходов, соблюдая последовательность и режимы обработки в соответствии с технологической картой или указанием инструктора.

При работе на конвейере рабочий начальной квалификации наря­ду с освоением основной должен уметь выполнять смежные операции.

Следует отметить, что кругозор рабочих, окончивших 1-ю сту­пень обучения, еще недостаточно широк. Их представления о произ­водстве и будущей работе ограниченны. У этих рабочих нет таких знаний и высокого уровня мастерства, хотя они и владеют професси­ональной сноровкой. Эти рабочие научились проявлять осторожность и находчивость в тех случаях, когда ошибки в работе могут привести к порче продукции или поломке оборудования, но не выработали в себе способности уверенно принимать самостоятельные решения.

Самостоятельность таких рабочих относительна, и деятельность их ограничена рамками определенных задач. Им нередко приходится при­бегать к советам мастера цеха и более квалифицированных рабочих.

По мере того, как рабочие овладевают профессией, у них появля­ется потребность в повышении квалификации на 2-й ступени обуче­ния. Условием для этого является накопление знаний, умений и про­изводственного опыта.

Вторая ступень обучения — здесь рабочие, окончившие 1-ю сту­пень обучения и проработавшие 1 —2 года по приобретенной профес­сии, повышают свою квалификацию до уровня средней квалифика­ции. Для этой ступени обучения разрабатывается второй блок учеб­ных материалов. Если на 1-й ступени рабочего научили обслуживать машину, то теперь он овладевает знаниями и умениями, необходи­мыми для выполнения простого ремонта, методами контроля процес­са производства на различных этапах его выполнения, более полно


знакомится с процессом обработкой металлов, принципами действия и регулирования машин. Срок обучения — до 6 месяцев. Обучение на 2-й ступени состоит из основного обучения: повышения квалифика­ции по основной профессии — токаря, на которое разрабатывается базисный модуль, и дополнительного — получения второй профес­сии — слесаря-ремонтника. На этот вид обучения разрабатывается специальный модуль и модульные единицы. Обучаясь на 2-й ступени, рабочий расширяет сферу своей деятельности, изменяется содержа­ние его квалификации. Он начинает овладевать элементами инже­нерно-технических знаний и постепенно приступает к выполнению более сложной технической деятельности, получает разносторонние технические знания, а также отрабатывает приемы и навыки выпол­нения работ, относящихся к различным видам труда. На этой ступени обучающиеся изучают разные системы машин, различные техноло­гические процессы, учатся пользоваться всевозможными приспособ­лениями, вспомогательными, режущими, мерительными инструмен­тами, контрольно-измерительной аппаратурой.

Рабочие овладевают широким кругом профессионально-техниче­ских знаний, самостоятельно принимают решения о влиянии на ход технологического процесса, обеспечивают успешность его протека­ния. Теперь они овладевают новыми знаниями и умениями. Они изу­чают общие принципы построения схем сложного оборудования раз­ных типов и моделей (в том числе сложных станков-автоматов), вы­полняют разнородную работу высокой сложности и точности. Если обучающийся — станочник, он производит ремонт станка в том слу­чае, когда это не мешает выполнению его основной производственной работы. На этой стадии обучающиеся свободно читают чертежи и кинематические схемы, применяют высокопроизводительные мето­ды работы, самостоятельно ведут достаточно сложные расчеты, свя­занные с наладкой станков, хорошо знают устройство контрольно-из­мерительных приборов, применяемых по основной, смежным и вто­рой профессии, умеют пользоваться приспособлениями.

По окончании обучения на 2-й ступени рабочие обладают знания­ми и навыками, необходимыми рабочему средней квалификации. Они достигают высокой степени умений в производственно-механи­зированном и производственно-ручном труде. Это уже квалифициро­ванные рабочие. Они могут выполнять работы, тарифицируемые 3-м разрядом. А особенно хорошо успевающие обучающиеся могут нау­читься выполнять работы 4-го разряда. Закрепив приобретенные на 2-й ступени знания, через 2—3 года работы рабочие могут продол­жать обучение на 3-й ступени.

Третья ступень обучения — здесь повышают свою квалификацию рабочие, окончившие 2-ю ступень обучения или профессионально-технические училища. Для этой ступени обучения разрабатывается третий блок учебных материалов. К обучению на 3-й ступени могут быть допущены и рабочие, которые имеют необходимую подготовку, полученную другим путем, и по условиям обучения подходят к зачис-


лению на эту ступень. Рабочие здесь готовятся к профессиональной деятельности, овладевают знаниями и навыками по выполнению ра­бот, тарифицируемых высшими разрядами. Они продолжают расши­рять также знания по смежным специальностям.

Обучение на 3-й ступени состоит из основного обучения: повыше­ния квалификации по основной профессии — слесаря-ремонтника (на него разрабатывается базисный модуль), и дополнительного пол­учения третьей профессии — наладчика автоматической линии. На этот вид обучения разрабатываются специальный модуль и модуль­ные единицы. Такие рабочие должны иметь хорошую производствен­ную подготовку, а также опыт работы по основной и смежным про­фессиям, чтобы за установленный срок обучения они могли стать рабочими широкого профиля высшей квалификации. ■ На 3-й ступени обучающиеся овладевают сложными навыками, разнообразными приемами и методами выполнения работ, легко при­спосабливаясь к новым условиям и требованиям производства. В та­ких случаях можно говорить о проявлении высокой пластичности навыков, обеспечивающей регуляцию и перестройку деятельности. Ведь навыки не являются неизменными. Они изменяются в зависимо­сти от изменяющихся условий производства, структуры трудового процесса и степени сложности отдельных частей.

После окончания 3-й ступени обучения рабочий приобрел знания в определенной системе, поэтому он умеет пользоваться ими, глубже проникать в понимание производственного процесса, связывая его со своим прошлым и настоящим опытом. Он свободно оперирует поня­тиями, анализирует факты, ищет причины, давая объяснение им. В этом плане рассматриваются новые факты. У рабочего появляется возможность самостоятельно и быстро вернуться к старым знаниям, воспроизвести их и опереться на них. Это уже высококвалифициро­ванный рабочий. Он может выполнять разные операции по изготов­лению различных деталей на разных станках.

На 3-й ступени обучения особенно ярко проявляются три харак­терные черты ступенчатой системы обучения:

1) приспособление изучаемых профессий к современному уровню развития техники;

2) широкая база обучения, привлечение знаний из других профессий, концентрация их в одной профессии — профессии широкого профиля;

3) овладение смежными (совмещенными) и вторыми профес­
сиями.

Очевидно, что профессиональное обучение по ступенчатой систе­ме строится таким образом, что каждая последующая ступень отли­чается от предыдущей возрастающей сложностью работ, более высо­кими требованиями к качеству обработки изделий, применением бо­лее современных инструментов и приспособлений.

Подготовку и повышение квалификации рабочих по ступенчатой системе обучения можно проводить как непосредственно на предпри­ятиях, так и в вечерних профтехучилищах.


В случае острой необходимости каждое предприятие или вечер­нее профтехучилище имеет возможность объединить все три ступе­ни (блока) в один цикл обучения (1,5 года) или две ступени (блока) в один цикл (1 год) либо организовать обучение только по програм­мам одной ступени обучения (одному блоку) со сроком обучения 6 месяцев (или год — в зависимости от сложности изучаемой про­фессии).

Выбор ступени, с которой рабочий должен начать обучение, обус­ловлен его подготовкой. Он может начать обучение со 2-й и даже с 3-й ступени. Рабочий может выбрать себе любой блок обучения.

При наличии в одном городе небольших промышленных предпри­ятий можно организовать межзаводскую ступенчатую систему обу­чения, возложив руководство организацией обучения на головное предприятие или сосредоточив его на вечернем отделении дневного профтехучилища. Таким образом, создается положение, при котором подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве и в вечерних ПТУ на федеральном уровне будут проводиться по единой учебно-программной документации, а на дополнительном обучении по документации, разрабатываемой на местах применительно к усло­виям данного предприятия.

Ступенчатая система обучения создает благоприятные условия для подготовки рабочего к выполнению возможно большего количества тру­довых комплексов, характерных для нескольких рабочих мест.

Определив требования для каждой ступени обучения и разработав учебно-методическую документацию по ряду профессий (по блокам и модулям, с учетом будущей деятельности и признаков производст­венной деятельности), при ступенчатом построении обучения рабо­чий без отрыва от производства получает профессионально-техниче­ское образование и значительно большую производственную подго­товку.

Такое обучение будет отвечать единым квалификационным требованиям. Тем самым будет положен конец неодинаковому подходу к обучению рабочих одним и тем же профессиям, устра­нится понятие о рязанских, орловских, курских или московских токарях, слесарях или рабочих других специальностей, так как обучение будет проводиться по единой системе, единым моду­лям, единым программам и квалификационным требованиям. В случае перехода на другое предприятие рабочему не придется повторять одни и те же предметы или менять профессию. Он продолжит обучение на следующей ступени по ранее приобре­тенной профессии. Об этом скажет отметка в удостоверении-дипломе, который должен будет иметь трудящийся любого про­мышленного предприятия.

Диплом по профессии будет давать право и возможность занять указанное в нем рабочее место для выполнения работы определенной квалификации на своем и любом другом предприятии определенной отрасли промышленности.


Стремление получить диплом по профессии является для рабочих стимулом, обеспечивающим коренное улучшение их профессиональ­ного обучения, ускоряющим процесс формирования рабочего широ­кого профиля.

Новый подход к системе подготовки и повышения квалификации рабочих по блочно-модульному обучению в условиях производства состоит в том, чтобы компенсировать недостающий объем професси­ональной подготовки рабочих путем повышения их квалификации на последовательно возрастающих ступенях обучения по программам, разрабатываемым для каждой ступени в отдельности так, чтобы каж­дая последующая ступень отличалась от предыдущей.

При этом следует помнить о том, что изучаемый материал излага­ется на каждой ступени так полно, как это необходимо не только для целей обучения, но и для успешного усвоения учебного материала на последующей ступени обучения.

Обучающиеся на разных ступенях имеют разный жизненный опыт, образование и квалификацию, поэтому на каждой из них дол­жны быть предусмотрены различные сроки обучения, зависящие и от сложности профессии. Для этого в программах указывается количе­ство времени, которое надо отвести на классные, лекционные, до­машние, очные и заочные занятия.

По ступеням обучения учебный материал распределяется с учетом особенностей того или иного предприятия таким образом, чтобы ра­бочие успели ознакомиться со всеми видами работ и научились при­менять полученные знания на практике. Следовательно, одна из важ­нейших проблем — это создание учебно-методической документа­ции — разработка модулей и модульных единиц. В учебном плане должен быть определен перечень предметов и модулей, порядок их изучения, количество часов по предметам и модулям на весь срок обучения и на неделю.

Практика показывает, что при таких условиях рабочие успешно овладевают двумя, тремя и более профессиями.

Слесари-ремонтники приобретают профессии электрогазосвар­щика, электромонтера, станочные специальности (токаря, сверлов­щика, фрезеровщика, шлифовщика, наладчика) и др.

Рабочие, прошедшие обучение по ступенчатой блочно-модульной системе обучения, отличаются более высоким уровнем технических знаний, организованностью и самостоятельностью мышления при ре­шении практических задач, допускают меньше ошибок в расчетах. Качество их изделий более высокое.

Следовательно, ступенчатая (блочно-модульная) подготовка и повышение квалификации предполагают принципиально иной под­ход к разработке учебно-методической документации, базирующей­ся на новых квалификационных характеристиках, и способствуют формированию такой профессионально-квалификационной структу­ры рабочих, которая отвечала бы не только современному состоянию производства, но и перспективам его развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 726; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.107 сек.