Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предварительные итоги




Если сравнивать 60—70 гг., то педагогический язык 90-х — это новое явление. Появляются новые термины: образова­тельное пространство, личностно ориентированное образова­ние, принцип культуросообразности, средовый подход. Воз­никает определение феномена «педагогическая культура», как части общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей опыт педагогической деятельности. Сегодня мы говорим о гуманистическом типе педагогической культуры (целостное представление о педаго­гической культуре), суть которой состоит в ценностном от­ношении к детству. Чтобы создать такое отношение, необходим педагог нового поколения, так как именно ценностное

отношение к ребенку не свойственно педагогам старой школы.

Однако новые смыслы и ценности педагогической куль­туры учителя — культура достоинства, взаимопонимания, взаимодействия диалогического общения, другодоминантности, ориентации образования на личностные структуры со­знания, ценности личности, партнерства, педагогической под­держки саморазвития, самоорганизации и самоопределения, событийной общности и творческого сотрудничества — не определяют становление культурного типа учителя — педа­гога, выступающего посредником между культурой познания, поведения, творчества, мировой, российской и региональной культурой и т. д., и учеником (студентом).

Предоставление практически каждой школе, колледжу,. лицею, училищу, вузу лицензированного права на самостоя­тельный выбор образовательных программ привело к рез­кому росту псевдоноваторства. Практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманисти­ческого образования», где понятия «личность», «гуманисти­ческое образование», «субъект образовательных процессов» и т. д. понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать его как «гуманную» лич­ность.

Путь профессионального совершенствования, который вы­бирают наиболее творческие учителя, не имеет научно обос­нованных ориентиров и зачастую приводит к методологиче­ской и технологической путанице, к неудовлетворенности учи­теля своей деятельностью и участием в ней учеников. Глав­ная причина таких подмен и ошибок — отсутствие четкой системы педагогической подготовки студентов и пере­подготовки учителей, в которой была бы представлена цело­стная структура реально гуманистических, по преимущест­ву — самоорганизуемых — учебно-воспитательных процессов — от целеполагания до создания авторских про­грамм.

Идеи давления, опеки, принятия учителем на себя орга­низаторских и управленческих решений, подмена природной детской активности принудительным активизмом, сознатель­ной самодеятельности — «формированием» сознательности и т. д. приводят не только к обесцениванию и извращению гу­манистического образования. Вместе с ним обесценивается и развращается личность ученика, студента, непроизвольно ли­шаемых своей главной потребности — быть самостоятель-

ными и свободными. Они автоматически становятся полно­стью зависимыми от учителя, преподавателя, и, как резуль­тат — инфантильными, пассивными потребителями «готово­го» знания. Как средняя, так и высшая школа традиционно не доверяет своим ученикам и студентам, не верит в их спо­собности самостоятельно мыслить, быть интеллектуально развитыми, творческими личностями, предпочитая «напол­нять» память, а не развивать сознание.

Все существующие ранее теории — яркое выражение технократической педагогической культуры: объектный подход к человеку, недостаточный учет индивидуальности, знаниевая, а не личностная ориентация, предметоцентризм, нормированное содержание образования, дегуманизированный характер воспитания, т. е. — закрытое общество — закрытое образование. Методология существующей вузовской подготовки не предполагает обращения студента и учителя к смыс­ловой и ценностной основам образования. Она ориентирует на выполнение обучающих и воспитательных действий, огра­ниченных традиционной схемой передачи готовых знаний и опыта поведения. Этот необходимый компонент образования в современных условиях недостаточен и малоэффективен. Вместе с тем, именно он снижает педагогическую культуру учителя до уровня ретрансляции знаний и менторства в вос­питании.

В связи с этим обратимся к тем педагогическим явлениям, которые оказались столь устойчивыми, это не позволяют нау­ке (а через нее — и учителю) преодолеть кризис образования. Противоречивость и парадоксальность сохранения и воспро­изводства этих явлений требует рассмотрения их в контексте непривычной для педагогики категории — педагогических феноменов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Выделите основные признаки системного кризиса образования.

2. Установите смысловую связь между феноменами пере­носа ответственности и самодеятельным творчеством педа­гогов.

3. Дайте свою трактовку принципам образования В. В. Розанова.

4. Дополните представленную в 1.2 проблематику осо­бенностей сельских малочисленных школ.

5. Составьте свой вариант решения одной из приведенных

проблем.

6. Объясните свое понимание феномена псевдосистемности

в образовании.

7. Используя материалы §§ 3.1, 3.4 и 3.7 раздела I, со­ставьте ориентиры для преодоления учителем одной из со­держательно-методологических проблем.

Глава 2. ПАРАДОКСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИ­ЦИЙ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.