Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие требования к оценке труда учителя. 2 страница




Следует установить степень ответственности учащихся за выполнение общественных поручений, предприимчивость, инициативность, их заинтересованность в работе.

Показателем воспитанности является посещаемость учебных занятий, систематическая подготовка к урокам, высокое качество знаний, чтение дополнительной литературы по предметам — все это показатели ответственного отношения к учебным занятиям.

Одним из показателей воспитанности учащихся является их отношение к трудовой деятельности, качество выполнения трудовых заданий, участие школьников в общественно-полезной работе, отношение к общешколь-


ной собственности, сохранности школьного имущества, сознательный выбор профессии. Важно и то, как ребята относятся к выполнению трудовых поручений, как осуществляют самообслуживание: дежурство, соблюдение необходимого порядка в коридорах, в столовой, в библиотеке, на территории школы и т.д.

Показателем воспитанности учащихся является сознательная дисциплина, поведение их вне школы, вежливость, корректность, приветливость, выполнение правил поведения. Важно установить, есть ли случаи снижения оценки по поведению за четверть или за год, имеются ли учащиеся, которые взяты на учет детской комнатой милиции, как на случаи нарушения дисциплины реагируют сами дети, как ведут себя они вне школы, в общественных местах.

Показателем эстетической культуры учащихся может быть участие детей в кружках, во внеклассных и внешкольных мероприятиях по искусству, чтение популярной литературы, расширяющей знания об искусстве, чтение и обсуждение лучших произведений художественной литературы, посещение музеев, выставок, театров, кино, их знания в области искусства и культуры. Признаком воспитанности является физическая подготовка детей, занятие спортом, туризмом, военно-спортивной работой.

Администрация школы для изучения уровня воспитательной работы использует следующие методы:

1. Просмотр документации (планов, стендов, отчета, докладов).

2. Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебного процесса и качеством уроков; б) за проведением собраний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебели, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисциплиной учащихся на уроках, во время перемен, в общественных местах.

3. Специальные проверки: а) осведомленности учащихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б) отношения учащихся к выполнению общественных поручений; в) проведения классных часов; г) санитарного состояния; д) активности работы в кружках и т.д.

4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).

5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.

/


6. Отзывы руководителей предприятий, общественных организаций о поведении учащихся.

Планирование внутришкольного контроля. Эффективным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всеу учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представители общественности будут просматривать документацию, проверять внеклассную работу, работу методических секций, осуществлять контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного материала по всем предметам и именно по этим темам проверять навыки и знания учащихся. При этом сообщаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, параллельное посещение уроков, тематическое посещение уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность работы. Приведем схему такого плана внутришкольного контроля и руководства учебно-воспитательным процессом на четверть.

  Календарные числа
Класс 13-18.1 20-25.1 27.1-1.II 3-8.II 10-15.11 и т.д.
1-3 кл. Проверка техники _ Проверка устного -- Директорские кон-
  чтения. Отв.   счета. Отв.   трольные работы по русскому языку. Отв.

4 кл. Состояние преподавания биологии по новым программам. Отв.   Состояние преподавания географии по новым программам. Отв. Санитарное состояние классных комнат. Сохранность мебели. Отв.  
5 кл.   Состояние преподавания английского языка по всем программам. Отв.   Комплексное изучение 6-х классов. Посещение 5 уроков подряд. Отв.  

Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреждение о контроле, гласность мобилизует учителей к своевременному выполнению главных, ведущих сторон в учебной и воспитательной работе, что является решающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как подготовить педагогический совет?

2. Определите принципы организации и деятельности предметных методобъединений.

3. Как изучать и обобщать передовой опыт?

4. Каковы правила и способы внедрения передового опыта и результатов научных исследований в практику работы школы.

5. Перечислите виды педагогического контроля и дайте им краткую характеристику.

6. Определите главные критерии оценки труда учителя.

7. Как анализировать урок? Технология анализа.


Литература для самостоятельной работы

Бабанскии Ю К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.

Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.

Горская Г.И. Организация учебно-воспитательного процес-са.М., 1977.

Замков Л.В. Беседы с учителями. М, 1970.

Кан-Калик В А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. М., 1982.

Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. М., 1994.

Поташник М.М. Управление современной школой. М., 1992.

Руководство учебным процессом. М, 1972.

Глава 24

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

24.1. Финансовые поступления школы

Основным источником финансирования учреждения народного образования и в новых условиях хозяйствования остается государственный бюджет. Однако для учреждений народного образования новый хозяйственный механизм наряду с бюджетным финансированием предусматривает широкое привлечение внебюджетных средств. Наиболее реально просматриваются следуюшие внебюджетные источники пополнения финансовых фондов учреждений: поступления за выполненные работы (услуги), проведение мероприятий по договорам с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями; поступления по оказанию платных услуг населению; выручка от реализации продукции учебно-производственных мастерских и учебно-опытных участков; выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и передаваемые материальные ценности от государствен-

ен


ных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, а также от отдельных граждан-прочие поступления. Поступая из различных источников, эти средства вместе с бюджетными ассигнованиями образуют единый фонд финансовых ресурсов учреждения, т.е. составляют доход учреждения. При этом следует отметить, что поступающие в распоряжение учреждения внебюджетные средства не должны учитываться при определении сумм ассигнований из i осударственного бюджета по стабильным нормативам и не могут являться основанием для уменьшения объемов бюджетных ассигнований.

Оказание дополнительных услуг и выполнение хозрасчетных работ по договорам и заказам производится учреждениями народного образования по тарифам и ценам, предусмотренным утвержденными в установленном порядке прейскурантами, а при их отсутствии по договорным тарифам и ценам, устанавливаемым учреждением с разрешения местных органов власти.

Круг хозрасчетных работ у учреждений народного образования может быть очень широким. Основные положения хозяйственного механизма отрасли фиксирует только основные из них: организация изучения отдельных дисциплин, циклов дисциплин, углубленного изучения предметов, организация работы кружков. Следует однако иметь в виду, что проведение хозрасчетных работ не должно наносить ущерб основной деятельности учебно-воспитательных учреждений, а оказание платных услуг осуществляется не вытесняя деятельность, финансируемую из средств государственного бюджета.

Следует отметить, что новый отраслевой экономический механизм не предусматривает директивный характер контрольных цифр. Это чисто ориентировочные показатели, имеющие своей целью обеспечение взаимоувязки экономических планов различных уровней.

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей (за исключением фондов, к которым применяются особые условия реализации), а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями, экономия средств по материальным и


приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредич.

Распределение средств фондов осуществляется учреждениями самостоятельно в соответствии с финансовыми планами (сметами), одобренными трудовыми коллективами (советами учреждений) и утвержденными руководителями учреждений по согласованию с профсоюзной организацией.

Периодичность отчисления средств в фонды (ежегодно, ежеквартально) определяется учреждением.

Неиспользованные в текущем отчетном периоде средства фондов экономического стимулирования изъятию у учреждений не подлежат и используются ими в последующих периодах.

Руководителю учреждений общего образования, перешедшим на новые условия хозяйствования, предоставляются широкие права в области организации и оплаты труда. По согласованию с профсоюзными организациями они имеют право утверждать штатные расписания и устанавливать должностные оклады в соответствии с действующими схемами без соблюдения средних окладов и без учета соотношений численности руководителей и специалистов в пределах образованного в установленном порядке фонда заработной платы (единого фонда оплаты труда), а также за счет и в пределах данного фонда устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе. При этом должностные оклады и тарифные ставки рассматриваются как гарантировнный минимум заработной платы для соответствующих категорий работников. Размеры надбавок устанавливаются в зависимости от личного вклада каждого работника в повышении качества проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг), роста дохода учреждения. Эти надбавки уменьшаются или отменяются полностью при ухудшении качества работы.

Следует также отметить, что новый хозяйственный механизм образования не предусматривает ограничения максимального размера заработной платы работников.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов учреждения народного образования предоставлено право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их ба-


лансе транспортные средства, оборудование, сооружения, инвентарь, другие материальные ценности и ресурсы, а также списывать их с баланса в установленном порядке, если они изношены или морально устарели.

Могут учреждения народного образования и сдавать в аренду занимаемые ими здания, хотя эти здания не являются их собственностью.

Учреждениям народного образования предоставлено право пользоваться банковским кредитом. Причем краткосрочный кредит может быть выдан банком учреждению на цели финансирования его текущей деятельности, а долгосрочный — предоставляется на цели производственного и социального развития с последующим погашением кредита за счет средств фондов производственного и социального развития.

Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единые учебно-производственные комплексы, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениям народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциации и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Для каждой школы, на основе установленных поступлений бюджетных средств и внебюджетных поступлений, определяется единый фонд оплаты труда, фонд материально-технического, производственного и социального развития. Образование указанных (двух) фондов осуществляется на основе определенного на соответствующий период норматива, устанавливаемого в процентах от общего финансового фонда школы.


Временное положение предоставляет широкие хозяйственные и финансовые права директору школу. Выступая от имени школы, он имеет право:

— приобретать, арендовать, заказывать необходимое школе оборудование и другие материальные ресурсы у любых предприятий, организаций, кооперативов и лиц по безналичному или налично-денежному расчету, в розничной торговой сети и в комиссионных магазинах без зачета в лимит мелкого опта;

— заключать договоры с организациями, учреждениями и лицами, а также с учащимися школы на выполнение различных видов строительно-монтажных работ, работ по текущему ремонту школы, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и пр.;

— заключать договоры на оказание школой различных услуг ученикам, их родителям, иным гражданам, а также предприятиям, организациям и учреждениям;

— заключать договоры о создании объединений с другими школами, учебно-воспитательными заведениями, научными и внешкольными учреждениями, предприятиями, кооперативами, сосредотачивая все средства или их часть для развертывания работы межшкольных комбинатов, курсов, учебно-производственных и хозяйственных объединений, проведения отдельных мероприятий и т.д.

Расширение прав руководителей школ одновременно налагает на них и высокую ответственность. В настоящее время широкие права контроля за хозяйственную деятельность администрации предоставлены Совету школы, в который входят не только представители педагогического коллектива, но и родители и учащиеся старших классов.

Профессиональный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью школ осуществляют финансовые органы и централизованные бухгалтерии.

24.2. Бюджет школы

Бюджет школы — материальная база для организации педагогического процесса. Сметы на содержание школы составляются директором школы и утверждаются вышестоящими органами народного образования. Основанием для составления годовой сметы является решение районных органов власти по следующим разделам: а) производственный план — число учащихся и классов; б) штат учителей и сотрудников; в) утвержденные должностные


оклады учителей (согласно тарификации) и друпх работников школы; г) размер ассигнований на капитальный ремонт школы; д) размеры основных расходов по отдельным статьям бюджета, включая хозяйственные.

Директору следует знать основные статьи, указывающие на предметы расхода: ст. 1 — зарплата; ст. 2 — начисление на зарплату; ст.5 — учебные расходы; ст. 9 — расходы на питание; ст. 10 — приобретение медицинских и перевязочных средств; ст. 12 — приобретение оборудования и инвентаря; ст. 14 — приобретение мягкой мебели; ст. 16 — капитальный ремонт; ст. 18 — прочие расходы.

Наиболее важными являются ст.З — канцелярские и хозяйственные расходы. Молодому директору следует знать, что сюда входят средства на текущий ремонт и ремонт инвентаря. Согласно закону на текущий ремонт выделяется на год 0,5 процента от балансовой стоимости зданий, а на ремонт инвентаря — 2 процента от общей суммы инвентаря. По статье 3 выделяется и внештатный фонд — это небольшая сумма наличных денег для покупки канцелярских принадлежностей и мелкий срочный ремонт школьного оборудования.

Статья 16 — капитальный ремонт — обеспечивается примерно раз в пять лет (лишь в отдельных случаях досрочно). Средства выделяются согласно специальной смете, составленной специалистами сметного бюро. Такая смета готовится руководителями школ за несколько месяцев до составления бюджета и предоставляется в отдел народного образования.

Статья 9 — расходы на питание. Здесь следует учитывать, что в группах продленного дня могут быть полностью освобождены от платы за питание 10 процентов учащихся и частично (на 50 процентов) - 15 процентов учащихся от общего количества, зачисленных в группы продленного дня.

Статья 12 — приобретение оборудования и инвентаря — нуждается в расшифровке. Директор школы указывает, на что предлагается истратить эти средства, на какую сумму приобрести книги в библиотеку, сколько купить телевизоров, магнитофонов, кинопроекторов и т.д.

Смета является регулирующим документом на расходование средств. Директор школы обязан договориться с централизованной бухгалтерией о своевременном получении формы № 2 об исполнении статей расходов и ритмично


производить необходимые покупки, не оставляя все на конец квартала или года. Форма № 2 составляется ежемесячно.

Какие ошибки допускаются неопытными руководителями школ в области выполнения школьного бюджета и финансовой дисциплины?

Некоторые директора школ составляют сметы не вовремя, особенно на капитальный ремонт, что сказывается на финансировании школ. К смете не прикладываются договора об обслуживании школы различными организациями (по ремонту холодильников, радиоаппаратуры, натирки полов, ремонту отопления и т.д).

Не продумывается расшифровка по ст. 12 и 14, в результате предусматривается приобретение ненужных вещей или таких предметов, которых не бывает в продаже. Имеются нарушения в оформлении журналов по факультативу, в результате обнаруживается недоработка часов.

Встречаются и более серьезные нарушения: случаи завышения стоимости выполненных работ по капитальному или текущему ремонту или выплата средств за работу, которая не производилась. Особенно много ошибок с оплатой труда по совместительству. Зарплата техническим работникам может выплачиваться не более чем 1,5 ставки. Не всегда правильно оформляются документы на совместителей. Бывает, что производится оплата так называемым — "мертвым душам".

Утвержденная смета — государственный документ, требующий неуклонного выполнения. Нарушения не могут быть оправданы никакими рассуждениями о целесообразности и вынужденной необходимости.

Спецсчет. В отдельных школах и школах-интернатах имеются производственные мастерские и подсобные хозяйства. Администрация в отдельные периоды сдает в аренду на временное пользование различным организациям свои помещения. В результате школа получает определенные средства, порой довольно значительные. Они зачисляются на спецсчет. Доходы, получаемые в результате работы школьников, направляются на улучшение питания, бытового и культурного обслуживания учащихся.

В школах, имеющих постоянные доходы от труда школьников (производственные мастерские, подсобные хозяйства и т.д.), составляются специальные сметы, где планируются доходы и расходы по статьям бюджета. Сред-


ства по спецсчету в конце года не списываются, а переходят на следующий год.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.