Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-культурное возрождение на Левобережной Украине первой половины XIX в. 2 страница




Царское правительство сознательно сдерживало рост образования. Количество школ и учеников, которые в них обучались было очень незначительным. Для открытия новых и для нормальной работы уже действующих школ не хватало денег, помещений, учителей.

Просвещение имело классовый характер: дети недворянского происхождения не могли получить даже среднее образование. Большинство населения вообще оставалось безграмотным, так как дети крестьян не имели возможности учиться даже в начальных школах. Во всех без исключения школах было запрещено преподавание на украинском языке. Аналогичное положение в области образования было и в западно-украинских землях, где правящие режимы проводили политику германизации, мадьяризации, румыни-зации и ополячивания местного украинского населения. Как и в других регионах Украины, в западных областях украинский язык не допускался в школы. Все немногочисленные средние школы, гимназии для детей духовенства, помещиков, чиновников вели обучение на латинском и немецком языке.

 

 

64. Развитие украинской литературы ХІХ в.

 

(интернет)

Новая украинская литература обретала ярко выраженные черты и антифеодальную направленность. В своих произведениях украинские писатели и поэты описывали тяжёлый труд и быт крестьян, провозглашали идеи гуманизма и патриотизма. Родоначальником новой украинской литературы, её новым классиком стал И.Котляревский. Его "Энеида", написанная на украинском языке, содержит юмористически-сатирическое, однако в целом правдивое, реалистическое изображение жизни и быта украинского народа второй пол. XVIII века. Пьесы И.Котляревского "Наталка-Полтавка" и "Москаль-Чар1вник" положили начало новой украинской драматургии. Одним из выдающихся поэтов той эпохи был П.Гулак-Артемовский - автор многочисленных басен (Наиболее известная из его басен "Пан и Собака"), романтических баллад, стихотворений на бытовые темы. Выдающимся прозаиком того времени был Г.Квитка-Основьяненко. Среди его произведений особое место занимают пьесы, написанные на украинском и русском языках. "Шельменко-денщик", "Сватание на Гончаровке", повести и рассказы ("Конотопская ведьма" идр.). В своих произведениях Квитка-Основьяненко высмеивал паразитизм, тунеядство, тупость, злоупотребления помещиков, чиновников и других представителей господствующего класса. И, наоборот, простых людей он показывал умными, честными, искренними, внимательными, т. е. Такими, которые имели моральное преимущество перед "благородными". Окончательное становление новой украинской литературы, утверждение в ней народности и реализма закрепилось в творчестве великого национального поэта и художника, украинского Кобзаря Т.Шевченко. Народные по содержанию и высокохудожественные по форме произведения Т.Шевченко поставили украинскую литературу в один ряд с другими не только славянскими литературами, но и позволили ей занять достойное место в мировой литературе. В начале XIX века в Украине начала развиваться журналистика, появились журналы, газеты, альманахи и др.

Е. Гребенка (1812-1848 гг) - талантливый украинский баснописец. Самые его произведения: "Малороссийские присказки", "Нежинский полковник Золотаренко", "Чайковский" и другие. Много помогал Т. Шевченко, особенно при его выкупе из крепостнической неволи, а также помог Шевченко выдать "Кобзарь".

 

 

(презентация)

Украинскую литературу в нач. 19 в. представляли: И. Котляревский, П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребенка, основоположники украинской литературы и языка: Иван Котляревский (1769-1838), произведения: «Энеида», пьесы «Наталка-Полтавка», «Москаль – чарівник» и др. Тарас Шевченко, к украинской и российской культуре принадлежит творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852).

Во вт. пол. 19 в. появляются новые имена писателей: Марко Вовчок (1834-1907), П.Кулиш (1819-1897) - "Чорна Рада", И. Нечуй-Левицкий (1838-1918), роман П. Мирного "Хіба ревуть воли, як ясла повні?". Иван Франко (1856-1916)- «Каменярі», драма "Украдене щастя" и др. Леся Украинка (1871-1913), М. Коцюбинский (1864-1916), В.Винниченко (1880-1951), В. Стефаник (1871-1936) и др.

 

65. Реализм в украинской литературе ХІХ века.

Реализм (франц. realisme — мате­ріальний, предметный) — литературное направление, которое характеризуется правдивым и всесторонним отображением действительности на основе типизации жизненных явлений.

Реалистичные доктрины были развиты еще античными греками и средневековьем, однако наибольший их развитие приходится на 19 и 20 веках. В искусстве и литературе реализм стремится к подробного описания наблюденных явлений, без идеализации. Однако понятие реализм очень широк: реалистичным можно назвать монументальное египетское искусство, но реалистами есть и художники, с фотографической точностью копируют природу. Популярность реализма обусловлена общей доступностью и понятностью его художественных средств, поэтому его тенденции в украинском искусстве проявлялись за каждые сутки и как стиль он актуален поныне.

Интересно, что почти одночас­но с французскими литераторами термин «реализм» начали применять и в России. Первым это сделал известный критик П. Анненков в своей статье «Заметки о русской литературе в прошлом году» (в 1849 г.), где он назвал общие особенности и приемы произведений И. Тургенева да и. Гончарова реалистичными. Однако лишь в 60-х годах XIX век срок «реализм» крепко вошел в литературное обращение и в России, и в Западной Европе. В 1870-х годах он начинает употребляться также и относительно украинской литературы, в первую очередь — в статьях Ивана Франка.

Теоретик французского натурализма Эмиль Золя практически не различал понятие «натурализм» и «реализм». Эти определения двух литературных направлений XIX века выступают как синонимы и в статьях И. Франка. А первых русских писателей-реалистов, последователей М. Гоголя, их оппонент Ф. Булгарин пренебрежительно назвал «натуральной школой».

Среди украинских реалистов — поздний Т. Шевченко, Марко Вов­чек, И. Нечуй-левицкий, Панас Мирный, С. Руданский, И. Франко, М. Коцюбинский.

Реалист Т. Шевченко, со своим лозунгом «ни одной черточки без натуры», стоял на грани академизма и той классицистической традиции, которую в Петербурге оставили его предшественники: Д. Левицкий и В. Боровиковский. Эти элементы, вместе с открытием украинского сюжета (природы, человека, истории) сделали из Шевченко то звено, соединившее древнее украинское искусство с новым. Фактически эпохой реализма в украинском искусстве стала эпоха передвижников.

Характерно, что украинское народное искусство не принимало реализма как такового, – а всегда пыталось превратить его своими стилистическими средствами, где основой были требования ритма и гармонии.

В литературе Украинская реализм начался с половины 19 века, придя на смену романтизму, от которого он перебрал захвата этнографизмом и героизацию исторических фигур. «Народные рассказы» М. Вовчок (1857) при всей реалистической актуальности тем еще окрашены романтическим фольклором. Далее реализм использовался с позиций народнических и просветительских (С. Руданский, А. Свидницкий) и общественно-программных (особенно А. Конисский). Дальнейшим этапом школы реалистов была «объективная проза» 80-90-х годов: И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, Б. Гринченко и И. Франко. Она определяется эпической шириной описаний и рассказы, введением социальных и национальных тем, распространением тематики с крестьянского верста на рабочие и новую интеллигенцию, поданных на фоне тогдашнего развития капитализма в России и Австрии. У И. Франко, не без влияния Э. Золя, появляется психологическая мотивация, приобретает черты натурализма. Типичные для реализма поэзии – стихи Б. Гринченко и Грабовского («Общественное поэзия»); Франко от реалистических «Панских шуток» пошел в направлении психологически-философских сдвигов, – и его «Моисей» (1905) это уже произведение на грани модернизма. Как и в искусстве, на смену реализму пришли др. направления, но реализм фактически никогда не сдавал позиций – и особенно в прозе, был всегда актуальным стилем.
В подсоветчикам Украины реализм – стиль почти обязательный и выступает в форме соцреализма. Соцреалистические теории рассматривают реализм как основную цель и завершение творчества, тогда как антиреалисты принимают реализм как исходную познавательную базу, на основе которой можно развивать высшие формы искусства.

 

 

66. Изобразительное искусство Украины ХІХ в.

67.Развитие живописи на Украине в ХІХ в.

 

В изобразительном искусстве наблюдался отход от академического классицизма и переход к реализму. Портретная и пейзажная живопись становились более демократичными и реалистичными.

Художник Карл Брюллов (1799—1852) воспитал много украинских мастеров, среди которых были Иван Сошенко, Аполлон Мокрицкий, Тарас Шевченко и др. Благодаря К. Брюллову из крепостничества было выкуплено Т. Шевченка. Первым среди художников, кто открыл украинскую природу и украинского крестьянина, был немец по происхождению Василий Штернберг (1818-1845). Учась в Петербуржской Академии искусств, он заинтересовался живописностью украинского быта, ежегодно ездил в Украину, где писал этюды. В 1838 г. В. Штернберг познакомился и подружился из Т. Шевченко, а в 1840 г. к Шевченковому "Кобзарю" он сделал гравюру "Кобзарь с поводырем". Однако самой яркой фигурой украинского изобразительного искусства 1840-1860 гг. был Тарас Шевченко. Поступив в 1838 г. в Петербуржскую Академию искусств, он закончил ее в 1845 г. с серебряной медалью, получив звание " свободного художника". Своей профессией Т. Шевченко считал именно занятие живописью. Известно свыше 1000 его произведений изобразительного искусства. Талант Т. Шевченка как художника оказался в портретном, жанровом, пейзажном и религиозном жанрах живописи. Он пробовал себя в скульптуре, резьбе и гравюре. Особенное признание имели его офорты. При них 2 сентября в 1860 г. решением совета Академии его было избрано академиком из гравирования на меди.

Т. Шевченко рисовал картины, пейзажи и портреты, обращаясь к истории украинского народа, его быта. В Петербуржской Академии искусств он создал картины в романтичном стиле " Мальчик, который делится хлебом с собакой" (1840), " Цыганки" (1841) и др. Т. Шевченко в то же время являются основоположником реализма в украинском занятии живописью. Реализмом отмечается его наибольшее по размеру произведение масляной живописи " Екатерина" (1842), который через драму украинской девушки раскрывает трагедию самой Украины. Сцена из жизни украинского крестьянина изображена в картине " Крестьянская семья" (1843).

Путешествуя Украиной и собрав богатый материал, Т. Шевченко задумал создать серию офортов под названием "Живописная Украина". Осуществить это ему не удалось. Однако представления о содержании и характере нереализованного замысла дают офорты "Дары в Чигирине", "Старосты", "В Киеве" и "Видубицкий монастырь", что отмечаются блестящей техникой, жизненной и исторической правдой.

Творчество Шевченка - художника получило признание не только в России, но и в мире. Оно стало дополнением его поэтического творчества, с которым образовывала органическую целостность, и свидетельствовала о его стремлении средствами искусства воспитывать в обществе любовь к Украине, ее народу.

В 1865 году создается Общество изящных искусств в Одессе. В течение 80-х годов в Одессе прошел ряд персональных выставок И.К.Айвазовского и молодого тогда мариниста Р.Рудковского, жанриста Н.Скадовского (1881), Г.Ладыженского (1886), позже - А.Размарицына (1889) и других. Родственные явления происходили и в Киеве и Харькове. Выставки открывались даже не в очень крупных городах (например, в Херсоне и других). Почти ежегодно привозили свои произведения на Украину передвижники, о чем уже шла речь. Родился и свой зритель, и своя художественная критика, и свои собиратели.
Очень важным событием было, как уже говорилось ранее, открытие художественных школ. В Киеве и Харькове они возникли в 1869 (Харьковская) и в 1875 (Киевская) годах. Обе школы приобрели ярко выраженную демократическую окраску. Большинство учеников принадлежали к городским низам. Обоим школам был чужд национализм - в них обучалась молодежь всех народов Украины.

Центром подготовки художников в России была Академия искусств, созданная в Петербурге в 1757 г. многие ее выпускники были выходцами с Украины, среди них: художник А. Лосенко и скульптор И. Мартос, портретисты Д. Левицкий и В. Боровиковский. Тенденция классицизма, что господствовала в то время в Академии, нашла отражение в скульптурных произведениях, установленных в украинских городах. В 20 г. Украине проживал известный российский крепостной художник ВасилийТропинин, который создал серию портретов украинских крестьян («Кружевница»). Учениками известного российского художника К. Брюллова были украинцы: Безперчий, Мокрицкий, Сошенко, а также поэт Тарас Шевченко. Украинская тематика нашла отражение в творчестве российско-украинского художника Ильи Репина, который родился в семье военного поселенца на Харьковщине, в г. Чугуеве («Казаки пишут письмо турецкому султану», портреты земляков, «Заседание Государственной думы» и др.). Поэтические украинские пейзажи рисовали А. Куинджи («Ночь на Днепре", 1880 р.), И. Айвазовский, который жил в Крыму в Феодосии и широко известен как автор морских пейзажей. Одним из известных украинских художников нач. 20 в. был А. Мурашко ( "Похороны кошевого" (1900), психологические портреты). Он первым из украинских художников начал выставляться за рубежом (выставки в Париже, Мюнхене, Амстердаме, Венеции, Берлине). Его картины экспонируются и сегодня во многих музеях и на многих выставках Амстердама, Женевы, Нью-Йорка. В последние годы жизни в его творчестве появились импрессионистские мотивы. К импрессионистам принадлежало и творчество украинской художницы Марии Башкирцевой, которая жила в Италии и во Франции, которая дружила со многими художниками и писателями, была влюблена в Ги де Мопасана, болела туберкулезом и в 24 года умерла. Украинская академия искусств. А. Мурашко был одним из основателей и профессоров академии, открытой в Киеве в 1918 г., которая в 1922 г. была преобразована в институт. Украинская монументальная скульптура вт. пол.19 в. представлена памятником Б. Хмельницкому в Киеве скульптора М. Микешина, памятник российскому полководцу А. Суворову в Очакове (1907), созданный скульптором Б. Эдуардсом,

 

 

68. Реализм в украинской живописи ХІХ в.

Хотя в XIX веке главным центром образования в Российской империи и далее была Академия художеств в Петербурге, многих художников привлекает Украина - "новая Италия", как ее тогда называли. Переход к реализма инициировал ученик Боровиковского, украинская греческому корнями Нежин Алексей Венецианов (1779 - 1847). Он имел в своей мастерской в Петербургской академии художеств большую группу учеников. Но авторитет и блестящая художественная манера Карла Брюллова поразила учеников Венецианова больше и они перешли к модной метра. Среди учеников Брюллова были и последние украинские мастера классического живописи - Иван Сошенко, Тарас Шевченко, Дмитрий Безперчий и др.. Тарас Шевченко, гений украинского слова, был по специальности художник. Его творчество охватило несколько отраслей живописи: портретную, жанровую, пейзажную, религиозную.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины 19 века - движение к реализма - главная тенденция творческих усилий членов Товарищества передвижных художественных выставок. Знаменитый живописный портрет Тараса Шевченко написано инициатором создания и идейным руководителем общества передвижников украинский с Острогорский на Слобожанщине Иваном Крамским. Многие выдающихся художников-передвижников были также родом из Украины: Александр Литовченко (с Кременчуг), Николай Ярошенко (с Полтава), а Николай Ге долгие годы жил на хуторе близ Харьков.

Родом из-под Чугуева был художник-реалист Илья Репин. Даже после отъезда в России, скучал по Родине и возвращался к ней. Він часто гостював у маєтку "Качанівка" українських меценатів поміщиків Тарновських. В їх родинній садибі "Качанівці" Рєпін створив перші етюди до знаменитої картини "Запорожці пишуть листа турецькому султану". Таким чином, в його творчості та житті Україна посідала значне місце.

Видатним майстром побутового жанру був Микола Пимоненко. Більшість його робіт, написаних на теми селянського життя, відрізняються щирістю, емоційністю, високою живописною майстерністю: "Святочні ворожіння", "Весілля в Київській губернії", "Проводи рекрутів", "Свати", "Жнива", "По воду", "Ярмарок", інші. Пимоненко - автор близько 715 картин і малюнків. Він один з перших у вітчизняному малярстві поєднав побутовий жанр і поетичний український пейзаж, заснував у Києві художню школу.

"Шукачем сонця" називали Володимира Орловського, одного з засновників нового українського реалістичного пейзажу. Найкращим українським портретистом кінця 19 - початку 20 століть вважається Олександр Мурашко - учень Іллі Рєпіна, автор уславленої "Каруселі", "Дівчини в червоному капелюшку", "Старого вчителя", "Парижанок біля кафе".

 

69. Влияние художников-передвижников на становление и развитие украинской живописи ХІХ в.

Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Архип Куинджи(родился в Мариуполе,), Илья Репин (родился в Чугуеве, ныне Харьковская область)…

Картина развития передвижнического пейзажа и бытового жанра, отчасти и портрета, получится неполной, если оставить в стороне плеяду украинских передвижников - членов Товарищества или его экспонентов. Давние и очень крепкие связи украинского и русского народов определили общность их культуры и искусства. В русское искусство еще в XVIII веке вливалось немало художников - выходцев с Украины (назовем хотя бы Левицкого и Боровиковского). В течение XIX века многие русские мастера подолгу жили на Украине, как, например, Тропинин. Многие оседали там навсегда как преподаватели рисования в гимназиях и других средних учебных заведениях.
Украинская молодежь устремлялась в Петербургскую Академию художеств, главным образом в мастерскую Брюллова. Брюллов, как известно, принял активное участие в освобождении Т.Г.Шевченко, впоследствии своего ученика, от крепостной неволи. А творчество Шевченко, пронизанное мыслью о судьбе своего народа, было близко русским художникам. Так, Трутовский и Соколов неоднократно вдохновлялись темами и образами Шевченко. И не случайно в картине Репина «Не ждали» в комнате семьи ссыльного соседствуют портреты Некрасова и Шевченко.
Связи в сфере изобразительного искусства становятся в передвижнический период еще крепче. Для украинской художественной интеллигенции Товарищество играло роль маяка. Заметим, что в искусстве передвижников украинская тема занимает значительное место. Советские украинские исследователи справедливо усматривают в этом стремление русских передвижников выразить свое сочувствие братскому народу, развитию его национальной культуры. С ростом демократического движения и расширением деятельности передвижников в развитии изобразительного искусства на Украине происходят существенные изменения.
В предыдущие периоды художники, желающие посвятить себя не только преподаванию в школах, но и творчеству, не находили для этого условий в родном краю и оседали в России. В 70-80-е годы художники, окончив Академию или Московское Училище, возвращались на Украину. Преодолевая порой немалые трудности, они все же находили возможность работать как Художники, писать картины, или готовить молодую смену в специальных художественных училищах, что отнюдь не равнозначно бескрылому прозябанию в качестве учителя рисования или черчения в тогдашней общеобразовательной школе.

Художники -передвижники.

Большое влияние на творчество украинских художников оказывало российское Товарищество передвижных художественных выставок. Выставки картин передвижников во вт. пол. 19 в. Ежемесячно демонстрировались во многих городах Украины. Они имели большое влияние на современников. Школы рисования. В 19 в. Появились первые школы рисования: в 1865 г. в Одессе, в 1869 г. - в Харькове, в 1875 г. основана Киевская школа рисования Н. Мурашко.

 

70. И. Репин и Украина.

ИЛЬЯ РЕПИН (1844-1930 гг.)

Этот художник, к славе которого даже приблизиться не мог никто из современников, постоянно — и в лучшие времена — называл себя «трудолюбивой посредственностью», высказываясь о собственных работах более чем неодобрительно. Он прожил долгую жизнь. При нём сменилось несколько художественных формаций — он их провожал, встречал, оценивал. Жизнь и творчество этого человека безраздельно связаны с Украиной, её историей и народным бытом. Как без освещения украинистики невозможно полное представление о наследии выдающегося художника, так и история украинской художественной культуры будет неполной без отображения его творчества, посвященного Украине.

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в городе Чугуев на Харьковщине в семье военного поселенца. Настоящий расцвет творчества художника начинается с момента возвращения его на родину в 1876 г. Он приезжает в Чугуев, в котором не был восемь лет. Тут пишет портреты крестьян, а также замечательного «Протодиакона» (портрет И. Уланова). В Чугуєве Репина посещает Н. Мурашко, основавший в 1876 г. в Киеве рисовальную школу. Илья Ефимович дарит давнему другу несколько произведений, а в 1878 г. принимает участие в выставке, устроенной в пользу его школы. Но жить художник решает в Москве, куда и переезжает. В 1878 г. И. Репин вступает в Общество передвижных выставок и в течении 1880-х годов становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических жанровых композиций, отличным портретистом.

И. Репин горячо любил Украину. Это была его Родина. Здесь он родился, навсегда восхитился природой, людьми, их обычаями, бытом, народным искусством. Творческая, педагогическая и общественная деятельность его также была связана с Украиной. В 1867, 1876, 1877 гг. он жил в Чугуєве, в 1880 и 1882 гг. посещал Киев. Дружил с М. Кропивницким, Н. Мурашко, А. Праховым, Д. Яворницким, Н, Ге (в 1900 г. посетил его хутор Ивановский на Черниговщине). С большим увлечением писал об украинском искусстве, поддерживал творчество украинских художников, а также деятельность рисовальных школ Н. Мурашко в Киеве, М. Раевской-Ивановой в Харькове, Одесской рисовальной школы.

Он был украинцем и по характеру своего творчества. В полотнах И. Репина украинская стихия блещет всеми своими красками. Это картины «Украинская крестьянка» (1880 г.), «Портрет Т. Шевченко» (1888 г.), «Вечерницы» (1881 г.), «Черноморская вольница» (1908 г.), открытка «Прометей» по мотивам произведений Т. Шевченко (1910 г.), четыре эскиза к проекту памятника поэту (1912г.).

Больше двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый замысел произведения относится к 1878 г. Сюжет воссоздает один из эпизодов жизни запорожского казачества, но художник вложил в картину более глубокое содержание: он воплотил свою историческую концепцию, свою историософскую идею о героизме, непокорённое™, безграничном свободолюбии, независимости запорожских казаков.

В Украине открыт Художественно-мемориальный музей И. Репина в Чугуєве. Памятники художнику установлены в Чугуєве (1956 г., скульптор М. Манизер) и Киеве (1984 г., скульптор О. Комов).

 

71. Архитектура Украины ХІХ века.

72. Архитектурные стили на Украине в ХІХ в.

 

 

(презентация)

Классицизм. В к. 18 – нач.19 в. официальным стилем в архитектуре Украины был классицизм. Активное участие в строительстве новых городов принимают российские архитекторы: Старов, Захаров, Мельников, Стасов и др. Появляются новые города: Херсон, Мариуполь, Николаев, Одесса, Севастополь. В древних украинских городах (Киев, Чернигов, Полтава и др.) строятся административные и коммерческие постройки, дворянские клубы, официальные резиденции, соборы, театры и др.

В нач. 20 в. в архитектуре Украины был распространен стиль модерн (здание железнодорожного вокзала в Киеве (1912-1914 гг., архитектор Вербицкий).

Отдельные архитекторы работали в классических традициях (здание государственной публичной библиотеки Академии наук в Киеве, Политехнический институт во Львове, здание бывшего Педагогического музея в Киеве, в котором в 1917 г. заседала Центральная Рада). Оригинальным памятником архитектуры является здание Полтавского земства (сегодня областной историко-краеведческий музей), который был построен архитектором Василием Кричевским (1872-1952) в 1905-1909 гг. с использованием форм украинского казацкого барокко и фольклорных мотивов в оформлении внешнего и внутреннего убранства здания и мн. др. 19 в. часто называют «золотым веком» в искусстве Украины.

 

(интернет)

Побеги национально-культурного возрождения появились и в архитектуре. Даже при условиях, когда синод российской православной церкви запретил строительство церквей украинского типа (1801), а в городах строились сооружения по шаблонным петербуржским и московским проектам, мнение украинских архитекторов не угасало. Они утверждали самобытность украинской архитектуры, приспосабливали шаблонные проекты к своему вкусу. В начале XIX в. в Украине появляется стиль ампир, который охватил приблизительно первую треть XIX в. и имел целью увековечить нерушимость империи. Ампир выражался в монументальных формах римского образца, широких гладких стенах, округлых колоннах так называемого дорийского ордера и тому подобное. Однако этот стиль во многом уступал украинским строительным традициям, которые оказывались в маленьких провинциальных палатах и домиках, галерейки и мансарды которых имели своеобразные украинские черты. В первой половине XIX в. активно разворачивается городское строительство. В частности, в связи с развитием самоуправления в городах появляется целый ряд ратуш (Харьков, Киев, Полтава), а с введением нового административного деления Украины - государственных домов в Полтаве, Чернигове, Киеве, Одессе и Херсоне. В1837-1842 гг. в классическом стиле построены главный корпус Киевского университета св. Владимира, проект которого подготовил профессор архитектуры В.И. Беретти. Церковные сооружения на Полтавщины и Харьковщине строились в стиле ампир, а соборы в Одессе, Херсоне и Кременчуге - в стиле академического классицизма.

В украинской архитектуре преобладал стиль классицизма. Например: оперный театр в Одессе (архитектор Тома де Томон), Киевский университет (архитектор Беретти). Произведениями садово-паркового искусства стали замечательный Софиевский парк в г. Умань, в селе Сокоринцях дворец Галагана, в г. Белой Церкви парк "Александрия".

 

 

73. Развитие скульптуры на Украине в ХІХ в.

 

Выдающимися мастерами славилась украинская скульптура, которая испытала влияние классицизма. Отметим, что лучших украинских скульпторов забрали в Россию. Среди них стоит выделить Ивана Мартоса (1753-1835) и Константина Климченко (1817-1849). В частности, наилучшими работами И. Мартоса считаются монументальные памятники Минину и Пожарскому в Москве, Ломоносову - в Архангельске, Ришелье - в Одессе, Потемкину - в Херсоне.

Упадок градостроительства не способствовал развитию монументальной скульптуры на Украине во второй половине 19 в. Среди немногих произведений скульптуры выделяются работы русских мастеров: памятник св. Владимиру в Киеве (1853; архитектор К. А. Тон, скульпторы В. И. Демут-Малиновский и П. К. Клодт) и памятник Богдану Хмельницкому (1888) М. О. Микешина. Бронзовая фигура полководца на вздыбленном коне полна внутреннего движения. Энергичный жест правой руки с булавой направлен в сторону Москвы и как бы символизирует единство интересов украинского и русского народов. Установленная на высоком гранитном постаменте из неотесанных блоков, конная статуя хорошо вписывается в архитектурный ансамбль площади против Софийского собора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.