Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национально-культурное возрождение на Левобережной Украине первой половины XIX в. 3 страница




 

74. Становление профессионального театра на Украине в ХІХ в.

75. Любительский и профессиональный театр на Украине в ХІХ в.

 

 

Литературный процесс не ограничивался созданием художественных и публицистических произведений. Важным явлением для Украины было развитие драматургии, которая отображала объективные потребности развития театрального искусства и в первую очередь, - создания профессионального украинского театра. Опираясь на лучшие традиции своих предшественников, в первую очередь И. Котляровского, Т. Шевченко, украинская драматургия второй половины XIX в. прослыла целым рядом имен как драматургов, так и актеров, чей талант поднес украинскую культуру, содействовал развитию национального сознания и национально духовному возрождению украинского народа. Среди них Иван Нечуй-Левицкий (1838-1918, " Маруся Богуславка"), Марко Кропивницкий (1841-1910, " Дай сердцу волю, заведет в неволю"), Михаил Старицкий (1840-1904 " За двумя зайцами", "Сорочинска ярмарка", "Рождественская ночь") Иван Карпенко-Карий (1845-1907, " Наймитка", "Обездоленная", "Сто тысяч", "Мартын Боруля"). Значительным был задел И. Франка ("Украдено счастье", "Учитель", "Каменная душа"), Б. Гринченка ("Степной гость", "Ясные зори"), Л. Украинки ("Лесная песня", "Боярыня").

Начиная с первой любительской труппы в 60-х годах в Елисаветграде, украинские актеры создали высоко профессиональные театральные коллективы, которых на начало XX в. в Украине было около 20, а вместе с любительскими - почти 300. У истоков украинского профессионального театра стояли величайшие украинские актеры Г. Кропивницкий, Г. Садовский, И. Тобилевич, Л. Цветок, Г. Заньковецкая, Г. Старицкий, П. Саксаганский. Заданиями украинского театра были: борьба против русификатора; формирование почтительного отношения к украинскому народу и его культуре; поднятие социально значимых вопросов; проторение новых путей сценического искусства.

В 1864 г. во Львове был основан украинский театр " Руська беседа", который возглавил О. Бачинский. Его репертуар, который относился в городах Восточной Галичины и Северной Буковины, состоял из произведений писателей Надднепрянщины и западно-украинских, лучших образцов европейской драматургии. Однако постоянные изменения руководства театра, острое соперничество между москвофилами и народниками за влияние на него привели к его упадку. Весомая роль в его подъеме принадлежит Г. Кропивницкому, который работал здесь за приглашением в середине 70-х годов XIX в. Именно тогда Галицкие зрители ознакомились с новыми пьесами украинской и российской классики. В театре выросли талантливые актеры - И. Гриневицкий, М. Романович и др. Этот театр был единственным украинским профессиональным коллективом в западно-украинских землях на протяжении 50 годов.

Украинский театр конца XIX - началу XX в. за своей тематикой оставался преимущественно бытовым. Но тесную связь с народной культурой делали его очень популярным.

С драматургией В. Винниченка передовые театральные силы связывали надежду на выход украинского театра на европейскую сцену. Однако его произведения, как и этюды О.Олеся (1878-1944), за высказыванием Д. Антоновича, "не могли войти в театральный репертуар, потому что были невмоготу для выполнения украинским бытовым актерам". Профессиональные актеры отдавали преимущество традиционно признанным произведениям украинской классики - так было в труппе М. Старицкого и в театре Г. Садовского. Молодые же театральные силы, которые объединились в " Молодом театре" ( позже "Березиль") вокруг Леся Курбаса (1881-1937) и Николая Кулиша (1892-1937), стали играть заметную роль в театральном искусстве в годы Украинской революции и времени украинского национального возрождения.

Кроме драматичных, в Украине в этот период учреждаются музыкально драматичные учреждения (Г. Лисенко, Г. Садовский) и оперные театры - в Киеве, Львове, Одессе. Однако операм украинских композиторов здесь практически не было места (популярность тогда приобрели произведения П. Чайковского, О. Римского-Корсакова, Р. Вагнера и др.). Такой была судьба всего музыкально театрального наследства С. Гулака-Артемовського (1813-1873), Николая Лисенко (1842-1912), Петра Сокольского (1803-1887), Николая Аркаса (1852-1909) и др. Лишь из 1907 г., когда М. Садовский учредил первый стационарный музыкально драматичный театр в Киеве в Троицком доме (в настоящее время - Национальная опера), широкая украинская публика услышала " Запорожца за Дунаем", "Рождественскую ночь", "Энеиду", "Наталию Полтавку", "Екатерину" и другие украинские оперы.

Украина всегда славилась исполнителями вокального искусства. Однако самые талантливые из них - С. Крушельницька (1872-1952) А. Нежданова, (1853-1922) О. Мишуга (1873-1950), чтобы иметь возможность полностью развить свой талант, шли прославлять сцены лучших театров России (Санкт-Петербург, Москва), Италии (Милан), Франции (Париж) и других стран, где достигли признания в художественном мире. При этом выдающиеся исполнители никогда не прекращали связей с Украиной. В начале XX в. с большим успехом выступала в странах Западной Европы и Америки Украинская хоровая капелла под руководством талантливого музыканта и дирижера Александра Кошиця(1875-1944).

 

76. Развитие украинской музыки в ХІХ в. на Украине.

 

Конец XVIII - первая половина XIX в. характеризуются расцветом украинской народной песни, усиливается внимание к сбору народных песен, издания их сборников, первыми из которых были " Украинские мелодии" М. Маркевича (1831), " Песни польские и руские Галицкого народа" В. Залевського (1833), " Голоса украинских песен" М. Максимовича (1834) и др. Украинская тематика находила соответствующее место в научном и художественной творчестве российской интеллектуальной элиты.

В Укрине продолжало развиваться народное и профессиональное музыкальное искусство. Автором первой оперы "Запорожец за Дунаем" стал С.Гулак-Артемовский. Он же был и автором многих песен на украинскую народную тематику.

Из народа вышли талантливые певцы-кобзари и лирники, распространявших достояние народного творчества по всей Украине. Самыми известными кобзарями были: Андрей Шут, Иван Крюковский, Остап Вересай, Федор Грищенко. Первые фольклорные сборники: М. Цертелева "Опыт сбора древних малороссийских песен", М. Максимович "Малороссийские песни", "Украинские народные песни"

Центрами формирования профессионального музыкального искусства в Приднепровье становились преимущественно крупные города - Киев, Харьков, Полтава, Одесса и т.д. В этих городах сосредоточено театральное жизни, состоялись гастроли оперных коллективов, оркестров и отдельных исполнителей. В гимназиях и высших учебных заведениях, где излагалась музыку танцы, при случае различных событий устраивались любительские концерты и музыкальные вечера. Признаком городской жизни стали выступления военных духовых оркестров в городских садах и театрах. Появились талантливые пианисты и композиторы, которые писали фортепианной произведения - вариации на темы украинских народных песен. В течение первой половины XIX в. в Приднепровской Украине появились первые музыкальные общества, вели концертную деятельность: Филармоническое общество в Одессе (1842 г.), Симфоническое общество любителей музыки и пения в Киеве (1848 г.). Однако в целом музыкальная культура Приднепровья в первой половине XIX в. развивалась достаточно медленно. Одной из причин этого было отсутствие собственной консерватории, на что неоднократно обращали внимание представители украинской интеллигенции. На западноукраинских землях переход под власть Габсбургов способствовал некоторому пробуждению музыкальной жизни. На это влияло установление непосредственных связей с Веной, который был центром тогдашнего европейской музыкальной жизни. Ведущее место в культурно-художественном жизни Львова заняли известные европейские музыканты: учитель польского композитора Ф. Шопена, дирижер немецкого театра И. Эльснер и немецкий композитор и дирижер А. Нанко. Впрочем, в своей деятельности они были далеки от понимания и восприятия местной украинской музыкальной культуры. Пробуждение украинский музыкального искусства было связано с деятельностью в 20-х гг греко-католического духовенства в Перемышле. Благодаря поддержке епископа И. Снигурского здесь 1829 был основан постоянный церковный хор. На базе этого хора сформировалось новое поколение, которое начало «перемишльску школу»- украинский национальный направление в музыкальной жизни западноукраинских земель. Самым известным из ее представителей стал Михаил Вербицкий. Достижения музыкального искусства первой половины XIX в. создали предпосылки для развития украинского национального направления в музыке второй половины века.

Музыка. Украинские композиторы Семен Гулак-Артемовский (1813-1873), Петр Нищинский (1832-1896) и основоположник национальной украинской классической музыки Николай Лысенко (1842-1912) внесли значительный вклад в развитие украинской реалистической музыки. Лысенко был основоположником первой в Украине Киевской театрально-музыкальной школы, открытой в 1904 г. Первая украинская опера - "Запорожец за Дунаем"композитора С. Гулака-Артемовского. В к. 19 в. композитор Петр Сокальский (1832-1896) написал оперы "Мазепа Одним из первых профессиональных композиторов в Галиччине был Михаил Вербицкий (1815-1870). В 1863 г. он написал музыку к песне на слова П. Чубинского "Ще не вмерла Україна", которая стала гимном Украины. В 19 в. украинская музыка развивалась под влиянием русского объединения «Могучая кучка». Многие русские композиторы(Н. Глинка, П.Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и др.) сочиняли романсы и оперы на украинские темы («Майская ночь», «Ночь под Рождество» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка»М. Мусоргского, «Мазепа» и «Черевички»П. Чайковского)." и "Майская ночь" (по мотивам рассказов Н. Гоголя).

 

 

77. Направления в украинском искусстве ХІХ – нач. ХХ вв.

 

Украинское искусство начала XX века, как и русское, развивалось в русле европейских течений: импрессионизм, ар-нуво, кубизм, футуризм и абстракционизм, — но при том оно обладало своими оригинальными чертами и направлениями.

 

Литература: реализм

Живопись: реализм, импрессионизм

Архитектура: классицизм, модерн, ампир

Скульптура: классицизм

 

Реали́зм (фр. réalisme, от позднелат. reālis «действительный», от лат. rēs «вещь») — стиль и метод в искусстве и литературе, а также философская доктрина, согласно которой предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания. Реали́зм в литературе — правдивое изображение реальной действительности. Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Ампи́р (от фр. empire style — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

 

78. Культура Слободской Украины ХІХ в.

 

 

В 1805 г. в Харькове основан Императорский Университет. Главная заслуга в основании Харьковского Университета принадлежит В. Н. Каразину. В те времена Харьков был весьма незначительным городом, и лишь исключительная энергия позволила Каразину реализовать свою идею. Он убедил местных жителей делать пожертвования, что и создало материальную базу Университета. За первые пятьдесят лет своего существования высшее образование в университете получили 2800 человек. Первым попечителем Харьковского университета стал поляк, граф Северин Потоцкий. Он же полностью подобрал профессорский состав для университета. Структура университета включала в числе прочих «отделение физических и математических наук». В 1805 году в Университет поступило всего 57 человек, а в 1835 — уже 263. В течение первых ста лет большую часть выпускников составляли юристы и врачи. С 1816 по 1819 год в Харькове издавался первый массовый популярный журнал «Украинский вестник» (основанный Евграфом Филомафитским), который положил начало практике печатания научных материалов на украинском языке, считавшемся тогда «малорусским (малороссийским) наречием». В 1834 в Харькове изданы «Малорусские рассказы» Григория Квитки-Основьяненко, которого называли «отцом украинской прозы».

На Слобожанщине действовал украинский поэтический кружок «харьковских романтиков», в которой входили Амвросий Метлинский, Левко Боровиковский, Александр Корсун и другие, писавшие в основном на русском языке . Издавались альманахи «Молодик», «Украинский альманах», «Сноп», в которых публиковались произведения Петра Гулака-Артемовского, Евгения Гребёнки, Якова Щеголева. В Харькове были изданы фольклорный сборник Измаила Срезневского «Запорожская старина» (1833-38) и статья «Взгляд на памятники украинской народной словесности» — первое печатное публичное выступление в защиту украинского языка.

Исследованиями южнорусской и слобожанской истории и истории писательства начал свою научную деятельность в Харькове Николай Костомаров. В 1810-40-х годах появились первые труды по истории Слободской Украины, в частности Ильи Квитки «Записки о слободских полках с начала их поселения до 1766 г.» (1812); Измаила Срезневского — «Историческое изображение гражданского устроения Слободской Украины» и упомянутого выше Григория Квитки-Основьяненко — «Историко-статистическое описание Слобожанщини», «О слободских полках», «Украинцы» и «История театра в Харькове»

Церковную историю Слобожанщины исследовал Архиепископ Филарет (Гумилевский) который возглавлял Харьковскую епархию с 1848 по 1859 г.

Во второй половине XIX века научными исследованиями по теории словесности, фольклора и этнографии, главным образом общего языкознания, фонетики, морфологии, синтаксиса, семасиологии занимался профессор Харьковского университета Александр Потебня и его ученик Никонай Сумцов. Ими было сделано много в области славянской диалектологии и сравнительно-исторической грамматики. В общетеоретическом плане А. Потебня исследовал в основном вопросы взаимоотношения языка и мышления, языка и нации, происхождения языка. Ему принадлежат также труды по украинскому языку и фольклору. В Харькове работали историки Дмитрий Багалей, Пётр и Александра Ефименко.

 

79. Особенности духовной культуры Слободской Украины

 

Слободская Украина - один из историко-территориальных регионов Украины, что возник на перекрестке трех держал: России, Польши и Крымского ханства. Это был край разных культурно-этнографических влияний, военно-политических столкновений, дипломатических контактов. Политическая и экономическая окремишнисть и военно-административная целостность этого региона формировались в течение XVII - XVIII в. Определяющими для исторической судьбы края, как считает выдающийся исследователь Слобожанщины Д. Багалий, были отношения между русской и украинской культурами; в процессе своеобразной Реконкисти "украинцы и россияне совместными усилиями заселили и отвоевали территорию Слобожанщины в жестокой борьбе с соседними государствами. Образована ими духовная и материальная культура вобрала у себя самые разнообразные проявления культурно-национальных стихий".

 

 

80. Предпосылки развития духовной жизни Украины ХХ в.

81. Общие тенденции развития культуры Украины ХХ века.

 

 

В начале XX в. украинская культура развивается в контексте европейского и мирового культурного процесса. На протяжении всего XIX в. усилиями передовой интеллигенции, корифеев украинской культуры готовилась почва для духовного возрождения нации, возобновления ее государственности. В системе украинской культуры на то время обозначились практически все основные участки -література, театр и драматургия, искусство и архитектура, музыка, народная культура и фольклор, основанный развитие науки, образования, пресса, книгоиздания.

Блестящая плеяда украинских художников XX в. достойно продлила труд своих предшественников, сформировав национальное возрождение в чрезвычайно сложное и противоречивый время. Украинский культурный Ренессанс длился по крайней мере к рубежу 20-30-х годов и завершился трагедией нации и ее элиты, которые очутились под давлением тоталитаризма. Опыт, достояние и уроки этого периода чрезвычайно важны в наше время. При определенной целостности того процесса, который происходил в развитии украинской культуры первой трети века, в Украинском Возрождении следует выделить три периода:

первый период длился от начала века к Украинской национально-демократической революции (1917);

второй - во время времени освободительных соревнований (1917-1920);

третий - от периода Нэпа, украинизации вплоть до так называемого "расстрелянного возрождения" (30-ые годы XX в.).

 

82. Развитие культуры в советской Украине.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.