Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание общих условий эффективного обучения




VII. Учет возрастных особенностей учащихся

V. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).

IV. Организованность учащихся

VI. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

 


МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

1. Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:

1.1. (1б) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные;

1.2. (1б) учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу;

1.3. (1б) нет ненужных задержек и отступлений во время урока;

1.4. (2б) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.)

2. Адаптация обучения к учащимся:

2.1. (1б) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся;

2.2. (1б) в материале урока выделены наиболее трудные места;

2.3. (2б) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости);

2.4. (2б) обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся.

2. Предметная и методическая компетентность:

1. Владение учебным предметом и методами обучения:

1.1. (1б) информация и демонстрация точны и современны;

1.2. (1б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны;

1.3. (1б) без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения;

1.4. (2б) помимо распространенных применяются и оригинальные методы, и приемы обучения.

2. Организация учебной работы в последовательности "жизненного цикла" (вступление, развитие, закрепление, интеграция):

2.1. (2б) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации);

2.2. (1б) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующие занятия, введение) вопросы;

2.3. (1б) объединение, обобщение и закрепление учебных результатов;

2.4. (1б) урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью).

3. Техника объяснения, письма и речи:

1. Использование устных и письменных объяснений:

1.1. (1б) объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов;

1.2. (1б) ключевые моменты урока получают отражение на доске;

1.3. (1б) записи для учащихся аккуратные и разборчивые;

1.4. (1б) произношение и построение устной речи правильны.

2. Разъяснения при непонимания материала учащимися:

2.1. (1б) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями;

2.2. (1б) пояснения с помощью аналогий и примеров;

2.3. (1б) предоставление учащимся дополнительной информации;

2.4. (2б) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений.

4. Учебное взаимодействие:

1. Контроль и коррекция деятельности учащихся:

1.1. (1б) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним;

1.2. (1б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся;

1.3. (2б) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга;

1.4. (2б) ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся.

2. Использование запросов и предложений учащихся по содержанию урока:

2.1. (1б) пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся;

2.2. (1б) тактично отмечаются слабые места несовершенства в примерах учащихся;

2.3. (1б) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью;

2.4. (2б) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.

5. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке:

1. Стимулирование интереса учащихся:

1.1. (1б) формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни;

1.2. (2б) используются интересные и необычные аспекты темы;

1.3. (1б) интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора;

1.4. (2б) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке.

2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

2.1. (1б) речь учителя свободна от сарказма и насмешек;

2.2. (1б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере;

2.3. (1б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу;

2.4. (2б) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке.

6. Поддержание приемлемого поведения в классе:

1. Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке:

1.1. (1б) варьирование форм учебной активности;

1.2. (1б) использование приемов активизации учащихся на уроке;

1.3. (2б) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей);

1.4. (2б) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся.

2. Воздействия при нарушениях дисциплины:

2.1. (1б) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке;

2.2. (1б) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя;

2.3. (2б) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся;

2.4. (2б) педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для организации нарушителей дисциплины особые формы учебной работы.

 

Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы регистрации данных МППАДУ. Знак "+" ставится только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Для получения более полной картины деятельности данного педагога необходимо накопление информации по нескольким урокам. Итоговый результат определяется следующим образом: если хотя бы на одном уроке конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится знак "+". В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла. Блоки наблюдения делятся на составные части, которые в свою очередь делятся на конкретные требования. 3 основных блока делятся на 12 частей, которые состоят из четырех требований каждая.
Данная методика позволяет провести как диагностику отдельных сторон деятельности учителя, так и по формуле
баллов
У (ср) = -----------определить уровень профессиональной деятельности педагога.

По величине У (ср) определяются четыре уровня профессиональной деятельности учителя:

1. менее 0,6 – не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических;

2. 0,61 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным;

3. 0,91 – 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных;

4. более 1,2 – удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям

Отсутствие оценки по какому-либо требованию указывает на ближайшие (если оно классическое) и перспективные (если оно современное) резервы совершенствования деятельности учителя.


ПРОТОКОЛ

наблюдения за агрессивным поведением учащегося

Наблюдаемый: _______________________

 

Возраст: ___________ Пол: _______

 

Наблюдатель: _______________________________________

 

Дата наблюдения: _____________________

 

 

Оценка Поведение ребёнка
    1. Ругается и покрикивает на других 2. Злорадно смеётся и допускает циничные замечания в адрес взрослых и детей 3. Кричит, орёт, ругает взрослых и детей 4. Боксирует, дерётся, царапается, хватает других за волосы, плюётся 5. Подставляет коварные подножки другим детям, убирает стул, толкается, злорадствует, отказывает другим в помощи 6. Проявляет агрессивность по отношению к другим детям, сквернословит 7. Иронично относится к собственному поведению, оскорбляет и ругает себя 8. Грызёт ногти, рвёт волосы, бьёт себя по голове, повреждает себя 9. Ругает и проклинает разные предметы, находящиеся вокруг 10. Повреждает предметы: громко хлопает дверью, бросает вещи в воздух 11. Высказывает мнение или критику с нормальной силой голоса, без оскорблений, стремится к сотрудничеству 12. Уступает, выдвигает предложения, соблюдает правила, поддерживает других, стремится к компромиссу 13. Контролирует своё поведение, отвлекает собственную ярость другими занятиями, при усилении конфликта уступает 14. Осознаёт своё поведение, учитывает чувства других, прислушивается к мнению других

 


ПРОТОКОЛ

наблюдения за видами внимания учащегося на уроке

 

Наблюдаемый: _______________________

 

Возраст: ___________ Пол: _______

 

Наблюдатель: _______________________________________

 

Дата наблюдения: _____________________

 

Этап урока Вид внимания Содержание деятельности
учителя учащегося
         

 


ПРОТОКОЛ

наблюдения за отвлечением внимания учащегося на уроке

 

Наблюдаемый: _______________________

 

Возраст: ___________ Пол: _______

 

Наблюдатель: _______________________________________

 

Дата наблюдения: _____________________

 

Этапы урока Время отвлечения Содержание отвлечения Причины отвлечения
       

 


ПРОТОКОЛ

наблюдения за проявлением

познавательного интереса учащегося на уроке

Наблюдаемый: _______________________

Возраст: ___________ Пол: _______

Наблюдатель: _______________________________________

Дата наблюдения: _____________________

 

№ п/п Показатели познавательного интереса Оценка
Учащийся:
  Задает вопросы  
  Отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе  
  Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий  
  Успешно включается в обсуждение дискуссионных вопросов  
  Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала  
  Проявляет стремление высказывать свое соображение, поделиться своей информацией  
  Стремится выполнять задания различными способами  
  Активно участвует в обсуждении учебных проблем и вопросов  
  Дополняет и рецензирует ответы товарищей  
  Владеет приемами логического мышления  
  Обходится без помощи учителя  
  Работает сосредоточенно, не отвлекаясь  
  Проявляет организованность в работе  
  Доводит начатое задание до конца  
  Не отказывается от сложных заданий  
  Проявляет упорство при выполнении трудных заданий  
  По собственной инициативе выбирает трудные задания  
  Быстро включается в работу на уроке  
  Владеет учебно-организационными умениями  
  Не успокаивается, пока не поймет возникший вопрос  
  Оказывает помощь товарищам  
  Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу  
  Возвращается к проверке выполнения задания  
  Увлекается при выполнении учебных заданий  
  Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения  
  Проявляет недовольство, если задание не получается  
  Откровенно радуется своим успехам  
  Эмоционально реагирует на свои неудачи  

 


ПРОТОКОЛ

наблюдения за коммуникативными умениями

учителя на уроке

 

Наблюдаемый: _______________________

 

Возраст: ___________ Пол: _______

 

Наблюдатель: _______________________________________

 

Дата наблюдения: _____________________

 

№ п/п Показатель Оценка
Педагог умеет:
  Оказывать внушающее воздействие на детей на основании признания ими его авторитета  
  Раскрывать детям дальние перспективы развития всего детского коллектива и личности отдельного ребенка  
  Вооружать детей методами достижения поставленных целей  
  Внушать детям уверенность в успехе их деятельности  
  Находить в ребенке наиболее сильные стороны его личности и деятельности, раскрывать их перед ним и детским коллективом  
  Устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми  
  Проявлять меру требовательности и справедливости во взаимоотношениях с детьми  
  Использовать собственное воздействие на детей для снятия напряженности во взаимоотношениях с ними  
  Предотвращать и разрешать конфликты во взаимоотношениях с детьми и между ними  
  Становиться на точку зрения ребенка  
  Изменять точку зрения ребенка путем раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей  
  Преодолевать чувство личной неприязни к ребенку при поиске справедливого решения проблемы  

 


ПРОТОКОЛ

наблюдения за словесными воздействиями

учителя на уроке

 

Наблюдаемый: _______________________

Возраст: ___________ Пол: _______

Наблюдатель: _______________________________________

Дата наблюдения: _____________________

 

 

Ранговое место словесного воздействия при высоком уровне понимания учителем учеников Виды словесных воздействий Ранговое место словесного воздействия при низком уровне понимания учителем учеников Слова, высказывания, обращения того или иного вида воздействий на разных этапах урока Всего воздействий того или иного вида у наблюдаемого учителя Ранговое место того или иного вида воздействий у наблюдаемого учителя
- Нравоучение        
- Нотация        
  Обращение по фамилии        
  Повышение тона        
- Дисципли- нирование- приказ        
- Замечание- вопрос        
- Угроза        
  Команда        
- Упрёк        
- Просьба        
  Распоряже- ние          
  Инструкти- рование        
  Поощрение -      
  Юмор -      
  Одобрение -      
  Диалог -      
  Порицание -      
  Ирония -      

 

 


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Дата ______________________

 

Ф.И.О. учителя_____________________

 

Класс____________________

 

Предмет___________________________

 

Тема урока_________________________

 

Методика проведения урока________________________

 

 

Показатели реализации психологического потенциала урока Оценка Примечание
1. Развитие внимания    
Учитель использовал различные приемы активизации внимания, формирования познавательного интереса на уроке    
На уроке использовались внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания (яркость, новизна и др.)    
Изложение учебного материала(образность, эмоциональность, смена интонаций, новизна речевой формы) способствовало поддержанию внимания на уроке    
Темп ведения урока способствовал поддержанию внимания на уроке    
Смена видов деятельности на уроке способствовала сосредоточению внимания учеников    
На уроке учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания учащихся    
2. Развитие памяти    
На уроке использовались возможности всех видов памяти (образно- слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной)    
На уроке учитывались индивидуальные особенности памяти учащихся, использовались сочетания видов памяти    
3. Организация мыслительной деятельности    
Цели и задачи урока способствовали развитию умственной деятельности учащихся    
На уроке формировались навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся    
На уроке имели место различные виды мышления (практически – действительное, наглядно – образное, словесно – логическое)    
Мыслительная деятельность учащихся на уроке способствовала росту их интеллектуального уровня    
Учитель формировал у учащихся умение выделять главное в учебном материале    
На уроке учитывались индивидуальные интеллектуальные особенности учащихся    
На уроке использовались проблемные задания    
На уроке была создана творческая атмосфера    
4. Нравственное значение урока    
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке доброжелательное    
Учитель развивает в детях установку на сотрудничество и взаимопонимание    
На уроке преобладала положительная эмоционально-нравственная атмосфера    
На уроке осуществлялся личностно ориентированный подход    
Оборудование, оснащение, эстетическое оформление урока способствовало требованиям дисциплины, отсутствовали посторонние разговоры    
Работе учащихся на уроке не мешали дополнительные раздражители    
Классная комната соответствовала гигиеническим нормам(класс проветрен, достаточно освещен, мебель соответствует росту учеников)    
Общая оценка урока

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.