КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создание общих условий эффективного обучения
VII. Учет возрастных особенностей учащихся V. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах). IV. Организованность учащихся VI. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий. Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ 1. Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке: 1.1. (1б) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные; 1.2. (1б) учебные пособия и технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу; 1.3. (1б) нет ненужных задержек и отступлений во время урока; 1.4. (2б) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.) 2. Адаптация обучения к учащимся: 2.1. (1б) обучение соответствует возрастным особенностям учащихся; 2.2. (1б) в материале урока выделены наиболее трудные места; 2.3. (2б) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся разных уровней успеваемости); 2.4. (2б) обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся. 2. Предметная и методическая компетентность: 1. Владение учебным предметом и методами обучения: 1.1. (1б) информация и демонстрация точны и современны;
1.2. (1б) комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны; 1.3. (1б) без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения; 1.4. (2б) помимо распространенных применяются и оригинальные методы, и приемы обучения. 2. Организация учебной работы в последовательности "жизненного цикла" (вступление, развитие, закрепление, интеграция): 2.1. (2б) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации); 2.2. (1б) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные ранее (предшествующие занятия, введение) вопросы; 2.3. (1б) объединение, обобщение и закрепление учебных результатов; 2.4. (1б) урок заканчивается подведением итогов (соотнесение результатов с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью). 3. Техника объяснения, письма и речи: 1. Использование устных и письменных объяснений: 1.1. (1б) объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов; 1.2. (1б) ключевые моменты урока получают отражение на доске; 1.3. (1б) записи для учащихся аккуратные и разборчивые; 1.4. (1б) произношение и построение устной речи правильны. 2. Разъяснения при непонимания материала учащимися: 2.1. (1б) выявление непонятных слов или фраз и замена их общедоступными описательными выражениями; 2.2. (1б) пояснения с помощью аналогий и примеров; 2.3. (1б) предоставление учащимся дополнительной информации; 2.4. (2б) логическое выведение неявной полезной информации из анализа уже имеющихся сведений. 4. Учебное взаимодействие: 1. Контроль и коррекция деятельности учащихся: 1.1. (1б) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним; 1.2. (1б) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; 1.3. (2б) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга; 1.4. (2б) ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся.
2. Использование запросов и предложений учащихся по содержанию урока: 2.1. (1б) пояснения, вопросы и примеры запрашиваются у учащихся; 2.2. (1б) тактично отмечаются слабые места несовершенства в примерах учащихся; 2.3. (1б) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью; 2.4. (2б) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке. 5. Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке: 1. Стимулирование интереса учащихся: 1.1. (1б) формулируется важность темы урока в контексте учебного курса и будущей жизни; 1.2. (2б) используются интересные и необычные аспекты темы; 1.3. (1б) интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора; 1.4. (2б) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке. 2. Помощь учащимся в выработке положительной самооценки: 2.1. (1б) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; 2.2. (1б) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере; 2.3. (1б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; 2.4. (2б) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке. 6. Поддержание приемлемого поведения в классе: 1. Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: 1.1. (1б) варьирование форм учебной активности; 1.2. (1б) использование приемов активизации учащихся на уроке; 1.3. (2б) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей); 1.4. (2б) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. 2. Воздействия при нарушениях дисциплины: 2.1. (1б) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке; 2.2. (1б) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя; 2.3. (2б) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся; 2.4. (2б) педагог не борется с нарушителями дисциплины, а использует для организации нарушителей дисциплины особые формы учебной работы.
Методика состоит в заполнении после окончания урока таблицы регистрации данных МППАДУ. Знак "+" ставится только в том случае, если действия учителя полностью удовлетворяют требованию, сформулированному в пункте. Для получения более полной картины деятельности данного педагога необходимо накопление информации по нескольким урокам. Итоговый результат определяется следующим образом: если хотя бы на одном уроке конкретные требования к уроку выполнялись, то в итоговой таблице ставится знак "+". В методике содержатся как классические требования к уроку, оцениваемые в 1 балл, так и современные требования педагогики сотрудничества, оцениваемые в 2 балла. Блоки наблюдения делятся на составные части, которые в свою очередь делятся на конкретные требования. 3 основных блока делятся на 12 частей, которые состоят из четырех требований каждая.
По величине У (ср) определяются четыре уровня профессиональной деятельности учителя: 1. менее 0,6 – не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических; 2. 0,61 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым современным; 3. 0,91 – 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных; 4. более 1,2 – удовлетворяет как классическим, так и практически всем современным требованиям Отсутствие оценки по какому-либо требованию указывает на ближайшие (если оно классическое) и перспективные (если оно современное) резервы совершенствования деятельности учителя. ПРОТОКОЛ наблюдения за агрессивным поведением учащегося Наблюдаемый: _______________________
Возраст: ___________ Пол: _______
Наблюдатель: _______________________________________
Дата наблюдения: _____________________
ПРОТОКОЛ наблюдения за видами внимания учащегося на уроке
Наблюдаемый: _______________________
Возраст: ___________ Пол: _______
Наблюдатель: _______________________________________
Дата наблюдения: _____________________
ПРОТОКОЛ наблюдения за отвлечением внимания учащегося на уроке
Наблюдаемый: _______________________
Возраст: ___________ Пол: _______
Наблюдатель: _______________________________________
Дата наблюдения: _____________________
ПРОТОКОЛ наблюдения за проявлением познавательного интереса учащегося на уроке Наблюдаемый: _______________________ Возраст: ___________ Пол: _______ Наблюдатель: _______________________________________ Дата наблюдения: _____________________
ПРОТОКОЛ наблюдения за коммуникативными умениями учителя на уроке
Наблюдаемый: _______________________
Возраст: ___________ Пол: _______
Наблюдатель: _______________________________________
Дата наблюдения: _____________________
ПРОТОКОЛ наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке
Наблюдаемый: _______________________ Возраст: ___________ Пол: _______ Наблюдатель: _______________________________________ Дата наблюдения: _____________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА Дата ______________________
Ф.И.О. учителя_____________________
Класс____________________
Предмет___________________________
Тема урока_________________________
Методика проведения урока________________________
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |