Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калинина Надежда Викторовна аспирант. 27 страница




Проблемы для обсуждения:

1. Основания для классификации современных направлений обучения.

2. Особенности традиционного и проблемного обучения.

3. Варианты программированного обучения.

4. Особенности знаково-контекстного обучения.

 

11.7. Проблема таксономии образовательных целей

Цели обучения и цели образования

Таксономия целей образования Б.С. Блума

Цели обучения и цели образования

Разработка целей различной степени обобщенности и реализация этих целей в образовательной практике - важная задача педагогики. Цели обучения определяют успешность процесса обучения. В педагогической образовательной системе существует иерархия целей:

 

цели образования в обществе, обусловленные социально-экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;

цели образования, реализуемые на различных этапах системы непрерывного образования;

цели образования, реализуемые в учебном процессе конкретного образовательного учреждения;

цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах; учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т.д. В остальном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязаемое на ощупь. Его суть в движении, активном деятельном общении, взаимодействии, обмене, противодействии, обсуждении, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и деятельности. Это движение образования, связанное, как мы видели в предыдущих разделах, с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования. При переходе от "природосообразного" принципа обучения к "культуросообразному" изменились и цели, к которым должен был стремиться педагог в своей деятельности.

Цели образования имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и в укреплении гражданского статуса отношений (гражданственности) и морально-правовых устоев членов общества.

Кроме того, можно говорить о двух значениях слова "цель" в педагогике. В более узком смысле образовательная цель связана с проблемой передачи педагогами и усвоения обучающимися знаний и может быть названа целью обучения. Такая цель всегда конкретна и связана с конкретным уроком, лекцией и т.д. Некоторые авторы предлагают называть их задачами, или целями, обучения.

Концепцию целей обучения предложил Э. Стоунс, выделивший три уровня умений, которые связаны соответственно с тремя типами задач, для которых эти умения предназначены. Между умениями разных уровней существует иерархическая связь, что важно учитывать при организации процесса обучения.

В более общем виде можно говорить о целях образования, являющихся системообразующими по отношению к целям-задачам обучения. Цели образования в таком аспекте являются тесно связанными, практически проекцией ценностей образования и имеют иерархическое строение.

 

Таксономия целей образования Б.С. Блума

Одну из первых классификаций (таксономий) целей образования предложил американский ученый Б.С. Блум. Ценность этой работы состоит в том, что она позволяет разобраться в сложной проблеме целей.

Б.С. Блум предложил две таксономии целей:

 

одна касается целей, относящихся к когнитивной (познавательной) области,

другая - к аффективной области.

В основе его систематизации лежит иерархическая структура: цели, требующие освоения навыков более высокого уровня сложности, включают цели, требующие менее сложной деятельности. Категории навыков распределены от простых к сложным, от конкретных к абстрактным.

Приведем краткое изложение целей образования по Б.С. Блуму.

 

Когнитивная область.

 

ЗНАНИЕ:

конкретного материала,

терминологии,

фактов,

способов и средств обращения с конкретным материалом и т.д.;

ПОНИМАНИЕ:

объяснение,

интерпретация,

экстраполяция;

ПРИМЕНЕНИЕ;

АНАЛИЗ:

элементов,

взаимосвязей,

принципов построения;

СИНТЕЗ:

единичное обобщение,

разработка плана и возможной системы действий,

получение системы абстрактных отношений;

ОЦЕНКА:

суждение на основе:

имеющихся данных,

внешних критериев.

Аффективная область.

 

СТРЕМЛЕНИЕ (НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ);

ОТВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ:

согласие на ответ,

желание ответить,

удовлетворение от ответа;

ОЦЕНИВАНИЕ:

принятие какой-то ценности,

предпочтение какой-то ценности,

обязательность какой-то ценности;

ОРГАНИЗАЦИЯ:

концептуализация ценности,

выработка системы ценностей;

ПРЕДПОЧТЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТИ ИЛИ ЦЕННОСТНОГО КОМПЛЕКСА.

Основной недостаток этой классификации целей состоит в том, что она дает классификацию уже имеющихся в образовании целей, а практика современного образования в динамично развивающемся мире требует разработки обоснованной и конструктивной системы целей с учетом прогноза о развитии общества в ближайшем будущем. Кроме того, перед педагогом стоит задача не только формирования определенных познавательных умений, но и развития у обучающегося определенного эмоционально-ценностного отношения к жизни.

Но любая, даже самая совершенная, система целей образования мало поможет на практике, если не будут известны пути достижения каждой конкретной цели. Отсюда следует и другая проблема образовательных целей. Разработанные к настоящему времени концепции обучения часто помогают достичь схожих образовательных целей. В чем тогда должен быть критерий выбора средства достижения цели? Не породит ли таксономия целей новые концепции "ради самих целей"? Не ограничит ли жесткими рамками творческий процесс педагога любая таксономия? Возможна ли гармонизация личностноориентированных и государственноориентированных целей? Эти и другие вопросы остаются сейчас без ответа, так как проблема классификации целей образования является одной из наименее исследованной в педагогике и философии образования.

Не менее сложной задачей является и сам процесс педагогического целеполагания. Он требует междисциплинарного синтеза представлений о ценностях и целях общества, о смысле человеческого существования, о сущности самого человека для достижения системности формулируемых целей, отражение в них целостной материально-духовной картины мира, взаимосвязанных между собой философских, религиозных, научных, культурологических и других элементов мировоззрения данного общества. Очевидно, что можно говорить только о постоянном процессе определения целей образования обществом, так как он не может быть эпизодическим, разовым процессом.

 

Проблемы для обсуждения:

1. Связь целей образования с развитием общества.

2. Таксономия целей образования Б.С. Блума.

3. Проблемы целеполагания в образовании.

 

11.8. Идея непрерывного образования, его цели, содержание, структура

Содержание и принципы непрерывного образования

Теоретические основания принципов непрерывного образования

Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования

Содержание и принципы непрерывного образования

Уникальность социально-культурной, экономической ситуации России сегодняшнего дня состоит в том, что необходимость преобразований в обществе ставит проблему развития человека в ранг приоритетных задач.

Одним из способов решения данной задачи может выступать реализация концепции непрерывного образования, в отличие от прерывного - имеющего свои определенные временные рамки и конечный, достижимый результат. Практика показывает, что прерывные формы обучения не охватывает тот большой круг задач, которые встают перед специалистами, исходя из современных требований.

Получение первоначального профессионального образования может чередоваться с трудом на основе полученных знаний. Затем трудовая деятельность может быть прервана и продолжено обучение на более высоком уровне. Учеба может также продолжаться без отрыва от производства.

Прерывистость образовательного процесса не противоречит идее непрерывного образования. Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.

Непрерывное образование предполагает многообразие и гибкость применяемых видов обучения, его гуманизацию, демократизацию и индивидуализацию. Важная особенность непрерывного образования - его устремленность в будущее, на решение проблем развития общества на основе использования полученных профессиональных знаний до получения высшей квалификации; переподготовку и переход к более сложной и престижной профессии.

Для осуществления этой работы надо знать принципы непрерывного образования. Это система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся:

 

поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности,

вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса;

интеграция учебной и практической деятельности;

учет особенностей структуры и содержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла;

содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы;

единство профессионального, общего и гуманитарного образования;

самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности;

интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса.

Теоретические основания принципов непрерывного образования

Принципы непрерывного образования базируются на следующих теоретических положениях:

 

охват образованием всей жизни человека;

понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;

включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки, формальных, неформальных и внеинституциональных форм образования;

горизонтальная интеграция: дом - соседи - местная социальная сфера - общество - мир труда - средства массовой информации - рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни;

вертикальная интеграция: между отдельными этапами образования (дошкольным, школьным, послешкольным); между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.);

акцент на самоуправление; акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения;

динамичный подход к знаниям - способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов;

облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профессионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учиться для того, чтобы "быть" и "становиться" кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.

Профессиональное самосовершенствование как условие реализации непрерывного образования

Со всей убедительностью и полнотой своего звучания сегодня заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности с задействованием ее личных усилий и резервов, а также возможностей пополнения знаний и умений. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается сегодня как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.

Профессиональное самосовершенствование как одно из условий непрерывного образования представляет собой сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма ("Я-реальное профессиональное") и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием ("Я-идеальное профессиональное").

Источники профессионального самосовершенствования специалистов находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека.

Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности и профессиональных возможностей. Непрерывное образование и является одним из способов преодоления разрыва между идеальным и реальным профессиональным Я человека.

 

Проблемы для обсуждения:

1. Принципы непрерывного образования.

2. Теоретические предположения как база для формирования принципов непрерывного образования.

3. Самосовершенствование как необходимое условие реализации модели непрерывного образования.

 

Список рекомендуемой литературы

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2000.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 1991.

Гершунский Б.С. Философия образования. - М., 1998.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 2000.

История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2001.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М., 1999.

Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К.А. - М., 1998.

Философия / под ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону., 1998.

 

Тема 12. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

12.1. Педагогическая наука и ее структура

 

12.2. Научно-методологические основы педагогических технологий (систем)

 

12.3. Основные концепции и подходы к обучению

 

12.4. Философская антропология как методологическая основа педагогических исследований

 

Список рекомендуемой литературы

 

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

 

12.1. Педагогическая наука и ее структура

 

Из истории педагогики Предметная область и основные категории педагогики

 

Методы педагогики

 

Отрасли педагогики

 

Взаимосвязь педагогики с другими науками

 

Из истории педагогики

 

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:

 

во-первых, освоить опыт предыдущих поколений;

 

во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт;

 

в-третьих, передать его следующему поколению. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и передавало своим потомкам. Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово "пейдагогос" ("пейда" - ребенок, "гогес" - вести) можно перевести как "детоводитель", "детовожатый". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Исторически создание педагогической науки связано, прежде всего, с выделением педагогической деятельности в самостоятельную сферу общественной практики. Стремление к ее осмыслению повлекло за собой первоначально создание различного рода обобщений практического и духовного опыта, а затем и разработку специального научного знания.

Сначала эта отрасль знания разрабатывалась в недрах философии, в трудах таких древнегреческих философов, как Фалес из Милета, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. В этот период появляется и термин "педагогика", который впоследствии закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции зародились также и многие другие педагогические понятия и термины, например "школа", что означает досуг, "гимназия" - общественная школа физического развития и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В начале ХVII века педагогика была вычленена из системы философского знания английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). В 1623 году он издал свой трактат "О достоинстве и увеличении наук", в котором в качестве отдельной отрасли знания назвал педагогику как науку о "руководстве чтением". (См. дополнительный иллюстративный материал.)

В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами и авторитетом выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Он создал знаменитый труд "Великая дидактика", в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы, а в книге "Материнская школа" изложил свои взгляды на нравственное и семейное воспитание детей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Вслед за Коменским в историю западноевропейской педагогики вошли имена таких ее виднейших представителей, как:

 

Джон Локк (1632-1704) в Англии;

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции;

 

Иоганн Генрих Песталоцци в Швейцарии;

 

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег в Германии и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Активно разрабатывались идеи обучения и воспитания в русской педагогике:

 

широкую известность получил, в частности, оригинальный педагогический трактат XII века "Поучение князя Владимира Мономаха детям", в котором содержались мысли о нравственных критериях воспитания и обучения;

 

в XVII веке Епифаний Славинецкий разрабатывает в своем труде "Гражданство обычаев детских" правила поведения детей в семье, школе и общественных местах;

 

большой вклад в развитие педагогической мысли внес М.В.Ломоносов, создавший ряд учебных книг по риторике и грамматике;

 

значительно продвинули вперед отечественную педагогическую мысль работы К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, В.П.Острогорского, П.Ф.Лесгафта, Л.Н.Толстого, П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Предметная область и основные категории педагогики

 

Все это позволило педагогической науке уже к середине XVIII века выделиться в самостоятельную науку со своим предметом научного исследования. В дальнейшем предмет педагогики неоднократно уточнялся, и в современных условиях им является процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека как особая функция общества. Тем самым педагогика предстает как наука об исследовании сущности развития и формирования человеческой личности и определении на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного педагогического процесса. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Основными категориями педагогики являются:

 

развитие;

 

воспитание;

 

образование;

 

обучение. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Термин "воспитание" используется в литературе в двух смыслах - узком и широком - в зависимости от контекста. Под воспитанием в узком смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру и т.п. Такое представление о воспитании является упрощенным и в настоящее время подвергается интенсивному переосмыслению.

Под воспитанием в широком смысле имеется в виду кроме воспитания в узком смысле также обучение, приобретение новых знаний, умений и навыков. Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Широкое понимание воспитания вполне оправданно и используется все чаще. Действительно, любое новое знание или умение, а также процесс их приобретения неизбежно оказывают влияние на личность человека. Отсюда берет свое начало один из главных принципов педагогики - принцип единства обучения и воспитания (здесь уже термин "воспитание" взят в узком смысле).

Воспитание в широком смысле как целенаправленный процесс овладения всей совокупностью общественного опыта включает в себя:

 

обучение как процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, мировоззренческими идеями;

 

воспитание в узком смысле понимается как формирование социальных, нравственных, эстетических и других отношений. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон носит в известной мере условный характер. В реальной педагогической деятельности они всегда органично связаны между собой и проникают друг в друга. Тем самым педагогический процесс предполагает осуществление целостной системы педагогического взаимодействия, соответствующего определенным, собственно педагогическим требованиям.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Обучение всегда является двусторонним процессом и состоит из преподавания и учения. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Эти деятельности описывают активность каждого из участников педагогического процесса. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Таким образом, обучение можно определить как совместную деятельность учащегося и преподавателя, направленную на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как:

 

наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле);

 

наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Термин образование несколько шире по своему значению, чем термин обучение. Под образованием имеется в виду процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе. Образование может быть организовано как в форме обучения, так и в форме самообразования, т.е. без присутствия преподавателя в прямом смысле этого слова. В термине образование в более явной форме присутствует указание на связь приобретенных в ходе обучения знаний и умений с уровнем личностного развития. Образованный человек - это не просто знающий человек, но и обладающий высоко ценимыми в обществе качествами личности.

Система педагогического знания подразделяется на:

 

теорию воспитания;

 

дидактику. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Под дидактикой понимается теория образования и обучения.

 

Методы педагогики

 

Как любая наука, педагогика характеризуется не только своим собственным предметом, но и специфическим набором методов. При этом необходимо различать:

 

во-первых, методы обучения и воспитания, с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели;

 

во-вторых, собственно исследовательские методы, т.е. приемы получения самого педагогического знания, позволяющего вырабатывать эти цели и средства их достижения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

К методам второго типа (исследовательским методам, направленным на добывание собственно педагогического знания) можно отнести, в частности, следующие:

 

наблюдение;

 

беседа и интервью (включая стандартизованное интервью);

 

изучение документации и продуктов деятельности учащихся;

 

анкетирование;

 

опросы;

 

тестирование: тесты достижений,

 

личностные тесты,

 

интеллектуальные тесты,

 

тесты креативности и др.;

 

метод экспертных оценок;

 

педагогический эксперимент: констатирующий,

 

формирующий,

 

контрольный;

 

количественные методы статистического анализа;

 

контент-анализ;

 

организационно-деятельностные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Отрасли педагогики

 

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке процесс специализации и дифференциации проявляется особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений, которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются особенностями объекта воспитания:

 

возрастом, (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

профессией,

 

психофизиологическими данными и т. д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Основные "ветви" древа педагогической науки следующие:

 

общая педагогика;

 

дошкольная педагогика;

 

педагогика общеобразовательной школы;

 

специальная педагогика (дефектология);

 

педагогика профессионально-технического и среднего специального образования;

 

исправительно-трудовая педагогика;

 

военная педагогика;

 

педагогика высшей школы;

 

история педагогики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

 

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.