Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм. Симулякры Ж.Бодрийара




Американский прагматизм.

Прагматизм (греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рас­сматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее яр­кого свойства человеческой сущности. Представителями прагматизма являются Пирс (автор термина), Джеймс, Дьюи. Ценность мышления, согласно прагма­тизму, обуславливается его деятельностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление — средство при­способления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Со­держание занятия определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры - готовности к дей-ствованию тем или иным образом. Акцент процесса миропостижения таким об­разом перемещался от модели «незнание - знание» к схеме «сомнение - коллек­тивная либо социальная! вера». Если исследователь знает, какие практические следствия в состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопос­тавление практических следствий той или иной теории. Функция философии — по Джеймсу -• в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная модель мира является истиной. «Реконструкция философии» в духе праг­матизма предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу от­работки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций в жизни. Согласно Джеймсу, «в качестве истины, которая может быть принята, прагма­тизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта... Соответственно,... гипотеза о Боге ис­тинна, если она служит удовлетворительно...» (Джеймс). Таким образом, исти­на оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика прагматизма предполагала постепенное улучшение общественного уст­ройства (принцип «мелиоризма»). Развивался прагматизм преимущественно в США, вплоть до второй мировой войны, занимая ведущие позиции в интеллек­туальной и образовательной традициях.

 

Философы постмодерна считают, что каждое культурное своеобразие может рассматриваться как языковая игра. В рамках каждой языковой игры есть правила, методы и общие словари, которые используются, чтобы отличить собственные языковые игры от чужих. Часто одна языковая игра может накла­дываться или даже быть поглощенной другой игрой. В этом мире многочис­ленных, перекрывающих одна другую языковых игр ни одна из них не может добиться полного превосходства. В действительности различия между некото­рыми языковыми играми могут быть настолько велики, что их правила делают общение между ними бесполезным.

Постмодернизм — понятие, используемое в современной культурологии и философии для обозначения специфических тенденций духовной жизни за­падной цивилизации конца XX в. Возникая как своеобразное продолжение авангардистских экспериментов начала века, критически переосмысливших ос­новы дидактично-рационалистического миропонимания Нового времени, по­стмодернизм переходит от константации несостоятельности глобальных «при­тязаний разума» к попыткам обозначить ориентиры «пост-неклассического» интеллектуального опыта. Констатируя упадок тоталитарных идеологий, экс-тремистско-революционных попыток подчинить им ход истории и сопредель­ных «партизанских» технологий модернизма, постмодернизм выдвигает в каче­стве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художе­ственных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В ключе постмодернизма философия в значительной мере отказывается от традицион­ных претензий на четко артикулированную истину, превращаясь в своеобраз­ный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими. Для постмодернизма характерен интерес к разнооб­разным формам спонтанного жизненного опыта, довербального или поливер­бального переживания реальности как естественному основанию произвольной активности постмодернистского сознания. Отказ от дуального (субъект-объект) восприятия реальности по существу приводит посмодернизм к построению на обломках прежних мифов новой мифологии, нового лексикона мироздания, предлагающего различные варианты его наименования и принципиального воздерживающегося от любых окончательных суждений по этому поводу. Считая идею прогресса одним из «мертвых» мифов западного мира, постмодернизм рассматривает движение культуры с точки зрения умножения образов и имен, усложнения языка и обогащения смысла архетипических представлений. В со­временном культурном процессе постмодернизм присутствует не как ярко вы­раженное философское направление или завершенная эстетическая концепция (в силу его изначальной глубинной самоиронии), но, скорее, как констатация исчерпанности творческих потенций культуры Запада, способной ныне лишь на тиражирование уже однажды сказанного. Тем не менее, избранная постмодер­низмом своеобразная техника «инвентаризации культуры», включающая в ак­тивный обиход забытый, запретный, банальный или маргинальный культурный материал, создает тем самым реальную возможность дальнейшего культуро-творчества «после постмодернизма». Методологически тесно связан с пост­структурализмом. Ведущими представителями постмодернизма являются Барт, Лиотар, Батай, Рорти, Деррида, Делез и Бодрийяр.

В постмодернизме имеются исходные понятия к ним относятся нар-ратив, симулякр, ризома, языковая игра, смерть автора. Рассмотрим эти понятия.

Нарратив (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - важнейшее понятие в философии постмодернизма, фиксирующее способ существования текста. Постмодернисты считают, что любой текст следует рассматривать не с позиций наличия в нем правильного, истинного отражения события, объекта, а с позиций того, какой смысл вкладывает Автор и какой смысл вкладывает Чи­татель. Причем Авторский смысл должен иметь второстепенное значение. На первый план выходит Читатель. Читатель определяет, конструирует смысл тек­ста. Текст как нарратив - это рассказ, который всегда может быть рассказан Читателем по-иному.

Симулякр (фр. simulacres — симуляция) - термин в философии постмо­дернизма для обозначения всепонятийного средства фиксации переживающего состояния. Термин введен в оборот Батаем и подробно интерпретирован Бод-рийяром. В работе «Симулякры и симуляция» Бодрийяр утверждает, что в рам­ках симуляции мы симулякрами заменяем реальное знаками реального. Симу­лякр — это знак. Симулякры - это знаки, которыми мы произвольно конструи­руем реальность. В этой знаковой конструкции определяющим является про­цесс замены реального объекта, реального отношения, реального события сис­темой знаков. Раньше люди, обмениваясь мыслями, считали, что мысль конст­руируется из понятий, что понятия выражают сущность анализируемого объек­та.

Раньше люди, обмениваясь мыслями, считали, что мысль конструируется из понятий, что понятия выражают сущность анализируемого объекта, что сущность анализируемого объекта, что сущность существует объективно и проявляется (или является) через многообразие видимого конкретного, отдель­ного. Следовательно, люди, общаясь, понимают друг друга, так все стремились соблюдать правило адекватного отражения содержания объекта в содержании мысли. Все изменилось в наши дни. Теперь господствует принцип симуляции, принцип притворства. Вся реальность предстает в качестве костюмированного маскарада, в котором за масками-знаками кроется непознаваемая реальность. И никогда реальность знаков не может выразить реальность жизни в любых ее проявлениях: власть и властные отношения, информация и информационные отношения, экономика и экономические отношения. Перед нами, считает Бодрийяр, лишь симуляция, притворство, лживость, обман, предстающий не при­вычными понятиями, а системой знаков, которые тоже симукляры, притворщи­ки.

Ризома (от фр. rhizome — корневище). Понятие «ризома» выражает фун­даментальную для постмодерна деконструктивную установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре текста. Установка по­стмодерна сводится к тому, что текст не имеет стержня, основной идеи. Текст есть окрошка, винегрет из разных посылок, точек зрения, множества цитат из разнородных работ. Автор, манипулирует обилием цитат, смущает Читателя этой муравьиной кучей, где нет логики раскрытия темы, и не видно лица Авто­ра. Философский текст постмодерна (как и тексты по любой сфере культуры) похоже порой на бесформенный словарь или хрестоматию, с отсутствием жест­кой конструкции текста. Читатель, знакомясь с текстом, не может уловить по­зицию автора. Напротив, читая текст, каждый Читатель волен конструировать свое мнение по поводу текста или проблемы. Текст лишь провоцирует набор проблем, вокруг которых Читатель строит свое субъективное мнение, исходя из своей подготовки и своего интереса.

Языковые игры. В классической философии текст воспринимался чита­телем как содержание того объекта, о котором говорил автор текста. В филосо­фии постмодерна текст рассматривается как языковая игра. Источником смысла становится не текст, изложенный автором, а в большей степени сам Читатель. Читатель, Автор и текст составляют единое поле для языковой игры. В этой иг­ре на первом плане плюрализм восприятия и произвольность конструирования с помощью языка различных моделей содержания. Это позволяет путем языко­вой игры создавать множество сюжетов и субъективных восприятий, которые не имеют под собой никакого реального содержания. «Языковая игра», таким образом позволяет создавать вымышленную реальность, фантастические миры, а на современном уровне виртуальную реальность. Отношение читателя к тек­сту может быть рассмотрено как отношение игрока к виртуальному миру.

Смерть автора (или смерть субъекта) - постмодернистский метафори­ческий термин для обозначения одного из двух полюсов в субъектно-объектной оппозиции. Как уже подчеркивалось в классической философии объект рас­сматривался с позиций единства явления и сущности. Исследователь стремился раскрыть невидимую, но объективно существующую сущность. Результаты по­знания сущности фиксировалась в понятиях. Понятия выражались знаковой системой (языком, речью). Читатель изучая текст, воспринимал текст как опи­сание реальности, описание сущности. Читатель оценивал автора с позиций глубины и широты описания этой сущности. В постмодернизме субъект (или Автор) не претендует на раскрытие объктивно-существующей сущности, объ­ективной реальности. Автор в большей степени выражает свое субъективное отношение к проблеме. Как выше подчеркивалось, что автор это свое отноше­ние может выражать произвольным, а порой и хаотичным набором огромного количества цитат из разных источников. В такой ситуации размывалась пози­ция тех авторов, которых цитируют и того автора, который манипулирует цита­тами, следовательно, концептуальный взгляд Автора за многочисленными ци­татами размывается, не просматривается. В свою очередь Читатель тоже вклю­чается в воображаемую и предложенную языковую игру и стремится тоже вы­разить лишь свое эмоциональное субъективное настроение, а не проникнуть в сущность реального процесса. Такая ситуация, когда размыт Автор (или субъ­ект познания) философами постмодернизма называется смертью автора или смертью субъекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.