КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Постмодернизм. Симулякры Ж.Бодрийара
Американский прагматизм. Прагматизм (греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность в качестве наиболее яркого свойства человеческой сущности. Представителями прагматизма являются Пирс (автор термина), Джеймс, Дьюи. Ценность мышления, согласно прагматизму, обуславливается его деятельностью, эффективностью как средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление — средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание занятия определяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании в проблематику веры - готовности к дей-ствованию тем или иным образом. Акцент процесса миропостижения таким образом перемещался от модели «незнание - знание» к схеме «сомнение - коллективная либо социальная! вера». Если исследователь знает, какие практические следствия в состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии — по Джеймсу -• в уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная модель мира является истиной. «Реконструкция философии» в духе прагматизма предполагала отказ от изучения основ бытия и познания в пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций в жизни. Согласно Джеймсу, «в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта... Соответственно,... гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно...» (Джеймс). Таким образом, истина оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика прагматизма предполагала постепенное улучшение общественного устройства (принцип «мелиоризма»). Развивался прагматизм преимущественно в США, вплоть до второй мировой войны, занимая ведущие позиции в интеллектуальной и образовательной традициях.
Философы постмодерна считают, что каждое культурное своеобразие может рассматриваться как языковая игра. В рамках каждой языковой игры есть правила, методы и общие словари, которые используются, чтобы отличить собственные языковые игры от чужих. Часто одна языковая игра может накладываться или даже быть поглощенной другой игрой. В этом мире многочисленных, перекрывающих одна другую языковых игр ни одна из них не может добиться полного превосходства. В действительности различия между некоторыми языковыми играми могут быть настолько велики, что их правила делают общение между ними бесполезным. Постмодернизм — понятие, используемое в современной культурологии и философии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца XX в. Возникая как своеобразное продолжение авангардистских экспериментов начала века, критически переосмысливших основы дидактично-рационалистического миропонимания Нового времени, постмодернизм переходит от константации несостоятельности глобальных «притязаний разума» к попыткам обозначить ориентиры «пост-неклассического» интеллектуального опыта. Констатируя упадок тоталитарных идеологий, экс-тремистско-революционных попыток подчинить им ход истории и сопредельных «партизанских» технологий модернизма, постмодернизм выдвигает в качестве главного творческого принципа радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В ключе постмодернизма философия в значительной мере отказывается от традиционных претензий на четко артикулированную истину, превращаясь в своеобразный генератор метафор и языковых игр, а привычные этические приоритеты сменяются эстетическими. Для постмодернизма характерен интерес к разнообразным формам спонтанного жизненного опыта, довербального или поливербального переживания реальности как естественному основанию произвольной активности постмодернистского сознания. Отказ от дуального (субъект-объект) восприятия реальности по существу приводит посмодернизм к построению на обломках прежних мифов новой мифологии, нового лексикона мироздания, предлагающего различные варианты его наименования и принципиального воздерживающегося от любых окончательных суждений по этому поводу. Считая идею прогресса одним из «мертвых» мифов западного мира, постмодернизм рассматривает движение культуры с точки зрения умножения образов и имен, усложнения языка и обогащения смысла архетипических представлений. В современном культурном процессе постмодернизм присутствует не как ярко выраженное философское направление или завершенная эстетическая концепция (в силу его изначальной глубинной самоиронии), но, скорее, как констатация исчерпанности творческих потенций культуры Запада, способной ныне лишь на тиражирование уже однажды сказанного. Тем не менее, избранная постмодернизмом своеобразная техника «инвентаризации культуры», включающая в активный обиход забытый, запретный, банальный или маргинальный культурный материал, создает тем самым реальную возможность дальнейшего культуро-творчества «после постмодернизма». Методологически тесно связан с постструктурализмом. Ведущими представителями постмодернизма являются Барт, Лиотар, Батай, Рорти, Деррида, Делез и Бодрийяр.
В постмодернизме имеются исходные понятия к ним относятся нар-ратив, симулякр, ризома, языковая игра, смерть автора. Рассмотрим эти понятия. Нарратив (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - важнейшее понятие в философии постмодернизма, фиксирующее способ существования текста. Постмодернисты считают, что любой текст следует рассматривать не с позиций наличия в нем правильного, истинного отражения события, объекта, а с позиций того, какой смысл вкладывает Автор и какой смысл вкладывает Читатель. Причем Авторский смысл должен иметь второстепенное значение. На первый план выходит Читатель. Читатель определяет, конструирует смысл текста. Текст как нарратив - это рассказ, который всегда может быть рассказан Читателем по-иному.
Симулякр (фр. simulacres — симуляция) - термин в философии постмодернизма для обозначения всепонятийного средства фиксации переживающего состояния. Термин введен в оборот Батаем и подробно интерпретирован Бод-рийяром. В работе «Симулякры и симуляция» Бодрийяр утверждает, что в рамках симуляции мы симулякрами заменяем реальное знаками реального. Симулякр — это знак. Симулякры - это знаки, которыми мы произвольно конструируем реальность. В этой знаковой конструкции определяющим является процесс замены реального объекта, реального отношения, реального события системой знаков. Раньше люди, обмениваясь мыслями, считали, что мысль конструируется из понятий, что понятия выражают сущность анализируемого объекта. Раньше люди, обмениваясь мыслями, считали, что мысль конструируется из понятий, что понятия выражают сущность анализируемого объекта, что сущность анализируемого объекта, что сущность существует объективно и проявляется (или является) через многообразие видимого конкретного, отдельного. Следовательно, люди, общаясь, понимают друг друга, так все стремились соблюдать правило адекватного отражения содержания объекта в содержании мысли. Все изменилось в наши дни. Теперь господствует принцип симуляции, принцип притворства. Вся реальность предстает в качестве костюмированного маскарада, в котором за масками-знаками кроется непознаваемая реальность. И никогда реальность знаков не может выразить реальность жизни в любых ее проявлениях: власть и властные отношения, информация и информационные отношения, экономика и экономические отношения. Перед нами, считает Бодрийяр, лишь симуляция, притворство, лживость, обман, предстающий не привычными понятиями, а системой знаков, которые тоже симукляры, притворщики.
Ризома (от фр. rhizome — корневище). Понятие «ризома» выражает фундаментальную для постмодерна деконструктивную установку на презумпцию разрушения традиционных представлений о структуре текста. Установка постмодерна сводится к тому, что текст не имеет стержня, основной идеи. Текст есть окрошка, винегрет из разных посылок, точек зрения, множества цитат из разнородных работ. Автор, манипулирует обилием цитат, смущает Читателя этой муравьиной кучей, где нет логики раскрытия темы, и не видно лица Автора. Философский текст постмодерна (как и тексты по любой сфере культуры) похоже порой на бесформенный словарь или хрестоматию, с отсутствием жесткой конструкции текста. Читатель, знакомясь с текстом, не может уловить позицию автора. Напротив, читая текст, каждый Читатель волен конструировать свое мнение по поводу текста или проблемы. Текст лишь провоцирует набор проблем, вокруг которых Читатель строит свое субъективное мнение, исходя из своей подготовки и своего интереса. Языковые игры. В классической философии текст воспринимался читателем как содержание того объекта, о котором говорил автор текста. В философии постмодерна текст рассматривается как языковая игра. Источником смысла становится не текст, изложенный автором, а в большей степени сам Читатель. Читатель, Автор и текст составляют единое поле для языковой игры. В этой игре на первом плане плюрализм восприятия и произвольность конструирования с помощью языка различных моделей содержания. Это позволяет путем языковой игры создавать множество сюжетов и субъективных восприятий, которые не имеют под собой никакого реального содержания. «Языковая игра», таким образом позволяет создавать вымышленную реальность, фантастические миры, а на современном уровне виртуальную реальность. Отношение читателя к тексту может быть рассмотрено как отношение игрока к виртуальному миру. Смерть автора (или смерть субъекта) - постмодернистский метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов в субъектно-объектной оппозиции. Как уже подчеркивалось в классической философии объект рассматривался с позиций единства явления и сущности. Исследователь стремился раскрыть невидимую, но объективно существующую сущность. Результаты познания сущности фиксировалась в понятиях. Понятия выражались знаковой системой (языком, речью). Читатель изучая текст, воспринимал текст как описание реальности, описание сущности. Читатель оценивал автора с позиций глубины и широты описания этой сущности. В постмодернизме субъект (или Автор) не претендует на раскрытие объктивно-существующей сущности, объективной реальности. Автор в большей степени выражает свое субъективное отношение к проблеме. Как выше подчеркивалось, что автор это свое отношение может выражать произвольным, а порой и хаотичным набором огромного количества цитат из разных источников. В такой ситуации размывалась позиция тех авторов, которых цитируют и того автора, который манипулирует цитатами, следовательно, концептуальный взгляд Автора за многочисленными цитатами размывается, не просматривается. В свою очередь Читатель тоже включается в воображаемую и предложенную языковую игру и стремится тоже выразить лишь свое эмоциональное субъективное настроение, а не проникнуть в сущность реального процесса. Такая ситуация, когда размыт Автор (или субъект познания) философами постмодернизма называется смертью автора или смертью субъекта.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |