Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник для вузов 38 страница




С ними случилось большое несчастье, в котором виноваты они сами, и боль­ше никто. Ты же должен знать об одной своей крайне важной гражданской зада­че, и это знание обязательно придаст тебе силы и уверенности. Мама твоя очень виновата перед людьми и перед тобой. И за свою вину она справедливо и суро­во наказана. Когда мама вернется, ты будешь совершенно взрослым, самостоя­тельным человеком. У тебя к тому времени, скорее всего, будет своя семья, свои дети. Так вот, в то время, когда ты будешь сильным и независимым, ты, и только ты, запомни это, Игорь, можешь и будешь обязан помочь матери встать на ноги.

— Я?! — изумился юноша.

— А кто же, если не ты? — продолжал дядя Толя. — Ты у матери один. Толь­ко в тебе она будет видеть источник своего возрождения, только в тебе будет ее надежда. И очень важно, чтобы душа твоя не огрубела, чтобы ты не забыл, что родители дали тебе жизнь и вырастили тебя, что родителей не выбирают, от них не отрекаются, когда они в беде.

А сейчас тебе нужно выстоять во имя себя и твоей мамы, во имя той девуш­ки, которая будет твоей женой и матерью твоих детей. А выстоять — значит, са­мому жить достойно.

 

Вопросы и задания

1. Опишите переживания мальчика.

2. Мужество, проявленное человеком на войне и в борьбе с жизненными труд­ностями, — одно и то же?

3. Какой воспитательный прием применил дядя Толя?

4. В чем педагогическая ценность такой помощи со стороны дяди Толи? Как вы думаете, она своевременна?

5. Как может отреагировать мальчик на слова дяди Толи?

 

Ситуация 17

Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному спосо­бу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «i». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, — он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов ре­шения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) са­мая большая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»

 

Вопросы и задания

1. Каков стиль обучения на уроке?

2. Что служит критерием успеха на уроке?

3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?

4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?

5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?

 

Ситуация стимулирования к самовоспитанию

Ситуация 18

У Вадика был трудный характер, подросток отличался строптивостью, непо­мерной гордостью, озорством. Курение, прогулы уроков — все это повторялось чуть ли не ежедневно. Традиционные меры воздействия были исчерпаны: просьбы, требования, принуждение, предложения, наказания, установка шеф­ства, попытка отвлечь, перевод в параллельный класс и др. Исключить Вадика из школы или переводить в школу-интернат у педагогов не поднималась рука: у парня была светлая голова. Невзирая на воинствующее безделье, он успевал по­чти по всем предметам. И в вопросах жизни класса он был, как правило, спра­ведлив, обладал чувством юмора, мог метко и иронично высмеять любого. Но его дерзость приводила к конфликтам и с педагогами, и с одноклассниками. Ди­ректор школы, который вел уроки истории у Вадика и поэтому хорошо его знал, в начале второй четверти вызвал мальчика к себе в кабинет и положил перед ним путевку в знаменитый «Артек»:

— Путевка нынче стоит больших денег. Однако ты получишь эту путевку бесплатно. Даю тебе два дня на сборы. По правде говоря, я обязан отдать эту пу­тевку самому лучшему ученику школы, но сейчас ее получишь ты. Вот характе­ристика на тебя. Читай.

Вадик стал внимательно читать, но с каждой фразой уши его все больше и больше наливались кровью.

— Ты согласен с такой характеристикой? Мальчик, опустил голову и пробормотал «нет».

— Да, ты прав, в ней сказано, каким ты должен стать. Зачем я это делаю? Сей­час объясню. Ты мне очень нравишься, ты умный и сильный парень. Но мне нужно дать тебе именно сейчас возможность самому изменить себя, пока не по­здно, а в новой обстановке это несколько проще. Там тебя никто не знает, и ты сможешь проявить свои самые лучшие способности. Конечно, я рискую своей честью, своим достоинством, может быть, даже должностью и местом работы, веря в тебя. Поэтому, если ты сорвешься, совершишь дурной поступок — это бу­дет предательство. И еще помни: пока в школе об этом никто не должен знать, это твоя и моя тайна. А с учителями я сам поговорю.

Вадик стоял перед этим седеющим мужчиной, ошарашенный и изумленный.

Провожая подростка на вокзал, директор обнял мальчика и сказал:

— Я верю в тебя и надеюсь, что предательства ты не совершишь.

Через десять дней от Вадика пришло первое письмо на имя директора шко­лы: «...прошла уже неделя. Я ничего ни разу не украл и ни разу не курил — дер­жусь... Так что спите спокойно (пока!). Я потом в школе все компенсирую».

Буквально перед приездом директор получил еще одно письмо от Вадика. Он принес извинение за последние слова своего письма, которые были скорее «да­нью прошлому». Были там и такие строки: «Василий Петрович, я каждый день борюсь с собой и повторяю себе: "Я предательства не совершу"».

Было бы преувеличением утверждать, что по приезде Вадик в школе стал со­всем другим человеком. Безусловно, он изменился, как-то возмужал и стал бо­лее сдержанным. Было видно, что у него появился опыт самовоспитания, цен­ный нравственный опыт хорошего поведения, опыт терпения и выдержки, опыт доверия и дружбы с мудрым человеком.

 

Вопросы и задания

1. Дайте оценку педагогической находке директора.

2. Назовите методы, используемые в воспитательной работе с Вадиком.

3. Что помогло педагогу выбрать правильное решение в отношении Вадика?

4. Какова роль педагога в процессе самовоспитания подростка?

5. Как самовоспитание влияет на развитие личности?

 

Ситуация стимулирования ко лжи

Ситуация 19

Урока Коля не выучил, что было ясно всем. И, как ни старался, так ничего вспомнить не мог. Коля стоял и досадовал на себя, на свою соседку по парте Лену, которая не могла ему подсказать, на учителя, который так много, по его мнению, всегда задает по истории. Вконец раздосадованный, он не выдержал и надерзил учителю.

— Непонятно, зачем вообще нужна эта история? И что за беда, если кто-то не будет знать, в каком веке правил Тутанхамон, на чьем имени язык сломать мож­но. Вот химия или физика — другое дело, на них не жаль ни сил, ни времени.

— Зачем высказался-то? — укорял его на перемене друг Костя. — Теперь вот влетит. Погоди, еще мать вызовут.

— Но если я в самом деле не люблю историю! — горячился Коля.

— Он не любит... — насмешливо передразнил Костя. — А ты думаешь, я боль­но люблю? Науки не мороженое, чтобы их любить. Их не любить, а изучать надо, понял? Пойди и извинись перед учителем. Погорячился, мол, наболтал лишнего, простите.

— Но я действительно не люблю историю.

— А я тебя не за это ругаю, а за твою глупость. Мало ли кто чего не любит. Не забывай, скоро на нас характеристики будут писать.

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте диалог Коли и Кости.

2. Какие просчеты в воспитании налицо?

3. Каким, по-вашему, будет продолжение этой ситуации?

 

Ситуация молчаливого одобрения

Ситуация 20

Дочь вернулась из школы.

Дочь (Д.): Меня сегодня вызывали к завучу.

Мама (М.):Да?

Д.: Ага. Светлана Ивановна сказала, что я слишком много болтаю на уроках.

М.: Понятно.

Д.: Терпеть не могу эту старуху. Когда она зудит, мы с Галей рассказываем друг другу анекдоты.

М. (поднимает глаза от вязанья на дочь)....?

Д.: Ведь учителей не выбирают. Конечно, мне бы лучше смириться. Плохих учителей почему-то в нашей школе больше, чем хороших, и если я буду с каж­дым из них ссориться, я не смогу поступить в колледж. Получается, что я сама себе делаю хуже.

(Во время этой реплики мать не произносит ни слова.)

 

Вопросы и задания

1. Объясните поведение матери и ее влияние на дальнейшее отношение дочери к учителям и школе.

2. Вы согласны с реакцией матери на слова дочери?

3. Как бы вы реагировали на такие слова?

4. Выполняет ли молчание воспитательную функцию? Приведите свои приме­ры воспитательного (положительного и отрицательного) воздействия молча­ния на поведение человека.

 

Ситуация соперничества

Ситуация 21

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, про­демонстрировать, что она может читать лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

 

Вопросы и задания

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

 

Ситуации выбора наиболее приемлемого варианта действий

Ситуация 22

1. Раздается телефонный звонок, и выясняется, что это человек, с которым вы не хотите говорить. Как вы поступите?

2. Вы обещали провести в пятницу вечер с друзьями. Но вдруг звонит вам кто-то другой и предлагает пойти в ту же пятницу на спектакль, который вы очень хотели посмотреть, но знаете, что купить билет сами не сможете. Как вы по­ступите?

а) Скажете своим друзьям, что чувствуете себя неважно, чтобы освободить время для спектакля.

б) Откажетесь сразу от затеи похода в театр.

в) Ничего не ответите на предложение пойти на спектакль, но все же примете решение о встрече с друзьями.

3. Вы поступили на работу с окладом 2500 рублей в месяц. Ваш работодатель через два месяца решает, что он будет платить вам лишь 1500 рублей. Ваши действия?

 

Ситуация выбора, приводящего к неудаче

Ситуация 23

На уроке рисования учитель предложил нарисовать круглую чашку, которую поставил на стол в качестве модели. Сидящий впереди мальчик долго смотрел на чашку и наконец поднял руку.

— Можно я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он.

— Что ж ты хочешь нарисовать? — удивился учитель.

— Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво.

— Нарисуй, — согласился учитель.

Мальчик некоторое время молча сидел и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку.

— Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? — снова он обратил­ся к учителю.

— Объясни, пожалуйста, что это такое, — сказал учитель с интересом.

— Синяя птица, — сказал мальчик очень серьезно.

Весь класс скрипел старательно карандашами. Но мальчик спустя некоторое время снова поднял руку.

— Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, — сказал он тихо. — Можно?

— Например?

— Мамонта, когда он просыпается, — сказал виновато мальчик.

— Мамонта? — переспросил учитель, внимательно глядя на него.

— Мамонта, — вздохнул мальчик.

— Ну что ж, — сказал учитель. — В конце концов можно и мамонта. Надо тебе, Саша, быстрее определяться, а то урок скоро закончится.

И действительно, через пять минут закончился урок, а у Саши так и остался чистым лист бумаги красивого альбома.

Как поступит учитель дальше с этим мальчиком?

 

Ситуации предъявления требований

Ситуация 24. Предъявление требования в форме просьбы.

В школе авария — трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая ко­ридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшекласс­никам:

— Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?

 

Ситуация 25. Предъявление требования в косвенной форме (подавая при­мер).

Миша К. и Витя 3. роют траншею и натыкаются на большой камень.

— Вот это орешек, — говорит Витя, — тут бы хорошо динамитом, как в горах, когда туннели прокладывают. Р-раз, и готово!

— Ну, а так как динамита у нас нет, — вставляет Миша, — то придется руч­ками.

Он поплевывает на ладони, берется за кувалду.

— Сами не справимся, — уныло говорит Витя — Пойдем за взрослыми.

— Ты что, маленький? — возмутился Миша. — Взрослых еще звать...

— Трудно, — оправдывается Витя.

— Ну и что же. Где легко, там сами, а где трудно — так дядю позвать на по­мощь? Да?

— И вообще куда спешить, — бурчит Витя, — пойдем перекусим, а то сил не хватит.

— Обедать пойдем в 14.00, как обычно, — говорит Миша, берясь за кувалду. — А сейчас будем работать. Кто хочет, конечно.

Витя нехотя спрыгивает в траншею и берется за лопату.

 

Ситуация 26. Предъявление требования в ущерб делу и другим людям.

Урок шел как обычно. Виктория Кирилловна проверила выполнение домаш­него задания и приступила к объяснению. И вдруг она услышала слева от себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила — скрипел Андре­ев и, не задумываясь, строго сказала:

— Андреев, прекрати скрипеть, иначе я тебя удалю с урока! Она и не подозревала, что провал ее тщательно подготовленного урока на­чался, потому что она поддалась на провокацию.

— Что Андреев-то, что Андреев-то?! — громко зашумел подросток. — Вы сна­чала разберитесь, кто скрипит, а потом говорите. А то: «Андреев, Андреев!» Учительница продолжала объяснение, и скрип тут же возобновился.

— Андреев, я последний раз предупреждаю, если ты сейчас же не прекратишь скрипеть, я удалю тебя с урока!

Андреев не прекратил скрип, и Виктория Кирилловна громко произнесла:

— Немедленно выйди из класса!

Андреев не вышел и пустился в длинные пререкания:

— А почему это я должен выходить? Вы сначала докажите, что это я скрипел. А то: «Уходи!»

— Пока ты, Андреев, не выйдешь из класса, я урок вести не буду!

При этих словах учительница захлопнула журнал и села за стол. Но это не возымело никакого действия ни на Андреева, ни на класс.

Время шло. Андреев не выходил из класса. Класс тем временем как бы разде­лился на три группы: первая — это те, кому совершенно было безразлично про­исходящее; вторая — те, кто ехидно наблюдал, чем же кончится конфликт, вый­дет Андреев или нет; третья — это преимущественно активные девочки, которые шипели на виновника срыва урока:

— Витька, выйди же, тебе говорят. Ты урок срываешь!

Прозвенел звонок. Учитель написала на доске домашнее задание и быстро вышла из класса.

 

Ситуация 27. Предъявление требования с опорой на авторитет родите­лей, или Ситуация в театре.

В театре проводился благотворительный вечер, и билеты продавались без указания мест.

Красивая девочка остановилась у первого от прохода кресла второго ряда.

В этом кресле уже сидела девочка и что-то жевала. Красивая девочка погля­дела на сидящую как-то сверху вниз и некоторое время помолчала.

— Послушай, — наконец сказала красивая девочка спокойно. — Это мое мес­то. Пожалуйста, пересядь.

— Почему твое? — спросила та. — Билеты сегодня ненумерованные.

— Мы всегда здесь сидим, — сказала красивая девочка. — Тебе, наверное, все равно, где будет твое место, а я здесь привыкла. Пересядь, пожалуйста.

— Почему я должна пересаживаться? — обиделась сидящая девочка. — Мне здесь тоже нравится! Если бы ты хотела обязательно сесть на это место, пришла бы пораньше... А сейчас мы уже здесь сидим. — И она отвернулась к соседке.

Красивая девочка снисходительно на нее посмотрела, пожала плечами и по­дошла к билетерше.

— Будьте так добры... — сказала вежливо красивая девочка. — Попросите освободить мое место. Во втором ряду, первое от прохода. Мы всегда там сидим. А сейчас это место заняли.

Билетерша удивленно подняла на нее глаза.

— Видите ли... — сказала красивая девочка, — я думала, вы знаете, что мы все­гда сидим на этих местах. Я дочь Орлова.

— Батюшки! Какая у Василия Никитича большая дочка! Пойдем, разберемся.

 

Ситуация предъявления требования-унижения

Ситуация 28

— Я просто не могу смотреть на твои длинные волосы, — говорит отец девя­тикласснику. — Ты выглядишь ужасно. Почему ты их не подстрижешь?

— Мне так нравится, — отвечает сын.

— Ты шутишь?! Ты похож на хиппи. Ты же школьник, — возражает отец.

— Ну и что?

— Я не могу смириться с тем, что у тебя такие волосы, — парирует в ответ отец.

— Это мои волосы, и я буду их носить так, как хочу, — отвечает сын в свою очередь.

— Но почему бы тебе хотя бы чуточку их не подстричь? — не перестает убеж­дать отец.

— Я ведь не говорю тебе, какая у тебя прическа, — говорит сын.

— Да, не говоришь. Но я ведь и не выгляжу как дикобраз, — замечает отец.

— Можно подумать, что я так выгляжу. Ты не понимаешь. Моим друзьям эта прическа нравится — особенно девчонкам.

— Я не могу на тебя смотреть вот такого, — отец не теряет надежду переубе­дить сына.

— Ну тогда и не смотри, — уходя, небрежно бросает в ответ сын.

 

Ситуация приведения примера

Ситуация 29

Алексей, восьмиклассник, связавшись с дворовой компанией парней старше себя, оказался участником группового нападения и избиения прохожего. Ребя­та находились в нетрезвом состоянии.

Учитывая несовершеннолетие Алексея и его состояние здоровья (болезнь сердца), а также то обстоятельство, что он не проявлял при драке активности, а лишь присутствовал при этом, школе предоставлялась возможность взять его на поруки. Для этого необходимо было положительное решение педагогического совета школы. При отрицательном решении мальчика ждал суд и лишение сво­боды.

После бурного обсуждения педсовет большинством всего в два голоса все же принял решение — взять Алексея на поруки и разрешить посещать школу.

На завтра он впервые в жизни принял участие в дежурстве по школе и, надев повязку, добросовестно стоял на переходе у лестницы и следил за порядком.

В это время Валентина Ивановна провожала свой второй класс в гардероб. Проходя мимо Алексея, она сказала малышам громко:

— Дети, посмотрите — это тот самый хулиган (и она показала на Алексея, взяв его за рукав), которого вчера чуть не выгнали из школы. Помните, я вам ут­ром рассказывала о нем.

В доли секунды Алексей сорвался с места и, бросив на ходу повязку дежур­ного, с искаженным лицом выбежал из школы.

 

Вопросы и задания

1. Есть ли единство среди педагогов школы в понимании свой педагогической миссии?

2. Каковы секреты воспитания?

3. О каких результатах воспитания может говорить данный факт?

 

Ситуация обвинения — ощущения несчастья

Ситуация 30

В школе, где училась Марина, многие ребята носили красивую одежду и мог­ли похвастаться множеством дорогих вещей. Их родители сумели приспосо­биться к новым условиям рынка и зарабатывали большие деньги, поэтому эти ребята хоть каждый день могли приходить в школу в обновках и позволить себе дорогие развлечения. Марине же приходилось носить старые платья, сшитые мамой или бабушкой, в которых она сама себе казалась старомодной. Отчего у других были такие красивые вещи, а у нее — почти ничего? Некоторые ее подру­ги приносили в школу большие деньги и по дороге домой останавливались у ки­осков, чтобы купить шоколад. Ее лучшая школьная подруга теперь с ней почти не разговаривала. Она общалась только с «избранными». Иногда Марине даже не хотелось идти в школу. Что случилось с ее родителями? Почему они не могут заниматься тем же, чем и родители ее подруг? Может, они недостаточно умны или слишком ленивы?

Однажды вечером, когда их семья собиралась пойти в гости, напряжение до­стигло предела. Все ждали, когда старшая дочь оденется. Она пробыла в своей комнате больше часа, примеряя одежду и глядя на себя в зеркало. Боясь, что они опоздают, ее отец, наконец, постучал в дверь.

— Что?!! — пронзительно крикнула Марина из-за двери.

— Марина, мы все тебя ждем, ты уже готова? Мы можем опоздать, — сказал отец.

— Я не иду! — закричала Марина.

— Почему? В чем дело? — спокойно спросил отец.

— Меня достало это барахло. Я в нем как старуха. Я устала от того, что мне нечего носить. Почему вы с мамой никогда ничего мне не покупаете? Я терпеть не могу свою одежду! Я ненавижу ее!

Она начала всхлипывать. Наступила продолжительная пауза. Родители не знали, что сказать. В самом деле, что они могли сказать? Они стремились дать детям самое лучшее, но теперь оказалось, что этого просто недостаточно. Их сер­дца разрывались от того, что их дочь несчастна. Они чувствовали себя неудачни­ками, которые ничего больше не могли ей дать, и не знали, что делать.

 

Вопросы и задания

1. Какова роль социально-экономического фактора в воспитании человека?

2. Проанализируйте поведение родителей и Марины.

3. Как разрешить данный конфликт? Каковы наиболее целесообразные действия родителей в такой ситуации?

 

Ситуация доверия—лжи

Ситуация 31

Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, ког­да Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.

Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без под­руги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее под­руге тяжело одной и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позво­нила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с ба­бушкой вышли подышать воздухом на улицу.

В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.

 

Вопросы и задания

1. В чем педагогический смысл того, что произошло между девушками?

2. Какие выводы может сделать Света в отношении дружбы?

3. Как бы вы распорядились такой информацией?

 

Ситуация угрозы наказания и переживания своей вины

Ситуация 32

Второклассница Юля в столовой убирала за собой посуду, так как в школе с начальных классов вводили элементы самообслуживания. Но вдруг она спотк­нулась и вдребезги разбила тарелку и стакан. Девочка от неожиданности и испу­га оцепенела, а потом горько заплакала.

Юля была потрясена: такое с ней в школе случилось впервые. Кроме того, она боялась возможного наказания. Поймут ли ее? Поверят ли, что это произош­ло помимо ее воли и желания, нечаянно? Беспокоила ее и мысль, что придется купить новую посуду взамен разбитой. Таковы были порядки в школе. А как от­несется к такому случаю мама, ведь ей и так тяжело одной воспитывать и кор­мить двух девочек?

 

Вопросы и задания

1. Как следует поступить педагогу в такой ситуации

2. Предложите возможные варианты действий педагога в такой ситуации.

 

Ситуации подчинения и влияния среды

Таня сидела на краю дивана. Единственное, чего ей хотелось, так это побыстрее уйти. Таня очень хотела попасть на эту вечеринку, все ребята говорили об этом. Она надеялась, что удастся весело провести время в компании, но теперь ей было невыносимо скучно. Комнату заполнил дым, обволакивая лица смеяв­шихся и шутивших, хотя речь многих казалась невнятной и искаженной. Некоторые из ребят время от времени выходили в дальнюю комнату, иногда с ними уходили девушки. Таня не знала, чем они там занимаются, только все это казалось странным. Другие пили вино и пиво.

¾ Эй, Таня, ¾ позвала ее однокурсница. ¾ Выпей, расслабься, встряхнись.

Таня неохотно взяла из рук Ани банку пива и сделала большой глоток. Пиво защекотало ей горло.

Рядом проходил симпатичный молодой человек. Он уже давно привлекал ее внимание. Он взял ее руку.

¾ Вы Таня? ¾ спросил он тихо.

¾ Да! ¾ ответила она, довольная, что ее узнали.

После этой встречи вечеринка стала казаться ей все же неплохой. Вначале они болтали о разных пустяках, а потом Александр пригласил ее в другую комнату.

Польщенная, Таня последовала за Александром. Она чувствовала, что пиво ударило ей в голову, у нее немножко кружилась голова, но ей хотелось быть с Александром.

В комнате витал какой-то странный, незнакомый запах. Александр представил Таню своим друзьям. Они, казалось, не замечали девушку, но ее тронула забота парня. Затем ему передали какую-то странного вида сигарету. Она была вдвое меньше обычной. Александр удовлетворенно вздохнул и поблагодарил своего приятеля. Он глубоко затянулся.

¾ Отлично, ¾ сказал он и протянул Тане сигарету.

¾ Что это? — спросила она. В комнате раздался смех...

¾ Ты уверен, что ей здесь место? ¾ спросил один из парней.

¾ С ней все в порядке, ¾ уверенно ответил Александр. ¾ Ну, попробуй. Это марихуана, не бойся, ты почувствуешь себя отлично.

Таня очень испугалась. Как она могла пойти на это? Она знала, что ей не сле­дует этого делать… но Александр ей очень нравился. Он никогда даже не посмотрит на нее снова, если она не попробует.

¾ В чем дело? ¾ спросил Александр. ¾ Попробуй хотя бы, все ее курят, не может она быть такой вредной.

¾ Просто поднеси ее к губам и вдохни, затянись, ¾ посоветовала одна из девушек.

¾ Давай, попробуй... тебе понравится, ¾ уговаривали ее все в один голос.

Таня взяла сигарету и сделала первую затяжку.

 

Вопросы и задания

1. В чем сила влияние среды на человека?

2. На какого человека среда оказывает сильное воздействие?

3. Дайте оценку поведения Тани.

4. В чем педагогический смысл этой истории?

 

Ситуация 34

Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на другой конец города. Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе он пока еще не приобрел — до пер­вого сентября оставалось еще две недели.

Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребятами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.

— Ничего, начнется учеба — у него времени не будет свободного с ними гу­лять. Да и товарищи появятся, — успокаивал отец встревоженную мать.

Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомни­тельным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования ро­дителей он отвечал:

— Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.

 

Вопросы и задания

1. Проанализируйте поведение родителей Димы.

2. Что бы вы предприняли на месте его родителей?

3. Что и кто может помочь Диме в этой ситуации?

 

Ситуация проявления ответственности

Ситуация 35

Вы собираетесь идти в кино с приятелями. Ваша мама знает, что сегодня идут два фильма, один из которых — эротический, другой — об инопланетянах. Перед самым выходом из дома мама просит пообещать ей не смотреть пока еще эроти­ческий фильм. Вы без колебания соглашаетесь, так как все собирались смотреть приключения. Но, едва вы встречаетесь со своей компанией, как подруга неожи­данно говорит вам, что она хочет смотреть эротический фильм, что все одно­классники его посмотрели, и будет глупо, если мы откажемся от удовольствия из-за какого-то обещания. Вы злитесь и обижаетесь на подругу — она ведь за­чинщица проступка, — но все же отказываетесь идти, потому что пообещали ма­тери.

 

Ситуация развития самостоятельности и

ответственности за свои поступки

Ситуация 36

— Давай обсудим разбитые окна у Смирновых, — спокойно говорит отец. — Скорее всего, я ничем не смогу помочь тебе, но все-таки объясни мне, что про­изошло.

Сын пытается объяснить ситуацию случайного попадания футбольного мяча в окна Смирновых, живущих на первом этаже.

— Я согласен, что это произошло не по злой воле, — говорит отец. — Но в по­вседневной жизни, как и в футболе, тоже действуют свои жесткие правила. Ты подчиняешься свистку судьи? Скажи тогда, какое наказание ты считаешь пра­вильным сейчас, в этой ситуации.

 

Вопросы и задания

1. Какие качества будут развиваться у сына при таком поведении отца?

2. Какое же наказание вы считаете наиболее педагогически целесообразным в данных обстоятельствах?

3. Какой воспитательный прием применил отец для воздействия на сына?

 

Ситуация убеждения

Ситуация 37

Катя отправляется в школу холодным утром, надев лишь жакетик.

— Надень пальто, — говорит мать. — Этот жакет слишком легкий для такой погоды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.