Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интегративный и целостный характер формирования лич­ностных качеств. Явление генерализации при формировании личностных качеств




В последние годы в педагогике активно раз­рабатывается проблема интегративности (от лат. integratio) – объеди­нение в целое каких-нибудь частей (элементов) процесса формиро­вания личностных качеств (В.М. Коротов, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов). Это значит, что процесс выработки всякого личностно­го качества начинается с формирования, простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, т.е. интегрируясъ, определяют развитие и укрепление этого качест­ва. Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрас­тных особенностей учащихся нельзя сразу во всей полноте сформи­ровать личностное качество. Во-вторых, любое личностное ка­чество является слишком сложным образованием, и его формирова­ние начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек. Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливости. Начинает­ся этот процесс, как правило, с привития таких простых умений, как приучение первому здороваться со старшими, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, проявлять готовность к оказанию помощи, к выражению сочувствия в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отметим, что точно так же формируются дисципли­нированность, трудолюбие и другие качества.

В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение. Когда возникает необходимость в воспитании у учащихся того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию. Без такого детального продумы­вания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.

Но в процессе воспитания у учащихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в тес­нейшей связи между собой. В самом деле, учащиеся обычно вовлека­ются в различные виды и формы учебной, общественной, патрио­тической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индиви­дуальном и коллективном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обога­щает их сознание, взгляды и убеждения служит средством выработ­ки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных лич­ностных свойств и качеств.

Указанная многосторонность и целостность развития учащихся имеет весьма важное методическое значение. Воспитательная работа в школе должна включать в себя два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств учащихся, второе – предусматривать ре­шение в каждый отдельный период работы с детьми одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, ко­торые отстают в своем развитии.

Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих учащихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершенствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач и формирование связанных с ними личностных качеств как раз и способствует этому. Почувствовав успех в собственном развитии, учащийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закре­пить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерали­зации (распространения) оно положительно влияет на развитие других сторон и свойств личности. Например, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащийся стал более активно чи­тать художественную литературу. Это, несомненно, положительно скажется на его интеллектуальном, эстетическом и нравственном формировании, на разумной организации досуга. То же самое про­исходит, когда школьник улучшает свою дисциплину, культуру об­щения и т.д.

Только сочетание этих двух направлений в осуществлении вос­питательной работы позволяет добиваться ее высокой результатив­ности и педагогической действенности.

5. Реализация общих закономерностей воспитания в процессе формирования отношений (личностных качеств)

Как показано выше, процесс формирования отношений (личностных качеств), взятый в совокупности с обучением, обусловливает целостное раз­витие личности, ее воспитанность и обученность. Но формирова­ние отношений личности и обучение, рассматриваемые как две сто­роны целостного развития личности, принято называть воспитани­ем в широком смысле, которое осуществляется на основе ряда общих закономерностей и принципов, о чем шла речь в главе 5. Эти общие закономерности и принципы имеют кардинальное значение для процесса формирования отношений и должны определять его педа­гогическую инструментовку. Это значит, что для воспитания отно­шений (личностных качеств) необходимо включать учащихся в раз­нообразную деятельность (учебно-познавательную, общественную, патриотическую, трудовую и т.д.), возбуждать их активность в рабо­те над собой, сочетать уважение и гуманность с высокой требова­тельностью, помогать добиваться радости успехов и т.д. Только при условии умелой реализации всей совокупности общих закономер­ностей и принципов воспитания можно успешно решать задачи формирования у учащихся личностных отношений (качеств).

Глава 18. ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.