Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся




Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией.

Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетентны в вопросах самовоспитания и его методов, в какой мере они знакомы с научной и популярной литературой по этой проблеме, насколько ответственно они отно­сятся к исполнению своих педагогических обязанностей. В целом же организация самовоспитания осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

а) формирование мнения ученического коллектива о необходи­мости и пользе самовоспитания;

б) оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспи­тания, его методов и путей осуществления;

в) практическая помощь учащимся в разработке программ само­воспитания и их реализации.

Какой же должна быть эта работа на практике?

Очень важным ее направлением является формирование общественно­го мнения в ученическом коллективе по вопросам самовоспитания. Не все учащиеся знают, что такое самовоспитание, другие занимаются им втайне от товарищей, стыдясь этого занятия, третьи вообще не слы­шали о работе над собой. Все это нужно иметь в виду и на убедитель­ных примерах известных людей показывать, как важно самому челове­ку совершенствовать себя, бороться со своими недостатками. «Да, с собой надо бороться, – писала в одной из своих статей академик П.Я. Кочина. – Себя надо воспитывать, друзья. Если говорить о высоконравственной, совершенной личности, то на первый план, мне ка­жется, надо поставить самовоспитание. Раньше я думала, что это не сколько эгоистическое занятие. Но потом поняла, что самовоспита­ние имеет огромное социальное значение. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить себя, может быть полезен людям....Выяви свои слабости, борись с ними. Поставил цель – иди к ней твердо!»[186]

По вопросам самовоспитания необходимо проводить этические бесе­ды, выносить эти вопросы на обсуждение ученических собраний, посвя­щать им школьные вечера, встречи с известными людьми и т.д. Тематика этих форм воспитательной работы может охватывать самые разные аспекты данной проблемы: «Что такое самовоспитание», «Как пре­одолевать свои недостатки», «Методы самовоспитания», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием» и др. По­лезно, чтобы перед учащимися по этим вопросам выступали не толь-к0 учителя и классные руководители, но и ученые, врачи, психоло­ги, работники производства, ветераны войны и труда.

Особое значение в организации самовоспитания имеет форми­рование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек – выдающийся общественный де­ятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе позна­ния образцов героизма и подвигов, несгибаемой верности Родине, народу у учащихся будут формироваться нравственные идеалы, по­буждающие их к работе над собой.

Во многих школах для организации самовоспитания учащихся ис­пользуют клубные формы работы, в частности, даже создаются клубы самовоспитания. В этих клубах школьники слушают беседы о методах работы над собой, организуют встречи с людьми, совершившими бое­вые и трудовые подвиги, устраивают вечера, оформляют стенды и вит­рины, посвященные вопросам самовоспитания, обсуждают методы, с помощью которых можно совершенствовать свои личностные каче­ства, организуют читательские конференции и т.д.

Однако нельзя ограничивать эту работу только организацией по­знавательно-просветительской деятельности учащихся и разъясни­тельными мероприятиями. Не менее важной ее формой является оказание практической помощи учащимся в самовоспитании. С этой целью полезно обсуждать, как нужно ставить цели самовоспитания но преодолению тех или иных недостатков в поведении и характе­ре, как использовать методы самоубеждения, самовнушения, само­принуждения и другие в работе над собой.

В некоторых школах с целью побуждения учащихся к самовоспи­танию советуют им определять «задание самому себе», записывать его и запечатывать в отдельные конверты. Конверт сдается классно­му руководителю. В назначенный срок он вскрывается, и класс об­суждает, в какой мере тому или иному ученику удалось выполнить Данное себе задание по самовоспитанию.

Примеры из жизни многих выдающихся людей говорят о том, что большую роль в побуждении к самовоспитанию играет ведение Дневников. Такие дневники вели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они фиксировали в них личные наблюдения над собой, отмечали недостатки и определяли цели предстоящей работы по самовоспи­танию. Можно рекомендовать и учащимся, которые пожелают, вести такие дневники, не делая, однако, их обязательными.

В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важ­ное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

Литература для самостоятельной работы

Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. – М., 1976.

Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самовоспитанием школьников. – М, 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. – М., 1983.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. – М., 1981.

Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. – М., 1974.

Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. – М., 1984.

Глава 28. СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.