Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большие полушария




Основные структуры головного мозга.

Мозг центральный отдел нервной системы животных и человека, обес­печивающий наиболее совершенные формы регуляции всех функций организ­ма, его взаимодействие со средой, высшую нервную деятельность, а у человека и высшие психические функции.

Передний мозг — передняя часть головного мозга, состоящая из двух полушарий.

Средний мозг — отдел головного мозга, лежащий под большими полу­шариями и совершенствующий рефлекторную деятельность регуляцией тону­са мышц, позы, движения глаз, настораживания.

Задний мозг — отдел головного мозга, в котором располагается мозже­чок и к которому примыкает продолговатый мозг.

Конечный мозг - важный отдел переднего мозга.

Промежуточный мозг — отдел переднего мозга, в котором располагают­ся таламус и гипоталамус.

Продолговатый мозг — отдел ствола головного мозга, в котором распо­лагается ряд жизненно важных центров мозга, в том числе и ретикулярная формация.

Кора больших полушарий головного мозга — слой серого вещества (нервных клеток), покрывающий полушария головного мозга и играющий исключительно важную роль в осуществлении психической деятельности.

Таламус — подкорковая нервная структура, служащая своего рода рас­пределителем для информации от рецепторов, которую он интегрирует и за­тем передает в кору больших полушарий.

Между корой и таламусом существуют кольцевые связи, участвующие в образовании условных процессов. С непосредственным участи­ем таламуса происходит формирование эмоций человека.

Гипоталамус — структура головного мозга, расположенная под зритель­ными буграми и отвечающая за обмен веществ, координацию вегетативных функций с психическими и соматическими функциями, регуляцию сна и бод­рствования, приспособление организма к изменениям внешней и внутренней среды.

Мозжечок — задняя часть ствола головного мозга, обеспечивающая ко­ординацию движений и сохранение позы, Тонуса и равновесия тела.

Лимбическая система — группа нервных структур, образующая кольцо в центральной части головного мозга. Она регулирует потребностно-мотива-ционную сферу психики человека.

Ствол мозга — наиболее древняя часть головного мозга, состоящая из ряда отделов.

Назальные ганглии — структура головного мозга, связанная с регуляци­ей двигательных и вегетативных функций.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Кали­форнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была при­суждена Нобелевская премия).

Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памя­тью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает про­странственные отношения, разбираясь п формах и струк­турах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем они совершен­ствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в пись­ме активизирует, тренирует левое полушарие.

Не случайно физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностя­ми, неодобрительно относятся теперь к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. А ведь она — столбовая доро­га эволюции мозга, и в первую очередь человеческого мозга: недаром у человека она выражена наиболее сильно. Тру­довые навыки, речь, мышление, память, внимание, вооб­ражение — псе это стало развиваться так бурно и так про­дуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделе­нию обязанностей. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физи­ологи склоняются к тому, что она если и не «только начи­нается», то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно.

Именно специализация полушарий и позволяет чело­веку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грам­матической логикой, но и интуицией с ее пространствен­но-образным подходом к явлениям и моментальным охва­том целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу двух собеседников и создает физиологическую осно­ву для творчества.

Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется и творятся чудеса. Человека ох­ватывает эйфория; он возбужден и словоохотлив, его реак­ции маниакальны. Но главное— словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каж­дый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматически­ми конструкциями.

Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Худож­ник, скульптор, композитор, ученый — все они перестают творить.

Полная противоположность— отключение левого по­лушария. Творческие способности, не связанные с верба­лизацией (словесным описанием) форм, остаются. Ком­позитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего на­строения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах — отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете.

Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого— глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, — безоглядный опти­мизм, сущность правого — «дух отрицания, дух сомнения».

Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он не­продуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, дей­ствуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творчес­кие способности, но и саму возможность нормально рабо­тать, а не витать в эмпиреях.

Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выраже­ние, что теряется при этом (вспомним тютчевское: «Мысль изреченная есть ложь*) и что приобретается, как происхо­дит взаимодействие полушарий при обработке «правды природы» в «правду искусства» (Бальзак).

Едва начинаешь сопоставлять специфику полушарий с психологией творчества, как в глаза бросаются поразитель­ные совпадения. Одно из них — тот мрачноватый тон, в который окрашено мироощущение правого полушария — и если верить Стендалю и многим его собратьям по перу, то, что именно в правом полушарии, где, судя по всему, и пребывает пресловутая творческая жилка, гнездятся те слож­ные потребности самовыражения, которые при благопри­ятном стечении обстоятельств находят удовлетворение в со­здании новых ценностей, а при неблагоприятном — в раз­рушении старых.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.