Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гештальт-принципы организации восприятия




Зрительные иллюзии.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зритель­ных иллюзий. Некоторыми из них являются:

переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового разме­ра вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимо­сти от того, окружают их большие или меньшие по отношению к ним предметы; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньшим, а дале­кий — большим своей действительной величины.

Эти иллюзии объясняются законом восприятия, согласно которому ве­личина предметов оценивается не по действительным размерам их изображе­ний на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

 

Ветрхеймер изложил принципы организации восприятия в своей природе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в которой воспринимаем кажущиеся движение – то есть как единое целое, а не как набор индивидуальных ощущений. Принципы организации восприятия, которые описаны в большинстве учебников по психологии, представляют, по существу, законы и правила, по которым мы организуем и классифицируем воспринимаемый нами мир.

Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и её возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя. Мы не должны учиться создавать образы, как это провозглашают сторонники ассоциативного подхода, хотя некоторые виды восприятия высшего уровня действительно зависят от научения.

Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамическую систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далёкими друг от друга, не объединяются.

Далее перечислены несколько основных принципов организации восприятия:

1. Близость. Элементы, которыеблизки друг к другу в пространстве или во время, кажутся нам объединёнными в группы, и мы стремимся воспринимать их совместно. Так на рисунке вы увидете три пары вертикальных колонок, чем просто набор маленьких кружков.

Рис.1

оо оо оо

оо оо оо

оо оо оо

оо оо оо

оо оо оо

2. Непрерывность. В нашем восприятии существует тенденция следовать в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. На рисунке (Рис.1)вы видете воспринимаемые колонки из маленьких кружков в направлении сверху в низ.

3. Сходство. Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. На рисунку круги и точки стремятся объединиться с себе подообными, и вы воспринимаете ряды кружков и ряды точек, а не колонок, составленные из разнородных элементов.

Рис. 2

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡

— — — — — —

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡

— — — — — —

¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡

 

 

4. Замыкание. В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. Фигуры, изображённые на рисунке вы воспринимаете как обычные квадраты, хотя на самом деле их контуры незамкнуты.

Рис. 3

[][][]

 

5. Простота. В любых условиях мы стремимся видеть фигуры настолько завершенными, насколько это возможно; в гештальт- психологии это свойство получило название «перегнатная форма». Прегнатный гештальт должен быть симметричным, простым и неизменным и не может быть упрощен или каким-либо иным образом. Квадраты (Рис.3) на рисунке являются прегнатными гештальтами, так как отчётливо воспринимаются как завершенные и целостные фигуры.

 

6. Фигура-фон. Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы объект (фигура) и задний (фон), на котором она проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и яснее выделяется на общем фоне изображения. На рисунке фигура и фон являются реверсивными изображениями; в зависимости от того, как устроено ваше восприятие, вы можете видеть либо два лица, либо вазу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.