Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика интересов




Психологическая характеристика мотивов.

Мотивы — это внутренние силы, связанные с потребностями лично­сти и побуждающие ее к определенной деятельности.

Мотивы - это осознанные, осмысленные и прочувствованные потребно­сти. Они многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологиче­ские) и высшие (социальные).

Биологические мотивы — это влечения, желания, хотения человека, от­ражающие его физиологические потребности.

Социальные мотивы — это интересы, идеалы, убеждения личности, кото­рые играют гораздо более значительную роль в ее жизни.

Физиологические основы мотивации. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация в свою очередь активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор ре­зультатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы — пред­пусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выпол­нению соответствующей деятельности.

Под его влиянием происходит возбуждение (повышение) тонуса сим­патической нервной системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека.

Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, ко­торые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность

Все перечисленное создает условия для оптимального достижения жела­емого.

В силу своего многообразия разные потребности нередко сосуществуют одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществле­нии нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуж­дение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность.

Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определен­ному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возник­нув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности.

В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

 

Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как свое­образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой — как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Такое осознание потребностей явилось условием фор­мирования интересов как качественно особых мотивов личности.

Интересы это мотивы личности, выражающие ее специальную на­правленность на познание определенных явлений окружающей жизни и оп­ределяющие вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к опреде­ленным видам деятельности.

Охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, интере­сы, на которые распространяется ее познание, могут быть очень разнообразны­ми. Прежде всего они отличаются по своему содержанию, относясь к различ­ным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, исто­рии, литературе; интересы технические, конструкторские, научные, спортивные, музыкальные, общественные (к жизни общества) и др.

Кроме того, интересы делятся на виды в зависимости от качественных психологических характеристик, отображенных на схеме (они не нуждают­ся в развернутом объяснении).

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызыва­ющих интерес человека, характеризует объем интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из мно­жества интересов должен быть выделен центральный, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах ее деятельности: трудо­вой, учебной, научной, общественной и развлекательной (досуг).

Особенностями интересов являются:

— активизация не только познавательных процессов, но и творческих побудительных усилий человека в различных областях деятельности;

— большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности;

— расширение и углубление знаний человека в данной специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений;

— своеобразное эмоциональное удовлетворение, побуждающее к дли­тельному занятию соответствующей деятельностью.

Интересы должны направленно формироваться. Прежде всего, для этого необходимо показывать значимость получаемой информации от объекта инте­реса для познания самого объекта и получения знаний, важных и необходи­мых в деятельности личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.