Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасли педагогической науки




Структура педагогической науки.

Педагогика — эта наука, развивающаяся под воздействием потребностей педагогической практики, формулирующая свою теорию и методологию (уров­ни методологии) и применяющая свои собственные методы.

Педагогическая практика — непосредственная деятельность учите­лей и воспитателей, предъявляющая свои требования как к субъектам и объек­там педагогики, собственно качеству учебно-воспитательного процесса, гак и к самой теории и методологии науки. Она диктует основные направления и)рмы развития педагогики.

Педагогическая теория на основе анализа педагогической практики по­зволяет выдвигать и осмысливать свои научные гипотезы, проверять получен­ные научные факты, формулировать установленные положения, что способ­ствует правильному и всестороннему развитию всей педагогической науки.

Методы педагогики — это способы и приемы изучения педагогических явлений и процессов.

Уровни методологии педагогики позволяют всесторонне и точно иссле­довать педагогические явления и процессы и на этой основе делать правиль­ные выводы об их содержании и специфике функционирования.

I уровень — гносеологический, дает возможность правильно формулиро­вать наиболее общие научные подходы к анализу педагогических явлений и процессов.

II уровень — мировоззренческий, включает положения о факторах фор­мирования и развития личности ребенка, об образо­вании, обучении, воспитании и педагогической деятельности как обществен­ных явлениях.

III уровень — научно-содержательны! позволяет правильно формули­ровать и обосновывать законы и закономерности педагогической науки, теорию и методику обучения и воспита­ния людей (см. подробнее главы двенадцатую и тринадцатую).

IV уровень — логико-гносеологический, обеспечивает возможность пра­вильно осмысливать предмет и объект педагогики (см. подробнее главу девя­тую), определение и развитие категорий науки, осуществлять определение и развитие категорий педагогики, выявлять соотношение педагогической теории и практики, связей педагогики с другими науками, формулировать положе­ния о соотношении фундаментальных и прикладных исследований и разра­боток, делать прогнозы в развитии самой педагогики (см. подробнее главу одиннадцатую).

 

Развитие педагогики детерминируется социально-экономическими усло­виями нашего общества, потребностями жизни и деятельности людей, дости­жениями современного научно-технического прогресса, логикой трансформа­ции тех феноменов, которые она изучает. Все это непрерывно выдвигает перед педагогикой все новые и новые проблемы, разрешение которых требует преж­де всего максимально эффективного использования внутренних возможностей ее самой. Именно поэтому она постоянно видоизменяется, в ней выделяются все новые и новые составные части и отрасли.

Отрасли педагогики:

история педагогики - исследует исторические этапы развития пе­дагогических идей и взглядов;

народная педагогика — изучает традиционные народные методы и приемы обучения и воспитания людей;

педагогика высшей школы — изучает особенности обучения, воспи­тания и развития людей в процессе получения высшего образования;

школьная педагогика — изучает особенности обучения, воспита­ния и развития людей в процессе получения образования в сред­ней школе;

коррекционная педагогика — занимается обучением и воспитани­ем людей в интересах коррекции их личности и деятельности; профессиональные педагогики — ориентированы на изучение про­цессов обучения, воспитания и подготовки представителей различ­ных профессий;

педагогика неформального образования — изучает неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания; педагогика образования взрослых — специально исследует формы и способы образования взрослых людей. Методология и теория педагогики — специальная составная часть педагогики, уделяющая главное внимание разработке ее методологических и теоретических проблем.

Различные отрасли педагогики позволяют выявить качественное свое­образие педагогических явлений, их связи с другими общественными фено­менами, определить специфику педагогики как науки, ее роль и место в систе­ме отраслей общественных знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.