Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогики. Методологические и теоретические основы педагогической науки




Методологические и теоретические основы педагогической науки.

Методологические основы педагогики.

Занятие № 21

План:

 

10.1. Методологические и теоретические основы педагогической науки.

10.2. Методы педагогики.

10.3. Сущность образования.

10.4. Обучение как общественное явление.

10.5. Педагогическая деятельность как общественное явление.

10.6. Факторы социализации личности.

10.7. Механизмы и средства социализации.

10.8. Теория поэтапного формирования умственных действий.

 

1. Общая методология педагогики предполагает учет:

— основных положений и принципов материалистической диалектики;

— закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся;

— закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно при­водит к улучшению их качества;

— закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных ка­честв, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование от­рицательных характеристик, если они свойственны человеку;

— основных категорий материалистической диалектики;

— представлений о зависимости педагогического процесса от социаль­но-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей наций;

— представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учрежде­ниях.

2. Специальная методология педагогики ориентирует на учет:

— устойчивых представлений о сознании и психике человека и воз­можностях педагогического и воспитательного воздействия па него;

— особенностей формирования личности в обществе и группе (коллек­тиве) в процессе общественно полезной деятельности;

— единства воспитания и самовоспитания личности в группе (коллек­тиве);

— представлений о целостном формировании личности в группе (кол­лективе).

3. Частная методология педагогики предполагает учет:

— закономерностей, принципов и методов обучения и воспитания;

— неразрывной связи, единства, взаимного проникновения обучения, вос­питания, развития и образования в ходе педагогического процесса,

— соответствия воздействий педагогов (воспитателей) характеру дея­тельности учеников (воспитанников), их познавательным и физическим возможностям.

 

Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом ис­следовании:

изучение литературных источников, документов - исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащим­ся в различных источниках и документах;

наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью кото­рого изучают педагогические явления в различных условиях без вме­шательства в их течение;

эксперимент — предполагает активное вмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспи­тания;

анализ результатов деятельности — опосредованное изучение пе­дагогических явлений по результатам обучения и воспитания людей;

анкетирование — изучение результатов обучения и воспитания с помощью анкет, содержащих письменные вопросы;

тесты — выполнение испытуемыми определенных действий по за­данию исследователя. Различают тестирование проективное, исследу­ющее разнообразные проявления психики индивидов в процессе обучения и воспитания (обычно оно включает использование кон­ститутивных, интерпрстативиых, катарсических, импрессивных, эксп­рессивных и аддитивных методик) и коррекционное (предполагает применение методик поведенческой и когпитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психо­драмы, психосинтеза и трансперсонального подхода);

биографический метод — изучение результатов обучения и воспи­тания человека по сведениям, содержащимся в биографических ха­рактеристиках;

беседа — непосредственное общение с учеником (воспитанником);

фотографии, кино-, теле- и звукозаписи - изучение хода и ре­зультатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото-, кино-, теле- и звукоматериалов;

обобщение независимых характеристик — выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от раз­личных людей.

Методы обработки и осмысления полученных педагогических данных: "теоретический анализ -- осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педаго­гической наукой;

математические и статистические методы — методы математиче­ской и статистической обработки результатов педагогических иссле­дований: (контент-анализ, факторный анализ, методы ранжирования, графопостроения и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.