Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика как четвертая власть: возможности и ограничения




«Властные полномочия журналистики как четвертой власти осуществляются по ряду направлений: 1) журналистика ведет всесторонний мониторинг всех сфер жизни и через роль наблюдателя и обозревателя определяет «повестку дня» - предоставляет общественности совокупность тем, проблем, суждений, т.е. создает всестороннюю картину значимого в действительности; 2) журналистика оказывается трибуной разнообразных мнений по широкому кругу вопросов; 3) реализует право знать, удовлетворяет потребность в информации; 4) реализует право высказываться; 5) право быть услышанным (результаты опроса общественного мнения, публикация писем, обращений и предложений). СМИ - организатор социального диалога; 6) выступает в роли общестественного эксперта, формирует отношения, предоставляет взгляды, мнения и т.д.; 7) участвует в создании духов атмосферы в обществе, формирует массовое сознание. Итогом всех этих взаимосвязанных направлений деятельности СМИ оказывает информационное воздействие на сознание граждан, стимулирует их социальную активность. При рассмотрении СМИ как четвертой власти разворачивается все многообразие проявлений ее идеологических функций. Но на деле журналистика ограничена со стороны исполнительной власти, и на самом деле четвертой властью не является.

СМИ с позиций представляемых ими общественных сил оценивают состояние дел в тех или иных секторах социальной жизни, предлагают советы, а то и выдвигают требования к тем, кто вправе принимать обязательные властные решения. Но предложения СМИ - как бы разумны и продуманны они ни были, ни по Конституции, ни по Закону о СМИ не обязательны для рассмотрения, на них можно просто не обращать внимания.

Единственное, что позволяет человеку активно воспринимать информацию это реальное участие в определении путей развития общества. Если человек реально, жизненно заинтересован в чем-то, он будет стремиться не только получать информацию, но и понимать ее. Мы можем прочитать о том, что такой-то губернатор-подлец и давно ему пора в отставку, но реально мы ни на что повлиять не можем. Поэтому увеличение информационных массивов, увеличение каналов передачи информации ничего не изменит до тех пор, пока человек не будет знать, что получив какую-то информацию, он примет решение по поводу собственной судьбы, по поводу своей социальной группы и по поводу государства. СМИ действительно могут и должны выступать оппозицией власти. Но настоящая оппозиция, тем более журналистская, должна быть критиком, пусть безжалостным, но конструктивным. Ответом власти должно быть создание нормальных условий для работы средств массовой информации. Это важнейшая обязанность государства перед обществом.

 


4. Функции журналистики в современном обществе: проблемы определения и классификации

Взгляды и убеждения журналистика формирует с помощью функций и принципов. Функция – обязанность, характер деятельности. Знание функций – это представление о назначении, способах и результатах деятельности СМИ. От журналиста требуется владение широким спектром средств доказательного повествования, творческое использование идеологической (пропаганда и агитация) и организаторской функций. С их помощью реализуется воспитательная задача журналистики. Пропаганда – это деятельность по распространению определенных идей, по утверждению в сознании масс той или иной идеологии – системы взглядов, в которой оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Агитация – деятельность журналистики по распространению оперативной информации (агитация фактами), активно формирующей позиции масс в рамках определенной идеологии. Опираясь на сведения о фактах, агитация дает им четкие оценки, формирует определенное к ним отношение. Организаторская направлена на формирование сознания масс, ориентирую их в действительности, журналистика должна стремиться вырабатывать у аудитории активную жизненную позицию, которая побуждала бы к действию.

Прохоров выделяет следующие функции (характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе), которые взаимосвязаны и неразрывны между собой:

1. Коммуникативная - устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций;

2. Идеологическая – рост и развитие сознательности масс;

3. Культурно-образовательная – направленная на распространение культурных ценностей и пропаганду;

4. Рекламно-справочная – направлена на формирование культуры на бытовом уровне, помогает формировать культуру потребления;

5. Рекреативная, или развлекательная – создание условий для отдыха.

С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы. Петербургская школа журналистики выделяет следующие функции: Производственно-экономическую, Регулирующую, Информационно-коммуникативную, духовно-идеологическую. Роли тесно взаимосвязаны и объединены в единый общественный организм.

Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.