Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции развития журналистских жанров




Современные тенденции развития аналитической журналистики: синтетичность жанров, использование способов получения информации и методов познания действительности, тематика публикаций.

Когда необходимо за фактом увидеть явление, выйти на обобщение журналист обращается к аналитическим жанрам. При написании текста, журналист располагает более широкими возможностями, используя в материалах элементы интервью, репортажа, зарисовки. Именно в этой группе жанров проявляется авторская позиция журналиста. Во всех аналитических жанрах присутствует конфликт и проблема. Важно не только сообщить о каком-либо событии или явлении, но и вскрыть его причины, исследовать возникшие общественно-значимые проблемы найти их решение.

Аналитические жанры. Корреспонденция–от частного к общему, при анализе конкретной жизненной ситуации, журналист приходит к определенным выводам и обобщениям Основу любой корреспонденции составляют факты, объединенные одной темой. Корреспонденция включает факты за длительный срок, рассматривает с разных сторон. Аналитическая – выяснение причинно-следственных связей между явлениями, аргументированная постановка проблемы и ее всестороннее обоснование. Вскрывает причины описываемого явления. Чаще всего, она критического плана. Информационная – сообщает о новых фактах, привлекает внимание читателя к новым явлениям жизни. Напоминает развернутую заметку, но отличается от нее широтой охвата материала и обстоятельным развитием определенной темы. Назначение – анализировать новые явления обществ жизни, вскрывать имеющиеся недостатки. Основные ее черты – оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации для улучшения дела. Главное в этом жанр – разработка темы, постановка вопросов, анализ сложившейся ситуации. Этот жанр синтетический (в нем используется весь арсенал газетных средств: интервью, репортаж, отчет, зарисовка). В конце материала должен быть вывод, но не обязательно напрямую, чтобы читатель его сделал сам. При его создании можно использовать все способы получения информации (работа с документами, интервью).

Статья–жанр, в котором журналист, идя от общего частному, знакомит читателя с итогами исследования, убеждая его в справедливости, ошибочности какой-то идеи. Факт играет второстепенную роль. Обязательное использование анализа, синтеза, наличие фактов, аргументов и оценок. Неограничен временной и пространственный масштаб взятых событий. Обязательное наличие глубоких обобщений. Виды статьи: Передовая. Может быть как авторской, так и редакционной – выражает точку зрения по актуальной проблеме. Теоретическая - анализирует политические, экономические и иные явления, пропагандирует новые идеи и воззрения. Проблемная - анализ каких-либо жизненных явлений, как правило, оперативна. Живой отклик на потребности аудитории. Если репортер для читателя является соучастником событий, то в статье автор–единомышленник. В статье даются лишь итоги исследования, в то время как сам процесс остается в тени. Комментарий, колонка – размышления, рассуждения автора, видение явления, проблемы, его отношение.



Рецензия - жанр, основу которого составляет отзыв. Отличие рецензии от других жанров – это предмет - это информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Но основная задача рецензента – увидеть в произведении то, что незаметно непосвященному. Рецензии могут быть объединены в типологические группы: 1. По объему: большие и маленькие 2. По числу анализируемых произведений: монорецензии (анализируется одно произведение) и полирецензии (много). 3. По теме рецензии делят на литературные, театральные, кинорецензии и т.д.

Обозрение– связное повествование о совокупности значительных социальных фактов, связей и взаимодействий, образующих панораму определенной области действительности. Роль факта главенствующая, обозреватель идет от частного к общему, использует анализ. Обзор печати– анализ, рассмотрение, оценка проблем, поднятых в газете за определенный период времени или деятельности печатного органа в целом. Виды – общий, тематический, информационный. Используют весь спектр методов познания действительности, все элементы содержания. На актуальную тему, в центре внимания актуальный, общественно-значимый вопрос. Оперативность не главный признак. События не ограничены во времени и пространстве. Большой объем. Активная позиция журналиста.

Сейчас происходит диффузия жанров, происходит смешение жанровых признаков. По лаконизму и живости информационная корреспонденция приближается к репортажу, а по относительной простоте текста – к расширенной заметке. Аналитическая корреспонденция сближается с другим жанром – комментарием. Информационная корреспонденция, в отличие от репортажа, сообщает о событии без особо эмоционального и детального описания предмета изображения, больше пересказывая происходившее. При этом личное присутствие журналиста на месте события не всегда обязательно.

В.Г. Костомаров считает, что двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о яв­лении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром — комментарием. Различие между ними в том, что автор корреспонденции является первоисточником сообщения. Он «корреспондирует» с места события и интерпретирует происшедшее, непосредственно опираясь при этом на собственные наблюдения и мнения участников и свидетелей события. А комментарий в большей мере основан на известных фактах, общих мнениях и оценках, которые высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт, а не на истол­ковании события. Аналитическая корреспонденция отличается также и от статьи. Автор в статье стремиться обосновать суждения по поводу какого-либо общественно-значимого явления, которое имеет последствия для общества или социальных групп. Обычно предметом статьи являются не отдельные факты (события), а те закономерные причины и следствия, которые порождают эти факты и события. А в аналитической кор­респонденции центральное место занимает один значительный факт, все остальные детали, примеры, суждения служат «вспомогательным» материа­лом для его всестороннего освещения. Присущие аналитической корреспонденции харак­терные признаки отличают ее и от других жанров.

Методы познания действительности: Наблюдение. Чем больше видов наблюдения, тем ярче факты, убедительней оценки, глубже выводы. Виды: Подготовленное – заранее известна точка, место, время, объект и точка наблюдения. Неподготовленное - возможность увидеть окружающую действительность в непосредственных деталях, в движении, конкретный объект наблюдения отсутствует. Разовое - для исследования одномоментного события, ограниченного во времени и пространстве, но оно не дает возможность всесторонне исследовать явление. Длительное наблюдение позволяет всесторонне изучить объект, увидеть явление, протяженное во времени и пространстве, в динамике. Журналист может неоднократно возвращаться к вопросу. Недостаток – автор привыкает к источникам информации и обстоятельствам, утрачивается свежесть. Открытое - когда окружающие знают, что перед ними журналист, это работа по сбору информации. Скрытое наблюдение - факты и события в неискаженном виде. Наблюдение может быть также открытым по форме, но скрытым по содержанию (тема раскрывается, но истинная цель нет). Включенное наблюдение – журналист меняет профессию и испытано на себе. Эксперимент -проверка гипотезы. В качестве объекта изучения выступает определенная социальная группа, на ней и проверяется гипотеза. Автор искусственно обостряет ситуацию, ограничивает ее во времени и пространстве, придавая ей тем самым динамизм. Сам при этом остается в тени, используя метод скрытого наблюдения.

Анализ (исследование) - разложение, расчленение, мысленное или реальное, объекта на элементы (отдельные элементы лучше поддаются изучению). Анализ дает возможность установить причинно-следственные связи между фактами, различными сторонами предмета.

Синтезсоединение различных элементов в единое целое, переход от конкретного к абстрактному, от простого к сложному. Через синтез журналист выходит на обобщение. Обобщение– логический переход на более высокую ступень абстракции. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления, стремиться обнаружить общее в единичном, проблему в событии

Индукция–умозаключение от частного к общему. Факты, в данном случае, играют в материале главенствующую роль, являясь основой публикации. Дедукция -умозаключение идет от общего к частному. Факт играет в данном случае второстепенную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. С помощью дедукции автор излагает итоги исследования.

Сравнение -используется для отыскания различий. Создает контрастность изображения, усиливает восприятие путем сопоставления предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на отличительных признаках. Аналогия -отыскание общих черт. Анализируемое событие может быть достаточно протяженным во времени и пространстве. При этом журналист выступает как публицист, четко заявляя о своей гражданской позиции Сложность решаемых задач, отражается на размере материала.

Тематика: т. к. жанры рассматривают проблемы общества, то тематика может быть неограниченна (социальные проблемы, международные). В зависимости от темы журналист может выбирать и жанр (межэтнические проблемы – корреспонденция, разные точки зрения на событие–обозрение).

 


Жанр – устойчивая форма отражения действительности. Но в последнее время наблюдается переход одних жанров в другие и их синтетичность (аналитический отчет, информационная корреспонденция).

Сегодня исследователи основными тенденциями в жанрообразовании называют:

- Смещение одних жанров другими. На периферию отошли такие крупные жанры, как очерк, а в центр выдвинулись информационные жанры. Срединное положение занимает группа аналитических жанров;

- Освоение журналистами новых методов познания действительности, взятых из других сфер человеческой деятельности, например, социологическое резюме или статья-прогноз;

- К образованию гибридных жанровых форм (например, очерк-расследование) и к постоянному жанровому взаимообогащению приводит процесс размывания жанровых границ;

-Жанры, изменяясь и трансформируясь, сохраняют свою преемственность, основные типологические признаки, обнаруживаемые в многообразии отдельных жанров. [Дускаева]

Жанры журналистики различаются: по характеру предмета или объекта отображения; по конкретному назначению, исходя из цели решаемой журналистом; по масштабу охвата действительности, обобщений и выводов; по способам отражения действительности, характеру литературно-стилистических средств. При этом существуют признаки, присущие всем жанрам. Какую бы форму не выбрал журналист для реализации своего творческого замысла, в ней можно увидеть элементы «формулы мастерства», функции (агитационную, пропагандистскую и организаторскую) и принципы (правдивости, объективности, массовости, демократизма, гуманизма и патриотизма).

Причины изменений: быстрое информирование (гонка за право быть первыми), на поиск информации и ее выпуск меньше времени, популярны легкие для восприятия жанры, мало профессиональных и талантливых журналистов, интерес к простому человеку упал (очерк вымирает), комбинирование (использование в текстах фрагментов различных жанров). В заметке увеличивается авторская позиция, репортаж может быть о проблемной ситуации и с авторской оценкой.

С одной стороны, каждый конкретный случай межжанровой диффузии служит поводом для неоправданной, на наш взгляд, фиксации еще одного вида жанра (Тертычный). С другой стороны, обилие такого рода терминологических нововведений дает основание для нигилистического обобщения о "размывании" жанра (Кройчик, Соков пр., которые описывают устоявшиеся жанровые признаки).

 





Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Cовременные технологии физического развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  2. I. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России
  3. II. История развития налогов и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России
  4. II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости.
  5. II. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  6. IV. Современные методы усиления фундаментов.
  7. T Этапы развития средств вычислительной техники.
  8. V. Размножение и циклы развития водорослей.
  9. V1. Предмет психологии. Методы психологии. История развития научной психологии
  10. VII. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА
  11. VII. Третий пояс педагогических исследований изучение развития человека
  12. VIII. Методы исследования системы обучения и развития, как научная и конструктивная проблема




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.19.123
Генерация страницы за: 0.097 сек.