Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для повторения. Крестьянское хозяйство было поликультурным




Крестьянское хозяйство было поликультурным. В нем сохранились основные виды плодовых и огородных культур, выращивался виноград и оливки. Общими усилиями обеспечивалось поддержание и строительство оросительных сооружений. Если крестьянин не использовал долю общинных угодий, но ею пользовался кто-то другой, то общинник получал соответствующее вознаграждение. Крестьянин мог отдать часть земли в аренду соседу на условиях уплаты морты, составлявшей 1/4 урожая. Арендатор-мортит – зажиточный крестьянин, обрабатывающий землю более бедного односельчанина. Существовала аренда исполу (половничество).

Община охраняла права собственности крестьянина и обеспечивала хозяйственное использование земли, получение от нее доходов и уплату государственных поборов. Крестьяне кроме поземельной подати платили подымное, выполняли разнообразные строительные повинности.

Постепенно менялось место городов в хозяйстве Византии. Из центров торговли и ремесла они превращались преимущественно в торговые центры. На смену крупным купцам, богатым судовладельцам и ростовщикам приходили мелкие торговцы. Сокращение внутриимперской торговли привело к тому, что город превратился в центр местного обмена, зависимый от сельской округи. Исчезла система принудительных ремесленно-торговых корпораций. Ремесло стало свободным. Но численность ремесленников сократилась. Сохранились лишь немногие крупные города как производственные, административные и военные центры, а также окраинные города, занятые обменом с соседними регионами. Возросло значение Константинополя, где сконцентрировалось крупное ремесленное производство, объединенное и контролируемое государственными корпорациями. В массовом производстве получили развитие кинонии – добровольные временные объединения отдельных лиц на основе договоров в целях достижения общей выгоды. Обычно кинонии были сообществами двух-трех лиц, объединявших капиталы, труд, имущество. Город перестал господствовать над деревней. По условиям жизни городское население мало чем отличалось от сельских жителей, исключение составляли лишь жители Константинополя.

В VIII в. в связи с постоянной угрозой внешнего вторжения коренным образом изменилось административное устройство Византийского государства. Старые провинции заменялись новыми военно-административными округами – фемами. Из свободных византийских крестьян, а также представителей других племен – славян, армян, сирийцев – в VIII в. создавалось особое воинское сословие стратиотов. За несение военной службы они получали от правительства в наследственное владение земельные наделы, освобожденные от всех налогов, кроме поземельного. Стратиоты составили главную силу войска и основу нового строя. Во главе фем стояли командиры войска – стратиги, которые сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и гражданской власти в этих административных структурах. Фемы возникли в Малой Азии, где существовала постоянная угроза арабского нашествия. Формирование фемного строя растянулось на два столетия и было тесно связано с деятельностью иконоборцев.

Иконоборчество возникло стихийно как движение против почитания икон. С 726 г. оно стало официальной государственной политикой. Проведенная секуляризация церковных и монастырских земель дала государству средства на строительство укреплений и флота, производство оружия, выплату стратигам денежных пособий. Все эти мероприятия позволили создать боеспособную, стабильную армию, которая могла противостоять арабской коннице.

Становление феодальных отношений в Византии (вторая половина IX–XI вв.). Начало массового разорения византийского свободного крестьянства приходится на вторую половину IX в., что было связано с ростом податного гнета и повинностей. Государство уже не ограничивалось только учетом площади обрабатываемой подворной земли. Оно все более тщательно учитывало качество и количество тяглового и домашнего скота, используемых лугов и пастбищ, птицы, ульеввсе источники доходов крестьянского хозяйства.

Натуральная подать, которая в X в. отчасти собиралась уже в денежной форме, дополнялась денежным подворным обложением, которое взималось даже с безземельных крестьян – собственников только своего жилья, судебными пошлинами. Многочисленные государственные повинности, личные отработки тяжелым бременем ложились на крестьян. Их руками велось массовое строительство военных укреплений, государственных сооружений, дорог, мостов, осуществлялась перевозка строительных материалов. С X в. началось взимание налога в пользу церкви – каноникон. К тяжести государственных поборов добавлялись грабежи и вымогательства многочисленного чиновно-фискального аппарата. В Византии действовала бесчисленная армия учетчиков и сборщиков, ведавших определением размера поборов и осуществлявших их. Каждый вид поборов взыскивался отдельно, особыми ведомствами, в пользу которых взимался определенный процент от уплаченной плательщиком суммы. Несмотря на то что правительство при обложении учитывало различия в стоимости имущества и доходах, процесс имущественной дифференциации и обеднения крестьянства резко ускорился. В законодательстве X в. постоянной категорией крестьян становятся «бедные» и «убогие». В связи с ростом неплатежеспособности многих крестьянских хозяйств в X в. вводится податная ответственность общины за односельчан.

В IX–X вв. резко усилилась имущественная дифференциация стратиотов. Верхушка стратиотского сословия постепенно выделялась в низший слой господствующего класса.

Важным источником дохода византийского государства являлась обширная государственная земельная собственность, которая росла за счет завоеванных территорий, выморочных и заброшенных земель.

Развитию крупного частного землевладения в VIII–IX вв. препятствовала нехватка рабочих рук и сильные общины. Не случайно, первые крупные византийские феодальные хозяйства возникли в скотоводческих районах Малой Азии, где ведение хозяйства требовало минимума занятых.

В византийской деревне из малоимущих и неимущих крестьян сформировался устойчивый слой наемных работников – мистиев. Потеря собственности воспринималась крестьянином как своеобразная форма рабства, поскольку полноправным членом общества был только собственник. Даже окончательно разорившиеся крестьяне предпочитали оставаться наемными работниками. Они упорно не «садились» на чужую землю, т.е. не переходили в категорию париков (феодально-зависимых крестьян). Из-за сопротивления крестьян для начальной стадии становления крупного феодального землевладения было характерным сочетание рабского труда с наемным. В X в. византийцы, где только могли, приобретали рабов. Их везли с Востока, из Причерноморья, Руси и других мест.

Для раннефеодального византийского поместья было характерно преобладание собственного, домениального натурального хозяйства.

С середины X в. неимущий крестьянин стал оседать на землях крупного земельного собственника, превращаясь в парика. Рента намного превышала все прежние платежи крестьян. Натуральные платежи и барщина увеличивали количество сельскохозяйственной продукции, что подталкивало владельцев имений к установлению более тесных связей с рынком. Крупные феодалы и монастыри организовывали рынки и ярмарки в своих владениях для сбыта произведенного продукта, включались в торговлю продукцией сельского хозяйства на более отдаленных рынках.

Государство, терявшее значительную часть доходов, перешло к запрету свободным подданным селиться на частных землях. Для обеспечения обработки заброшенных государственных земель оно на льготных условиях поселяло на них крестьян. Однако положение последних приближалось к положению париков – зависимых держателей чужой земли. Постепенно формировалась категория государственных париков. Аналогичные процессы происходили и в монастырских владениях.

В Византии не землевладельцы закабаляли крестьянство, а государство превращало свободных крестьян в зависимых.

В середине IX в. стали возрождаться византийские города, превращавшиеся в центры местного обмена и отчасти производства. Обмен между городом и деревней осуществлялся на ярмарках. Внутригородская торговля велась на дому, непосредственно между продавцом и покупателем. На ярмарках купцы скупали изделия как сельских, так и городских ремесленников. Увеличение спроса стимулировало развитие городского ремесла.

В византийском городе действовала система поимущественно-подоходного обложения. Собирался налог с недвижимости в соответствии с ее доходностью, устанавливались торговые пошлины с ремесленников и торговцев, сборы с торговых сделок. Норма дохода была единой – 8,33% от прибыли с вложенной суммы исходного капитала. Регулируя норму прибыли, государство осуществляло контроль над ценами, ограничивало спекуляцию.

Городское население было обязано нести общегосударственные и городские повинности: осуществлять надзор за системами водоснабжения и орошения, ремонтировать общественные здания, доставлять грузы.

С начала X в. проводились многочисленные мероприятия византийского правительства, способствовавшие росту внутреннего спроса, оживлению городского ремесла, расширению товарно-денежных отношений. Поощрялся поиск драгоценных металлов, развитие ряда производств, была признана необходимость и полезность ростовщичества для оживления торговли. Однако Византия не имела нужного количества богатых купцов-посредников, которые могли бы взять торговую инициативу в свои руки. Этим объяснялось то, что на рынок энергично выходили феодалы и монастыри.

В IX–X вв. сложилась структура византийской раннефеодальной государственности. Государственный аппарат базировался на иерархии должностей, подкрепленной титулами и почетными званиями. Сложилось 18 классов должностей, объединенных в пять разрядов. Каждому разряду соответствовал определенный почетный титул. Обладатель титула получал соответствующее пожалование от императорской власти. Титулы не только присваивались императором за заслуги, их можно было купить. Продажа титулов стала одним из источников единовременного дохода казны, а приобретатель титула получал своего рода процент на вложенный капитал (9,7%).

Таким образом, в Византии сформировался мощный слой профессионального чиновничества. Государственная служба была важнейшим источником укрепления положения, обогащения, возвышения и, наконец, упрочения реальной власти на местах.

К концу XI в. определяющую роль в аграрных отношениях играла крупная земельная собственность – феодальная вотчина (как важнейшая структурная ячейка феодального общества) и труд зависимых крестьян–париков (как основной категории зависимого населения). В Византии утвердились феодальные отношения.

Развитие этого процесса шло за счет сокращения частной собственности свободного крестьянства, собственности общин, роста крупной частной земельной собственности и умножения числа частновладельческих париков, а также постепенной феодализации отношений на государственных землях. Стремление государства обеспечить обработку земли и поступление податей приводило к тому, что все более значительный фонд государственных земель переходил к крупным земельным собственникам, особенно монастырям.

Другим средством формирования феодального землевладения являлся солемний – раздача «невещных прав», т.е. прав на получение государственных налогов с имущества или плательщиков, а с XI в. – прония (забота, попечение), т.е. пожалование права взыскания с тех или иных территорий поступлений государству, прежде всего с крестьян, в виде платы за государственную, гражданскую или военную службу. Таким образом, прония по своему характеру была близка к западноевропейскому бенефицию, хотя прониару и не передавалась во временное владение земля, а только часть прав на взыскание с нее государственных поборов. Условным военным держанием являлись земли, раздававшиеся государством стратиотам.

Если в результате приобретения крупными землевладельцами и монастырями крестьянских земель и прямых пожалований расширялся земельный фонд частной собственности, то прония представляла собой отчуждение в руки земельных собственников все возраставшей доли непосредственных доходов государства. Не создавая прямо условного землевладения как такового, она расширяла сферу частноправовой зависимости крестьянства, втягивая в нее как свободных крестьян, так и крестьян на государственных землях. Прония способствовала упрочению владельческих прав и последующему ее превращению в условное земельное держание.

В X–XI вв. формируется типичное феодальное поместье. Прежние поместья с большим домениальным хозяйством, обрабатывавшимся трудом рабов, мистиев и лишь отчасти париков, сменяют хозяйства, основанные исключительно на труде париков.

Византийский парик, как лично свободный, мог уйти со своей земли, но мог быть продан вместе с ней, поскольку существовала продажа земли. Париком становился или ничего не имевший мистий, или окончательно разорившийся крестьянин, прочно привязанный к поместью узами долговой и прочей зависимости; последнее обусловливало высокий уровень феодальной ренты. Рента, уплачивавшаяся париком землевладельцу, по объему значительно превосходила платежи крестьянина-собственника государству. В XI в. преобладала продуктовая рента. Размер ренты составлял 30–45% совокупного дохода парика.

Сидевшие на государственных землях свободные крестьяне и посаженные на государственную землю безземельные постепенно превращались в государственных париков. Таким образом, парикия как феодальная форма зависимости стала в Византии доминирующей и ведущей во всех типах хозяйств.

В конце X–XI вв. произошла некоторая консолидация городского торгово-ремесленного населения, но особого сословия горожан не сложилось.

Феодализация византийского общества проявилась и в развитии элементов вассальных отношений, связанных с распространением форм условного землевладения.

В частных отношениях они развивались в форме этерии – «свиты», состоявшей из мелких землевладельцев, «вассалов», пользовавшихся защитой и покровительством богатого собственника, прямого держателя земли. Эти отношения оформлялись понятием «дружба», означавшим верность, благодарность за оказанные услуги, помощь. Приоритет «долга перед друзьями» по сравнению с должностным, служебным долгом, по существу, разлагал устои централизованной государственности. Он стал проявлением феодализации государственного аппарата изнутри, когда должность переставала быть инструментом исполнения определенных функций и превращалась в инструмент личной власти ее носителя. Следствием этого явился рост коррумпированности бюрократического аппарата, возраставшая его неэффективность. Приказы и распоряжения не доходили до мест и не исполнялись, налоги не поступали вовремя, и значительная их часть исчезала «по дороге» к казначейству.

Таким образом, в Византии XI в. в основном утвердились феодальные отношения. Однако процесс их оформления не был завершен. В XI в. не сложилось четких сословных градаций внутри господствующего класса, не было обособленности духовенства как особого сословия, не оформилось и городское сословие.

Феодальная Византия XII–XV вв. В эпоху правления династии Комнинов (1081 – 1180) произошел новый взлет могущества Византии. Внутреннее и внешнее положение империи стабилизировалось.

В начале 90-х годов XI в. византийцам удалось отбить натиск норманнов, сельджуков, печенегов, подавить народные движения и преодолеть феодальные распри. Однако в последние десятилетия XII в. внешняя ситуация резко обострилась. Византийская армия потерпела поражение от сельджуков, итальянские города вышли из коалиции с Византией. Внутри страны ширились народные восстания, росло сопротивление знати императорской власти. В 1203 г. Константинополь был захвачен крестоносцами (IV крестовый поход) и превратился в столицу нового государства – Латинской империи.

Завоевание Константинополя способствовало распаду империи. От нее окончательно отпали многие окраинные области, уже давно тяготевшие к самостоятельному существованию. Латиняне не пожелали идти на компромисс с греческой знатью и православной церковью, образовавшими Никейскую империю, ставшую центром консолидации греческих сил и борьбы за ликвидацию Латинской империи (государства рыцарей-крестоносцев и Венеции).

В Никейской империи тенденция к углублению феодальной раздробленности замедлилась из-за угрозы завоевания. Упрочилась императорская власть. Борьба Никейской империи за восстановление Византии увенчалась успехом в 1261 г. Однако восстановленная Византия была лишь подобием некогда огромной империи. Территория страны постоянно уменьшалась и к концу XIV в. ограничивалась лишь Константинополем и его округой.

Конец XIII – начало XIV в. – время окончательного установления в Византии господства крупного феодального землевладения. Огромное количество земель с париками было роздано светским феодалам и крупным монастырям. Свободное крестьянское землевладение сократилось до минимума. Расширение иммунитетных привилегий вело к росту прав феодалов на землю и закрепощению крестьянина.

Расширение судебных прав феодалов фактически ставило в зависимость не только отдельных крестьян, но и общину в целом. Укреплялась система вотчинной организации, росла роль управляющих и старост феодала, вотчинного суда. Существенно увеличился объем феодальной ренты. Росли натуральные поборы в пользу феодала и денежные – в пользу государства.

Обеднение крестьян и развитие господского хозяйства стимулировали рост сельского ремесла, как во владениях светских, так и духовных феодалов. В византийской деревне XIV в. представлено почти 1/3 ремесел, известных в то время в городах. Деревня, поместье, крупный монастырь вXIV в. выступали конкурентами малого византийского города.

В первой половине XIV в. итальянское купечество монополизировало не только внешнюю торговлю Византии, но в значительной степени и внутреннюю оптовую торговлю, в первую очередь продовольствием. Возраставший ввоз в Византию итальянских готовых изделий, стекла, оружия отрицательно сказывался на ее ремесленном производстве.

К XV в. большинство византийских городов переживало упадок, который был вызван засильем феодалов в экономике и управлении городов, слабостью торгово-ремесленных слоев, утратой городами их аграрной периферии, демографическим спадом из-за опустошения многих городов завоевателями. Монополия итальянских купцов превращала Византию в аграрно-сырьевой придаток Генуи и Венеции. Города Византии аграризировались и превращались в центры местного обмена товарами с ограниченным ремесленным производством. Некоторые из них оставались только церковно-административными центрами или резиденциями крупных феодалов.

Расширение налоговых иммунитетов феодалов, торговые привилегии итальянских купцов, оскудение крестьян и горожан сократили поступления в государственную казну. Не стало средств для содержания армии и флота. Ни одна из предпринятых мер, будь то увеличение налогов, снижение золотого содержания монеты, не вели к стабилизации экономического положения страны. Кроме того, нарастала турецкая угроза. К началу XIV в. большая часть Малой Азии находилась уже в руках турок. Все попытки остановить продвижение Османской империи не увенчались успехом. В 1453 г. Константинополь был захвачен и разграблен турками-османами. Некогда могущественная Византия пала.

Падение Византии было обусловлено как внешними, так и внутренними причинами. Империя была надломлена латинским завоеванием. С конца XIII в. Византия вела непрерывные войны на западе и востоке империи. Государство ослабло из-за постоянных феодальных междоусобиц и восстаний крестьян. Политическая раздробленность не позволила Византии собрать силы для решающей борьбы против Османской империи.

Главными внутренними причинами гибели Византии являлись упадок городов, ремесленного производства и торговли, обнищание крестьянства. Экономика была задавлена иностранной конкуренцией. С XIV в. под контролем итальянцев оказалась внешняя торговля. Империя потеряла морское могущество, превратившись в «колонию» Генуи и Венеции. Таким образом, феодализация Византии экономически подготовила ее политический распад.

 

1. Охарактеризуйте хозяйственный строй Византии в IV–VI вв.

2. Какова роль городов в экономике Византии в IV–VI вв.?

3. Каковы причины устойчивости государства в Византии?

4. Какова роль общины?

5. Укажите особенности формирования феодализма в Византии.

6. Какова роль фемного строя в истории Византии?

7. Укажите причины гибели Византии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.