Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психика и мозг. Возникновение и развитие психики связано с возникновением и развитием нервной системы




Возникновение и развитие психики связано с возникновением и развитием нервной системы. Нервная система человека представлена центральным разделом и периферическим. В свою очередь центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного (Рис. 2) и спинного мозга (Рис.3, 4).

Рисунок 2.– Содержание психики

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Головной мозг представлен передним, средним и задним отделами мозга. В центральной нервной системе выделяются важнейшие структуры, относящиеся к функционированию психики человека: таламус, гипоталамус, мозжечок, продолговатый мозг. Важное значение для психики человека имеет кора головного мозга. Она совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека.

ЦНС имеет непосредственную взаимосвязь со всеми органами и тканями человеческого организма, которую обеспечивают нервы, выходящие из головного и спинного мозга. Собственно говоря, ЦНС представляет собой скопление нервных клеток — нейронов. Нейроны – эти клетки, которые состоят из тела, ядра и древовидных отростков, называемых дендритами. Один из таких отростков удлинен и соединяет нейрон с телами или отростками других нейронов. Такой отросток получил название аксон.

Часть аксонов покрыта специальной оболочкой — миелиновой оболочкой, которая обеспечивает более быстрое проведение импульса по нерву. Места соединений одного нейрона с другим называют синапсами.

Рисунок 5.

На периферии аксоны соединяются с миниатюрными органическими устройствами, предназначенными для восприятия различных видов энергии - рецепторами. Они расположены по всему организму человека. Особенно много рецепторов в органах чувств, специально предназначенных для восприятия информации об окружающем мире.

Исследуя проблему восприятия, хранения и переработки информации, И.П.Павлов ввел понятие анализатора, обозначающие относительно автономную органическую структуру, обеспечивающую переработку специфической сенсорной информации и прохождение ее на всех уровнях, включая ЦНС. Каждый анализатор состоит из рецепторов, нервных волокон и соответствующих отделов ЦНС.

В ствольной части мозга, содержащий продолговатый мозг, мозжечок и средний мозг, происходит регуляция работы внутренних органов и сложных движений организма, обеспечивающих устойчивое равновесие при ходьбе и беге.

Самыми высокими отделами ЦНС являются большие полушария головного мозга, в глубине которых сосредоточено скопление особых нервных клеток - подкорковых узлов.

У самой поверхности полушарий расположена кора головного мозга толщиной 2-5 мм. С корой мозга и подкорковыми узлами взаимодействует сеть нервных клеток – ретикулярная формация. Это энергетическая система мозга, поддерживающая общий тонус коры и обеспечивающая доминирование очага торможения (например, сна) над очагом возбуждения (например, бодрствования) и наоборот.

Анализ функционирования больших полушарий головного мозга человека обнаружил различия в восприятии и переработки информации левым и правым полушариями, так называемую, функциональную асимметрию головного мозга. Исследователи установили, что, например, левое полушарие (у правшей) в большей степени отвечает за информацию, которая представлена с помощью речи, а также чтение, счет, логические рассуждения. В свою очередь, правое полушарие оперирует образами, пространственными отношениями, распознает образ в целом, не анализируя (как левое полушарие) его структуру.

Деятельность мозга, как мы уже говорили выше, лежит в основе психической деятельности человека и построена по рефлекторному типу (от лат. reflexus – отражение).

Все рефлексы организма подразделяются на безусловные и условные. Безусловными рефлексами называют врожденные и относительно неизменные реакции организма на внешние воздействия, осуществляемые деятельности подкорки (дыхание, кровообращение, температура, моргание, чихание и т.п.). Тогда как, условные (приобретенные) рефлексы возникают в результате формирования в коре головного мозга новых временных связей. Это становится возможным в результате взаимодействия двух основных процессов ВНД – возбуждения и торможения, закономерности которых изучал И.Павлов, а затем В.М.Бехтерев.

Раздражитель, действуя на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга, которое распространяется по коре, захватывая и часть подкорки. Одновременно возникает процесс торможения, который концентрирует возбуждение на одном участке мозга.

Большое значение для деятельности нервной системы имеет также закон взаимной индукции, согласно которому нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках мозга противоположный процесс.

Принято выделять два типа сигналов, которые воздействуют на кору головного мозга: к первому типу относятся сигналы, которые поступают непосредственно от предметов и явлений окружающего мира (зрительные, слуховые и прочие раздражители), называют первой сигнальной системой; ко второму типу относятся сигналы, которые поступают в мозг посредством речи, называют второй сигнальной системой.

А так как любой предмет или явление окружающего мира представлен целым комплексом раздражителей, мозг выработал способность усваивать и перерабатывать их благодаря наличию устойчивых систем нервных связей, так называемому, динамическому стереотипу. Задача динамических стереотипов состоит в том, чтобы создать определенные предпосылки с целью усвоения человеком знаний, умений и навыков.

Психика и особенности строения мозга.

Специфика взаимодействия отдельных полушарий мозга оказывает влияние на индивидуальность личности. В 60-е годы нашего века эти отношения были экспериментально изучены профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Обнаружилось, что у правшей левое полушарие ответственно не только за речь, но и за письмо, счет, вербальную память, логические рассуждения. В свою очередь, правое же полушарие ответственно за музыкальный слух, пространственные отношения, восприятие форм и структур, опознание целого по части. Бывают и исключения, например, музыкальными могут оказаться оба полушария. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных позиций, а при нарушении работы какого-либо полушария, угнетается и функция, за которую оно отвечает.

Обнаружилось, что человек не рождается с заранее заложенной функциональной асимметрией полушарий. Кроме того, Р.Сперри, наблюдая больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, обнаружил, что речевые функции, находясь в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло. Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу.

Интересная закономерность: если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Не развивается она и у больных олигофренией, угасает, сглаживается у стариков, перестающих заниматься интенсивной умственной деятельностью. И наоборот, когда человек решает задачу, требующую умственных усилий, асимметрия его мозговых биоритмов возрастает.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.