Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса




Принципы воспитания.

Принципами воспитания являются:

-общественная направленность и научность;

-связь с жизнью;

- опора на положительное в личности;

-гуманизация;

-единство, согласованность и преемственность;

-сочетание требовательности с заботой о воспитаннике и уважением его личного достоинства;

-индивидуальный и дифференцированный подходы;

-воспитание индивида в коллективе а также через коллектив;

-комплексный и оптимальный подходы и др.

Непосредственными инструментами решения воспитательных задач выступают методы, средства, формы и приемы воспитания.

В современном энциклопедическом словаре термин «метод» описан как способ для достижения поставленной цели, как способ определенного действия. Под методами воспитания подразумеваются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленной на решение цели и задач. Применительно к педагогической практике, возможно сказать, что пед. методы - это пути воздействия на чувства, сознание, поведение, волю воспитуемых в целях формирования у них определенных целью воспитания характеристик и качеств.

Частные изменения, модернизация методов определяются как прием воспитания. При этом прием воспитания выступает как составной элемент общего метода, отграниченное действие или воздействие. Знание приемов и методов современного воспитания, умение результативно их применять - является одной из главных характеристик педагогического мастерства.

Известно, что не бывает методов ни хороших ни плохих, при этом никакой метод воспитания не определяется заранее самым эффективным или нерезультативным без рассмотрения тех условий, в которых этот метод реализуется. На практике перед педагогами стоит сложная задача не просто использовать какой-либо из методов, а определить наилучший, самый оптимальный. Выбор метода - своего рода поиск результативного пути воспитания.

Основные условия, определяющие выбор воспитательных методов:

1.Цель воспитания. Цель не только определяет методы, но и формирует их. Какова цель - следовательно, должны быть методы, соответствующие ей.

2.Содержание воспитания. При этом необходимо помнить, что одни и те же решаемые задачи вполне могут быть наполняться различным смыслом.

3.Возрастные характеристики воспитанников.

4.Уровень развития коллектива.

5.Индивидуально-личностные характеристики воспитанников.

6.Условия воспитания.

7.Средства воспитательного воздействия. Если методы выступают элементами воспитательного процесса, то они становятся средствами.

8.Уровень воспитательной квалификации педагога-воспитателя.

9.Количество отведенного на основании метода времени.

10.Ожидаемые последствия. Определяя тот или иной метод, воспитатель должен увериться в успехе.

Выбор метода - это ответ на поставленную задачу воспитания. В педагогических источниках можно найти различное описание всевозможных методов, которые позволяют добиться практически любой поставленной цели.

В современное время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этим выделяются три совокупности методов воспитания, методы:

-формирования сознания воспитуемого;

-организации деятельности индивида, формирования опыта общественного поведения;

-стимулирования поведения личности и ее деятельности.

К первой группе относятся: диспут, объяснение, внушение, доклад, рассказ, лекция, разъяснение, беседа, повествование, увещевание, инструктаж, пример, диалог, доказательство, реплика и др. Эту группу воспитательных воздействий обобщенно называют методами убеждения.

Вторая группа методов включает: приучение, требование, групповое мнение, упражнение, поручение, задание, требование, состязание, создание актуальных ситуаций успеха и др. Эту группу методов называют методами упражнений (приучений).

Третью группу образуют: поощрение, принуждение, наказание, соревнование, замечание, контроль, самоконтроль, доверие, критика, самокритика. Сюда же входят методы оценки, методики самооценки.

Средство воспитания определяется как предмет педагогической среды или воспитательную ситуацию, сознательно включенную в актуальный воспитательный процесс. Средствами воспитания могут быть:

-разнообразные виды деятельности;

-литературные и научные источники;

-периодические издания;

-кино, видео, театры, выставки;

-спортивные и самостоятельные мероприятия, игры;

-различные предметы культуры и природы.

Всякий объект духовной либо материальной осуществляет функцию воспитания, если выполняются следующие условия.

1.Если с ним связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника.

2.Если эта информация выделена как предмет освоения в образной, наглядной и знаково-символьной форме.

3.Если объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность (различных видов) воспитателя и воспитанников.

Каждый объект имеет также свои объективные характеристики: физические, химические, эстетические и др. Кроме объективных характеристик он приобретает при выполнении функции средства воспитания еще и педагогические характеристики, среди которых можно назвать:

-полноту информации об объекте;

-способы применения данного средства воспитателем;

-возможности использования его самим воспитанником в последующем самовоспитании.

10.6. Семейное воспитание: семья как уникальный субъект педагогических взаимоотношений. Среда развития личности.

Семья - это малая группа, которая основана на кровном родстве или на браке, члены данной группы связаны взаимопомощью, моральной ответственностью, общностью быта. В семье отношения, которые обусловленны существующим различием полов, а еще половой потребностью, возникают в виде нравственных и психологических взаимоотношений.

Семейное воспитание - процесс педагогического взаимовоздействия родителей и остальных членов семьи с имеющимися детьми для создания нужных социальных и педагогических факторов и обстоятельств для гармоничного формирования, развития и совершенствования личности ребенка, развития у него жизненно ценных качеств, характеристик и свойств личности. В значимые этапы к семейному воспитанию должны привлекаться няни, учителя, репетиторы, гувернеры. Таким образом, семейное воспитание – выступает как осознанно направленные усилия по взращиванию детей взрослыми людьми. Проблемы воспитания в семье, в той области, где они соединяются со школой, исследуются общей педагогикой, в других аспектах – социальной.

Определяющая, значимая роль семьи устанавливается ее глубоким воздействием на весь компонент физической и духовной жизнедеятельности развивающегося в ней человека. Более того, семья для детей является одновременно и важной средой обитания, и средой воспитательной.

Социальные педагоги обоснованно определяют то, что семья и ребенок – это своеобразное зеркальное их отражение. В результате чего, именно в организованной семье развиваются такие качества, которые больше нигде сформироваться не смогут. Более того, семья выполняет функцию социализации (приспособление к социальной среде, окружающей ее общности) личности, выступает концентрированным отражением ее усилий по моральному, физическому, трудовому воспитанию, профориентации оптантов. Именно поэтому семья создает содержание общества: таким образом, какова семья – таким и видится нам общество. Следовательно, главной социальной функцией современной семьи выступает воспитание гражданина, законопослушного налогоплательщика, патриота. Необходимо помнить о том, что в современной семье решаются и другие воспитательные и педагогические проблемы. Весь объем этих проблем и задач формирует общее содержание процесса воспитания в семье.

Считается, что отношения внутри семьи выступают ведущим элементом семейного воспитания, так как они, как конкретная социальная общность, являются конкретной системой связи и взаимоотношений между членами семьи, происходящими для удовлетворения разнообразных семейных потребностей.

В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. От характера и особенностей супружеских отношений напрямую зависит и нравственный и эмоциональный климат конкретной семьи, и тем более, ее возможности по воспитанию подрастающего поколения.

Степень нравственно-эмоциональной выразительности отношений супругов дифференцированно представлена в различных типах семьи, таких как демократическая семья, авторитарная семья, семья переходного вида.

Демократический тип семьи обладает более высоким воспитательным потенциалом. Установлено, в частности, что в таких семьях значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, ответственность, самокритичность.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка.

Таким образом, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Контрольные вопросы к лекции №10

1.Какова сущность воспитания?

2.Какие вы знаете цели и задачи воспитания?

3.Дайте характеристику общих закономерностей и основных направлений воспитания.

4.Охарактеризуйте основные принципы воспитания.

5.Каковы методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса.

6.Сформулируйте общую характеристику семейного воспитания.

7.Классификация основных стилей взаимоотношения в семье.

Литература к лекции №10

1.Григоровин Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Уч.. пособ. – М., 2006.

2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский уч., 2006.

3.Психология и педагогика: уч. пособ. для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.