Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы психофизического саморегулирования




Для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1.Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений. Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

3.Создание у самой личности доминантной установки-мотивации на самовоспитание, формирование культа самосовершенствования поможет решить многие сегодняшние проблемы образования, как например, мотивация учения самовоспитания и самосовершенствования без внешнего принуждения.

А.А. Ухтомский выдвинул и обосновал фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых систем любых уровней организации. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности, соответствующей этому образованию. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это "центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека".

Вся жизнедеятельность человека представляет собой совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант; они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознаваемыми, ситуативными и долговременными (сравним: ближние, средние и дальние перспективы по Макаренко). Таким образом, доминанты являются одним из важнейших механизмов самовоспитания, самосовершенстования. По А.А.Ухтомскому, самой важной для человека является доминанта постоянного нравственного совершенствования, творчества, искания истины. Он не только утверждал возможность и необходимость создания и управления доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по воспитанию и коррекции доминантного поведения, а значит саморегуляции, в целом.

Так, что же подразумевают под понятием собственно саморегуляци? Определение данного понятия в современной научной литературы имеет различное толкование, и, безусловно, зависит от области знания, предметом которых и выступает саморегуляция, которую принято условно разделять на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.

С точки зрения биологического аспекта, саморегуляция является сложным внутренним процессом, лежащии в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма и человека, и животных, растений. Надо отметить, что биологическая саморегуляция протекает без участия сознания.

Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов из окружающей нас среды. Например, работа дыхательной системы может измениться от резкого звука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма посредством чувств менять биологическую саморегуляцию как раз и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния на человеческое сознание. Под психической саморегуляцией понимается психическое воздействие, направленное на самого себя для оптимизации деятельности организма, его процессов, реакций и состояний, а также поведения.

В своей повседневной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте целые комплексы приемов, позволяющих нам справиться с волнением, быстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Однако существует и другой опыт, который нашел отражение практически в многовековой культуре различных народов, Ценность такого рода опыта заключается в том, что создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер под таким девизомъ как: "Учись управлять собой". Данные системы предусматривали такие мероприятия, которые на протяжении многих тысячелетий развивались в недрах и житейского опыта, организации быта, и русле религиозных учений, и в области философского знания.

Существуют разные способы саморегуляции. Например, спортивные психологи предлагают три группы приемов саморегуляции:

1)устранение внешних причин эмоциональной напряженности;

2)отвлечение сознания с помощью „умственного действия“ (концентрация внимания не на исходе соревнования, а на его технике и тактики приемах);

3)самоубеждение, самоанализ, самоприказ.

Методы саморегуляции основаны на единстве и взаимодействии сознания и подсознания, слова и чувства, мышления и воображения. Слово исходит от самого человека и направленно на эмоциональную сферу, благодаря чему активизируется воображение. Осуществляется волевой акт, физическое и психическое расслабление, самоконтроль за дыханием и другими функциями организма.

Тогда как саморегуляция в учебно-педагогической деятельности включает в себя умение управлять своими эмоциональными состояниями, то психическая саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов самокоррекции именно психофизиологического состояния, посредством которых достигается оптимизация психических и соматических функций организма.

Надо отметить, что к естественной, так называемой, непроизвольной саморегуляции принято относить сон.

К общим закономерностям саморегуляции относится их реализация в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, от типа нервной системы, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Принцип саморегуляции проявляется в форме взаимодействия организма, в которой отклонение от нормы является стимулом для возвращения к норме - «золотое правило саморегуляции».

Методы саморегулирования человека:

-В зависимости от времени их проведения можно подразделить на:

1.Мобилизующие методы непосредственно перед периодом активности и в течение него.

2.Методы, направленные на полное восстановление сил в периоды отдыха:

а) методы психической саморегуляции (аутогенная тренировка, медитация, арт-терапия и др.); б) методы психофизиологической саморегуляции (физические упражнения в период профессиональной деятельности, самомассаж, ароматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, рефлексотерапия, термовосстановительные процедуры - сауна, баня, душ, бассейн и др.). Восстановительные методы имеют особое значение в жизни человека. Достаточный, своевременный, полноценный сон можно было бы назвать лучшим средством достижения полного восстановления сил и обеспечения функционального состояния высокой активности человека, однако рабочие перегрузки, хроническое нервное напряжение и другие стресс-факторы, приводящие к переутомлению и вызывающие расстройство сна, ставят перед необходимостью поиска дополнительных методов, направленных на достижение организмом человека полноценного отдыха.

-В зависимости от той сферы, в которой происходит саморегуляция:

1)эмоционально-волевые (самоисповедь, самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление.);

2)мотивационные: непосредственные (осознанно подвергает пересмотру свою мотивационную систему, корректирует те установки и побуждения, которые ее не устраивают по какой-либо причине через аутогенную тренировку, самогипноз и др.) и опосредованные (основываются на результате воздействия на центральную нервную систему в целом или на определенные образования через косвенные факторы непрямого действия, ярким примером которой является медитация);

3)корректирующие (самоорганизация, самоутверждение, самодетерминация, самоактуализация).

Таким образом, самоорганизация является показателем зрелости личности. Процесс ее становления характеризуется следующими признаками:

1)активное делание себя как личности;

2)соответствие жизненных выборов индивидуальным особенностям личности;

3)стремление познать себя, определить свои сильные и слабые стороны;

4)ответственное отношение к труду и делам, своим словам, окружающим людям.

Контрольные вопросы к теме №12

1.В чём заключается самосовершенствование личности?

2.Охарактеризуйте важнейшую предпосылку самосовершенствования – самопознание.

4.В чём заключаются роль образовательных систем в аспекте развития личности?

5.Дайте характеристику саморазвития как составляющей самосовершенствования.

6.Дайте определение понятия саморегуляции, ее виды, закономерности?

7. Охарактеризуйте основные способы и методы саморегуляции

Литература к лекции № 12

1.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.

2.Островский В.Э., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. – М.: Вузовский учебник, 2006.

3.Психология и педагогика: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.