КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резерв увеличения производства молока
за счет повышения уровня кормления в СПК «Путь к новой жизни».
-9,40 -3750,6 В изучаемом хозяйстве, при увеличении расхода кормов на 1 гол. на 4,81 ц.к.ед. среднегодовая продуктивность 1 гол. может увеличиться практически на 1,06 ц., в результате чего хозяйство могло бы получить в 2009 году 1688,88 ц. дополнительной продукции, что составляет 13,38% от фактического валового производства. Данное увеличение объема производства молока, несмотря на дополнительные затраты на его обеспечение, будет способствовать косвенному снижению себестоимости молока. На продуктивность коров существенное влияние оказывает и такой фактор, как улучшение возрастного состава. В связи с тем, что надои молока после 6-7 лактаций начинают постепенно снижаться, замена старых, малопродуктивных коров чистопородными первотелками является значительным резервом повышения среднего уровня их продуктивности. Не менее важным резервом увеличения производства молока в хозяйстве является устранение сезонности на протяжении года. Равномерное получение молока в течении года зависит в основном от двух факторов: уровня кормления и организации отелов. Для равномерного получения продукции в течение года отелы в хозяйстве должны проводиться в основном в осенне-зимний период. Коровы, отелившиеся в это время имеют, более высокую продуктивность, увеличивается средняя жирность молока. Итак, сбалансированность кормовой базы приведет к увеличению продуктивности коров. Это в свою очередь приведет к росту валового производства молока и увеличению объемов продаж.
Безубыточный объём производства (реализации) – это уровень самоокупаемости, т.е такой объём производства (реализации) продукции, меньше которого оно будет убыточным. В СПК «Путь к новой жизни» в 2010 году производство и реализация молока прибыльны всего лишь на 1,08% и 1,07% соответственно. Необходимо рассчитать безубыточный объем реализации молока, при котором предприятие будет иметь нулевой финансовый результат, однако больше которого предприятие получит прибыль (приложение 5).
Таблица 4.2.1 Безубыточный объем реализации молока в 2010 году
Безубыточный объем реализации молока в СПК «Путь к новой жизни» равен 11150,00 ц, а фактический – 11406 ц – при данном объеме реализация продукции прибыльна. Следовательно, при дальнейшем росте объёма продаж (выше 11406 ц) реализация молока станет еще более прибыльной. Для более наглядного представления полученных результатов изобразим точку безубыточного объема реализации на графике.
Выручка (ТR), Прибыль Затраты (ТС) тыс.руб
11328, Qб
4271,77 FC
0 11150 11406 Vреал.,ц
Рис. 4.1 Безубыточный объем реализации молока
Определим предельные (критические) значения отдельных параметров, при отклонении от которых производство молока при прочих равных условиях будет приносить прибыль (убыток): цены реализации, постоянных и переменных затрат. В первую очередь, необходимо для каждого параметра определить плечо производственного рычага, которое проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает существенное изменение прибыли (ОРц, ОРfc, ОРvc) (приложение 6).
Предельное отклонение цены реализации: Цкр. = Ц*(1 – 1/ ОРц) = 982,24 руб. Данный показатель означает, что повышение цены до предельного значения 982,24 руб. обеспечивает предприятию нулевой финансовый результат. Дальнейший рост цены приводит предприятие к получению прибыли. Предельное отклонение постоянных затрат: FCкр. = FC*(1 + 1/ ОРfc) = 5150,52 тыс. руб. Снижение постоянных затрат до 5150,52 тыс. руб. выводит предприятие на нулевой финансовый результат, а дальнейшее сокращение приводит к получению прибыли. Предельное отклонение переменных затрат: VCкр. = VC*(1 + 1/ ОРvc) = 5816,53 тыс. руб. Уменьшение переменных затрат до 5816,53 тыс. руб. обеспечивает организации нулевой финансовый результат, а дальнейшее снижение приводит к получению прибыли. Таким образом, операционный анализ работы предприятия и прогнозирование показателей производства и реализации молока позволяет не только точно оценить текущее состояние предприятия, но и решить одни из основных вопросов финансово - хозяйственной деятельности: -сколько продукции реализовать; -каков минимально достаточный объём производства; -какова минимальная цена продукции.
СПК «Путь к новой жизни» хозяйство не большое и не выгодно содержать маркетинговую систему и своего маркетолога. Поэтому в хозяйстве функции маркетолога выполняет председатель кооператива – Мозжанов А. Н. Он сам ищет каналы реализации продукции. Распределение молока осуществляется по прямым каналам реализации. Цены на продукцию с каждым годом увеличиваются, хотя не очень значительно. Это происходит за счет улучшения качества молока, инфляции. Реализуется молоко первого сорта. Незначительная часть забирается местным районным центром – р.п. Воскресенское по 10 руб. /л.. Еще часть продается местному населению по такой же цене 10 руб./л. А с 2010 года две третьих молока реализуется в ООО «Регион молоко» по цене 12 руб./л. В связи с появлением такого канала реализации рентабельность производства молока стала положительной. Так как в хозяйстве реализуют молоко первого сорта, то нужно работать над улучшением качества молока до высшего сорта. Если в СПК молоко будет высшего сорта, то тогда можно будет искать более выгодные каналы реализации или поднять цену в уже существующих.
Таблица 4.1 Характеристика каналов реализации молока в 2010 году.
Выводы и предложения На современном этапе одна из важных и наиболее сложных проблем сельского хозяйства – подъём животноводства. Для развития отрасли необходимо совершенствовать не только биологические факторы воспроизводства стада, но и экономические условия. Процесс производства и реализации молока сопровождается некоторыми трудностями: слабая материально - техническая база, большие затраты на производство высокие цены реализации, не развита структура сбыта продукции, монополизированы закупочные цены на молоко перерабатывающими и торговыми предприятиями, импорт молока по сниженным ценам. Часто возникают проблемы, не зависящие от самих производителей - это отсутствие реальной помощи со стороны государства. Положительным моментом в развитии СПК «Путь к новой жизни» является сохранение земельных площадей. Однако, в настоящее время часть пашни в хозяйстве не используется по причине удаленности массивов, эти участки были переведены в пастбища. Значительная часть заросла лесом. Не смотря, на это, наблюдается высокая распаханность земель. На предприятии трудятся достаточно большое количество работников, занятых в разнообразных сферах, при этом эффективность использования трудовых ресурсов с 2007 по 2009 гг. повышается. СПК молочного направления, так как наибольший удельный вес в структуре выручки приходится на отрасль животноводства, а именно на молоко 66,27%. Наиболее рентабельным для хозяйства в отрасли растениеводства является производство и реализация пшеницы. Таким образом, следует и в дальнейшем развивать это направление. Экономически неэффективным является производство картофеля, поэтому целесообразнее производить картофель только для нужд хозяйства, а не для реализации. Второй вариант – подсчитать, что вызовет меньше затрат - закупка картофеля со стороны или производство в хозяйстве и исходя из этих подсчетов, выбрать наиболее оптимальный путь.
В животноводстве рентабельностью производства и реализации не обладает ни один из видов продукции. Крайне нерентабельны производство и реализация мяса крупного рогатого скота, поэтому имеет смысл сократить производство и продажу данных видов продукции; также можно выдавать мясо в качестве натуральной оплаты труда работникам – это позволит сэкономить денежные средства, тем самым, снизить себестоимость продукции. Производство и реализация молока в анализируемом хозяйстве также убыточны. В период с 2005 по 2009 годпоголовье и продуктивность коров возрастают, следовательно, увеличивается и валовое производство молока. Несмотря на рост продуктивности и производительности труда затраты на производство молока и себестоимость 1 ц ежегодно повышаются. Вследствие превышения уровня себестоимости над ценой производство и реализация молока в 2009 г. убыточны. Так же отрицательными моментом является слабая кормовая база – фактический расход на 1 голову и 1 ц молока меньше нормативов. Следовательно, важным условием для повышения эффективности производства и реализации молока в СПК «Путь к новой жизни» является повышение продуктивности за счет укрепление кормовой базы, снижение себестоимости продукции и повышение цены его реализации. Нами были рассчитаны значения: безубыточного объема, предельные значения цены реализации, постоянных и переменных затрат, при которых СПК «Путь к новой жизни» получит нулевой финансовый результат. Таким образом, анализ экономической эффективности производства и реализации молока в СПК «Путь к новой жизни» показал, что оно располагает резервами для снижения себестоимости 1 ц молока и повышения эффективности использования производственных ресурсов, а, следовательно, отрасль молочного скотоводства имеет возможность стать прибыльной и рентабельной при экономически обусловленных затратах. Библиографический список использованной литературы 1. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волков, О.В. Девяткин. – М.: ИНФРА-М, 2003.-601 с. 2. Коваленко Н.Я. Экономка сельского хозяйства: курс лекций / Н.Я. Коваленко. – М.: ЭКМОС, 1999.-448 с. 3. Макарцев Н.Г Технологические основы производства и переработки продукции животноводства: учебное пособие / Н.Г Макарцев, Л.В. Топорова, В.И. Фисин. – М.: МГТУ им. Баумана, 2003.-808 с. 4. Минаков И.А. Экономика сельского хозяйства: учебное пособие / И.А. Миников, Н.П. Касторнов, Р.А. Смыков и др.- М.: КолосС, 2005.- 400 с. 5. Смекалов П.В. Анализ хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий: учебник / П.В Смекалов, Г.А Ораевская. - М: Финасы и статистика, 1998.-304 с. 6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В. Савицкая. – Минск: Белорусский Дом печати, 2001.-680 с. 7. Морозкина С. Себестоимость продукции молочного скотоводства / С.Морозкина // Экономика сельского хозяйства России.- 2008.- № 10.- С. 51-55.
Приложение 1
Влияние факторов на валовое производство молока
Валовое производство усл.=поголовье2009хпродуктивность2008 Общее отклонение = валовое производство2009-валовое производство2008 За счет поголовья = валовое производство усл. -валовое производство 2008 За счет продуктивности = валовое производсво2009 – валовое производство усл.
Приложение 2 Перевод кормов в ц.к. ед.
Перевод поголовья в условные головы
Расход кормов на все поголовье коров,ц.к.ед= расход всего, ц.к.ед/усл. поголовье* поголовье коров,гол. Расход кормов на 1 гол.,ц.к.ед=расход кормов на все поголовье коров,ц.к.ед/поголовье коров, гол.
Приложение 4 Расчет влияния факторов на изменение трудоемкости при производстве молока
Затраты труда на 1 ц молока, усл.= затраты труда на 1 гол.2010/продуктивность2006 Общее отклонение = затраты труда на 1 ц 2010-затраты труда на 1 ц 2006 За счет затрат труда на 1 гол. = затраты труда на 1 ц усл. –затраты труда на 1 ц 2006 За счет продуктивности = затраты труда на 1 ц2010– затраты труда на 1 ц усл Приложение 3 Индексный анализ производительности труда
Исходные данные для расчета индекса
Уt = t0 *q1 / t1 *q1 Уt = 7,4*12153/4,6*12153= 89932,2/55903,8 = 1,61
Δ= t0 *q1 - t1 *q1 Δ= 89932,2 - 55903,8 = 34028,4 чел. – час.
Приложение 5
Индексный анализ денежно-материальных затрат Уz= z1 *q1 / z0 *q1 Уz = 911,54*12153/434,51*12153= 2,10
Уq=q1*z0/q0*z0 Уq =12153*434,51/10200*343,51=1,51
Уqz =z1*q1/z0*q0 Уqz=911,54*12153/434,51*10200=2,50
Приложение 6 Влияние факторов на себестоимость 1 ц молока в СПК «Путь к новой жизни»
Условная себестоимость = ДМЗ2008/продуктивность 2009 Общее отклонение = себестоимость 2009 – себестоимость2008 За счет ДМЗ = себестоимость 2009 – себестоимость усл. За счет урожайности = себестоимость усл. – себестоимость 2008
Приложение 7 Расчет влияния факторов на изменение прибыли при производстве молока
Сумма прибыли от реализации, усл.1=Объем реализации2006*(цена 1 ц 2006 – себестоимость 1 ц 2006) /1000 Сумма прибыли от реализации, усл.2= Объем реализации2010*(цена 1 ц 2010– себестоимость 1 ц 2010) /1000 Общее отклонение = Сумма прибыли от реализации 2010-Сумма прибыли от реализации 2006 За счет объема реализации молока =усл.1 –Сумма прибыли от реализации 2006 За счет цены =усл. 2 – усл. 1 За счет себестоимости = Сумма прибыли от реализации 2010-усл.2 Приложение 4 Определение безубыточного объема реализации продукции Qб= = 1. ∑ FC ф. № 13 АПК: 4 гр. – 5 гр. – 6гр. ∑ FC =11213 - 2913 - 3750 = 4539 тыс. руб. 2. Доля постоянных затрат FC% = (FC/4 гр.)*100% = (4539/11213)*100% = 40,48% 3. ∑ FC в реализации молока (ф. № 13 АПК 2 часть) ∑ FC = (Полная себестоимость* FC%)/100= (10013*40,48%)/100 = 4053,26 тыс. руб. 4. ∑ VC в реализации ∑ VC = Полная себестоимость - ∑ FC = 10013 – 4053,2624 = 5959,74 тыс. руб. 5. vc = ∑ VC/количество реализ. молока = 5959, 74/11758*1000 = 506,87 руб. 6. МДу = р – vc = 763,74 – 506,87 = 256,87 руб. 7. Qб = (∑ FC/МДу)*1000 =(4053,26/256,87)*1000=15779,43 ц
Приложение 5 Расчет силы производственных рычагов, предельных значений изменений цены реализации, постоянных и переменных затрат
1. ОРц = В/П, где В – выручка, П - прибыль ОРfc = FC/П ОРvc = VC/П ОРц = 8980/-1033= - 8,7 ОРfc = 4053,26/-1033= -3,9 ОРvc = 5959,74/-1033=-5,8 2. Цкр. = Ц*(1 – 1/ ОРц) = 763,74*(1 – 1/-8,7) = 851,53 руб. FCкр. = FC*(1 + 1/ ОРfc) = 4053,26*(1 –1/3,9) = 3013,96 тыс. руб. VCкр. = VC*(1 + 1/ ОРvc) = 5959,74*(1 – 1/5,8) = 4932,20 тыс. руб.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |