Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общенаучные понятия




Известно, что развитие науки характеризуется взаимосвязанными процессами дифференциации и интеграции научного знания. Процесс сближения наук применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в педагогике, одна из функций которой — интегративная, предполагающая объединение усилий разных научных дисциплин в научном обосновании практики. Вряд ли можно в наше время, проводя фундаментальное педагогическое исследование, обойтись без таких общенаучных понятий, как «система», «структура», «функция», «элемент», «оптимальность», - «состояние», «организация», «формализация», «модель», «гипотеза», «уровень» и др.

Осмысление общенаучных понятий применительно к нашей научной дисциплине приводит к обогащению собственно педагогической терминологии такими словосочетаниями: «педагогическая деятельность», «педагогическая действительность», «педагогическая система», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие».

Понятие «педагогическая деятельность», не сводится только к работе учителя. Такая деятельность, понимаемая как подсистема деятельности в общем, социальном смысле, в одном ряду с деятельностью производственной, политической, экономической и т.д., сама состоит из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения человеческих существ к участию в жизни общества. Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:

работа педагогов-практиков; они в непосредственном общении передают тем, кого обучают и воспитывают, культурное достояние человечества, развивают их способности, содействуют становлению личности;

административная деятельность, организующая образовательный процесс; ею занято множество руководителей, организаторов образования;

научно-исследовательская деятельность, которой заняты работники научно-образовательных учреждений: научно-исследовательских институтов педагогики и ка­федр педагогики вузов; она одновременно является частью той общественной сферы, где производится научное знание, то есть частью науки как общественного института;

передача результатов педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений повышения квалификации и дополнительного образования, вообще всех, кто оказывает учителям методическую помощь.

«Педагогическая система», довольно часто употребляющегося в педагогической литературе. Такая система получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков се состав, то есть конкретное содержание ее элементов: система организационных форм или методов, элементов содержания образования, методическая система, воспитательная система и т.д. Главное требование к создателю или исследователю такой системы — умение охарактеризовать ее с позиций системного подхода, четко обозначить состав, структуру и функции.

«Образовательный процесс». Процесс это смена состояний системы, следовательно, образовательный процесс — смена состояний системы образования как деятельности. Поэтому педагогическая (образовательная) деятельность и педагогический процесс — не одно и то же. Педагогический процесс это деятельность в ее динамике, в движении. Лишь остановив его в мысленном представлении, мы можем спокойно проанализировать те или иные участки педагогической деятельности.

«Педагогическое взаимодействие», обозначает самую существенную специфическую черту практической педагогической деятельности – ее двусторонний характер. Этим свойством характеризуется все то, что связано в педагогике с целеполаганием и руководством. Как в любой молекуле воды содержатся атомы двух веществ, водорода и кислорода, так и в любом элементе педагогической деятельности, ее «молекуле», присутствуют две стороны: учитель и ученик, воспитатель и воспитанник. Если одного из них убрать из педагогического процесса — распадется сам процесс, прекратится педагогическая деятельность.

Но ученик или воспитанник не просто присутствует в педагогическом процессе. Это — живой человек, и он, как и учитель, является действующим лицом. Если сказать точнее — взаимодействующим, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую роботу с учетом отклика ученика на эти действия. Иногда образно говорят (конечно, с известной долей преувеличение), что научить ничему нельзя, можно только самому научиться. Этим подчеркивается активный характер участия второй стороны в образовательном процессе и наличие в этом процессе не параллельных действий, а именно, взаимодействия его участников.

Наконец, в педагогических исследованиях можно выделить и понятия, заимствованные у смежных наук: психологии («восприятие», «усвоение», «умственное развитие», «запоминание», «умения», «навыки»), кибернетики («обратная связь», «динамическая система»).

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика пользуется в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобретать неотъемлемое качество научного термина — однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли. Когда слово общеупотребительной лексики становится научным термином, оно несет на себе отпечаток огромного научного труда. Поэтому нельзя понимать справедливый протест против искусственно культивируемой иногда «наукообразности» в изложении как призыв к отказу от научной терминологии.

Основными категориями педагогики являются: образование, воспитание и обучение.

Для анализа основных категорий педагогики воспользуемся подходом предложенным группой ученых (Кузмина, Генецинский),сущность которого заключается в выделении трех уровней анализа педагогических понятий и категорий.

Первый уровень – это так называемый социетарный уровень, уровень функционирования общества в целом. На этом уровне различать основные педагогические категории не имеет смысла, и воспитание, и образование, отражают особую функцию общества, присущей ему на любой стадии развития и заключающуюся в трансляции от поколения к поколению вырабатываемой обществом социальной культуры (социального опыта).

О различении категорий: образование, воспитание и обучение имеет смысл говорить на институциональном (втором) уровне, на котором рассмотрение этих категорий ограничивается рамками социальных образовательных институтов (школа, семья, ВУЗ и т.д.), где и происходит трансляция от поколения к поколению вырабатываемой обществом социальной культуры (социального опыта).

На этом уровне образование – это процесс и результат усвоения определенного социального опыта в том или ином образовательном институте. Недаром говорится о дошкольном, начальном, среднем, высшем, гуманитарном, техническом и т.д. образовании.

Воспитание и обучение на этом уровне являются различными формами передачи для данного образовательного института социального опыта.

Традиционно считается, что обучение происходит на учебных занятиях, а воспитание – во внеучебное время. Но это не всегда так. Рассмотрим сущностное различение этих категорий.

Известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн указывал на то, что основу формирования личности представляют два психических процесса – это отражение и отношение. Отражение лежит в основе обучения, поскольку, как утверждает философ, педагог Л.П.Буева «запоминается, хранится и передается путем обучения не сама опредмеченная деятельность и формы отношений, а их идеальная модель, схема, общие принципы, нормы, фиксированные в общественном сознании и его формах». Действительно, даже величайшее, например, литературное произведение – это модель отношений, созданная его автором. Поэтому обучение только подготавливает учащихся к жизни. А приобщает учащихся к жизни воспитание, включая их в реальные отношения, соответствующие возрасту учащихся.

Из чего следует вывод о том, что воспитывать можно и в учебное время, если организовать включение учащихся в реальные отношения, соответствующие их возрасту. И наоборот, не любая внеучебная деятельность воспитывающая.

Рассмотрим различие и взаимосвязь понятий воспитание, развитие и формирование. Эти понятия очень близки по содержанию и на бытовом уровне, на бытовом языке они практически не различимы.

Сходства между этими понятиями заключается в том, что во всех случаях личность в результате этих процессов переходит из одного состояния к другому качественно новому, приобретает какие-то новые качества и свойства.

Развитие – это необратимое, направленное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В ходе развития возникает новое качественное состояние объекта – его состояния и структуры. (Энциклопедический словарь)

Итогом развития личности является качественное изменение ее состояний. К числу основных факторов развития личности относятся: социально – экономические условия, воспитание, преобразующая деятельность человека, микросреда, наследственность, географическая среда. Решающая и ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию. (Педагогический словарь)

Собственно развитие происходит за счет усвоения личностью социального опыта, а воспитание – это форма передачи этого опыта от поколении к поколению. Этим и определяется взаимосвязь развития и воспитания.

В ходе формирования также как и в ходе развития происходит приобретение личностью новых свойств и новых качеств. Но формировать – значит придавать чему-либо определенную форму, законченность. Следовательно, формирование не любой процесс, а только такой, который по своей направленности носит финальный характер, устремлен к осуществлению определенного целостного облика. Если результат формирования достигнут, формирование заверено, развитие же на этом не прекращается.

Различие понятий воспитание от развития и формирования заключается в том, что воспитание всегда целенаправленно на заданный идеал личности, и оно не может быть со знаком «-». Воспитание либо есть, либо его нет.

Развитие и формирование может носить стихийный характер, а, следовательно, может быть отрицательным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.