Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение




Специальное (коррекционное) образовательное учреждение

Специальное образование

Специальное образование (по Н.М. Назаровой) — до] школьное, общее и профессиональное образование, для пс лучения которого лицам с ограниченными возможности ми здоровья создаются специальные условия.

6. Специальные условия для получения образования]

Специальные условия для получения образования (специиальные образовательные условия) (по Н.М. Назаровой) условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индиви-1 дуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено! освоение образовательных программ лицами с огра­ниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение (по Н.М. Назаровой) — образовательное учреждение для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сравните определения специальной психологии и педагогики*1 выделите общее и частное. В чем совпадают задачи специальной психологии и педагогии? I В чем различие целей специальной психологии и педагогики?! Перечислите основные термины данных отраслей знаний и дайте их определения.

 

 



 


Литература

1. Волков В. Т., Караваева Е.В., Цветкова Н.Н. Психология пациента / Монография. — Томск, 1999.

2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возраст-
но-психологический подход в консультировании детей и под­
ростков. — М., 2002.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. — М., 1982.

4. Еникеев М.И. Общая психология. — М.: Приориздат, 2002.

5. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: основы органиче­ского мировоззрения. — М., 2003.

6. ОсиповаА.А. Введение в практическую психокоррекцию: груп­повые методы работы. — Москва-Воронеж, 2000.

7. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин.
Минск, 1998.

8. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /Л. И. Аксенова,
Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др.;
Под ред. Н.М. Назаровой. —
М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д: Фе­
никс, 1998.

11. Психотерапевтическая энциклопедия / Под общей ред.
Б.Д. Карвасарского — СПб., 1998.

I?. Практическая психология в тестах. /Сост. Р. Римская, С. Рим­ский. — М., 1998.


Глава 2

НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ, СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЙ

2.1. Периоды развития организма ребенка. Возможные причины аномалий

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их ко­личественных, качественных и структурных преобразова­ниях.

Развитие психики имеет определенные закономернос­ти, к которым относятся: цикличность, неравномерность (отдельные психические функции развиваются на базе ра­нее сформированных, а также чередуются активные и пассивные периоды созревания мозга), пластичность не­рвной системы (лежит в основе способности к компенса­ции), подверженность влиянию биологических и соци­альных факторов.

В процессе развития организма ребенка можно выде­лить следующие периоды: 1) эмбриональный; 2) первый год жизни; 3) возраст от двух до трех; 4) возраст от трех до пяти лет; 5) возраст от шести до десяти.

1. В эмбриональный период организм особенно восприимчив к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в результате чего могут возникать различные де­фекты. Например, около шестидесяти процентов эмбрио­нов имеют сниженную способность к развитию (или вооб­ще ее не имеют), что приводит к самопроизвольным вы­кидышам.

2. Первый год жизни является основой для адаптации
организма к внешнему окружению. В данном периоде нервная система ребенка отличается гибкостью и пластич-

 


ностью. Идет активное развитие сенсорных и моторных функций, включение рефлексов (защитные, ориентиро­вочные, сосательные, цеплятельный, отталкивания), обес­печивающих функционирование основных систем орга­низма. На третьей-четвертой неделе первого месяца жизни появляется зрительная сосредоточенность на предметах, развиваются слуховые реакции. С первого по третий ме­сяцы жизни происходит увеличение зрительного сосре­доточения, появление самостоятельного поворота глаз, локализации звука в пространстве, зрительное восприя­тие, идет формирование двигательных систем. К концу первого года жизни ребенок обретает свободу передви­жения.

3. В возрасте от двух до трех происходит параллельное формирование основ психической и речевой деятель­ности и увеличение продолжительности контакта с окру­жающим миром. Возрастает диапазон восприятия различ­ных раздражителей. Завершается формирование самосто­ятельного хождения и координации.

4. В периоде от трех до пяти лет происходит значительное увеличение роста (при рассогласовании функций нейроэндокринной и сосудистой регуляции), расширение спектра коммуникативных функций и овладение фразо­вой речью что способствует приобретению и накоплению собственного жизненного опыта.

5. Период от шести до десяти лет характеризуется вторичном ускорением темпов роста. В этом же возрастном диапазоне происходит резкий скачок в физическом и пси­хическом развитии (психомоторный сензитивный период).
В семь-восемь лет идет интенсивное наращивание мышечной массы, ускорение развития мелких мышц верхних конечностей. К десяти годам моторика и координация движений соответствуют уровню взрослого человека, со­вершенствуется нервная система, происходит функцио­нальное развитие коркового отдела больших полушарийголовного мозга, заканчивается рост черепа.

Особенностью детского мозга является то, что любое его поражение, в отличие от поражений в периоде взрослости,

 

 


не остается частичным, изолированным и негативно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной си­стемы. Из этого следует, что ребенок с любой аномалией (на­рушения речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппара­та) при отсутствии своевременных коррекционных меропри­ятий будет неизбежно отставать в психическом развитии.

Следует помнить, что развитие психики аномальных детей подчиняясь тем же закономерностям, что и разви­тие психики нормального ребенка (по Л.С. Выготскому) имеет и свои закономерности, общие для всех типов ано­мального развития: снижение способности к приему, пе­реработке, хранению и использованию информации, за­медление процесса формирования понятий, трудность сло­весного опосредствования. Кроме того, существуют спе­цифические закономерности, характерные для нарушений физического и сенсорного развития (например: незавер­шенность формирования психических функций данного периода (ретардация) пр.и умственной отсталости, общем недоразвитии, задержке психического развития) и зако­номерности, характерные для конкретного вида нару­шения (например: компоненты психики при нарушениях слуха у детей развиваются в иных пропорциях, чем у слы­шащих в той же возрастной группе).

Причины аномалий развития


Биологические

Врожденные Приобретенные

       
   
 

 
 


Неблагоприятная социальная среда


Социальные

 
 


Депривация

 
 


Сенсорная депривация Эмоциональная депривация Когнитивная депривация Социальная депривация


Пренатальная патология Генетические поражения организма


Натальные нарушения Постнатальные нарушения


 



 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.