Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неврозы




Неврозы — «группа пограничных психических заболе­ваний, характеризующихся нерезко выраженными нару­шениями психической деятельности, вызванных воздей­ствием психотравмирующих обстоятельств»1. Органиче­ские поражения головного мозга отсутствуют. Проявле­ния носят соматовегетативныи и эмоциональный характер. Относятся к группе психогенных заболеваний. Психоген­ные заболевания (психогении) — расстройства психиче­ской деятельности и болезненные состояния, вызванные психической травмой. Психическая травма — субъектив­но переживаемое объективное событие, воспринимаемое индивидом как угрожающее его идентичности, целостно­сти, самоуважению.

Причины возникновения неврозов. Основной причиной возникновения невроза является наличие в сознании лич­ности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуацией, с которы-

1 Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. С. 148.


ми он не в состоянии справится. Физиологическим меха­низмом невроза является срыв высшей нервной деятель­ности в результате перенапряжения или сбоя нервных про­цессов.

Благоприятной почвой для развития неврозов явля­ются:

1) резидуальная церебрально-органическая недо­статочность;

2) педагогическая неграмотность родителей в сочета­нии с их психологической незрелостью, что выра­жается в неправильном типе воспитания, деформи­рованном общении, проецировании своих психоло­гических проблем на ребенка;

3) индивидуальные особенности личности, например,
впечатлительность, мнительность, тревожность;

4) возникновение стрессогенной ситуации, например,
смена места жительства, учеба, изменения в составе
семьи, например, рождение второго ребенка, вынуж­денная длительная разлука со значимым близким,
например, отъезд матери. Чем младше ребенок, тем
менее значительные раздражители могут стать пус­ковым механизмом невроза, например, в раннем
возрасте им может стать резкий неожиданный звук
(лай собаки, крик, гудок) или помещение в ясли или
больницу.

Если брать за критерий тендерный признак, то неврозы чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а если воз­растной, то в возрасте от трех до шести им страдает около трети детей, а в младшем школьном — более половины.

Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ей внутреннего психологического конфликта накаплива­ется, не находя разрешения в течение длительного (отно­сительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если пси-хотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт разрешается, а невроз пре­кращается или уменьшается.


Виды неврозов: 1) неврастения; 2) истерический невроз (истерия); 3) невроз навязчивых состояний.

1. Неврастения. Самая распространенная форма невро­зов, характеризующаяся повышенным уровнем раздражи­тельности и истощаемостью психических процессов. Воз­никает на фоне переутомления, а также вследствие ин­теллектуальных, физических или психологических пере­
грузок. Основными симптомами неврастении в психиатрии
считаются раздражительная слабость, проявляющаяся в
чрезмерном реагировании на практически любой малозна­чительный повод; несдержанность эмоций; отсутствие чув­ства отдыха после сна; резкое снижение работоспособнос­ти; нарушения сна; вегетативные расстройства (например,
сердцебиение, холодность рук и ног, боли в области серд­ца). Вторичными симптомами могут быть: приступы го­ловной боли; повышенная чувствительность ко всем вне­шним раздражителям (свет слишком яркий, звук слиш­ком громкий); раздражают прикосновения к коже (напри­
мер, одежда может казаться слишком колючей, жесткой).
В развернутой форме неврастения встречается не ранее
школьного возраста.

2. Истерический невроз (истерия). По частоте невро­зов занимает второе место после неврастении. Истерия
это «состояние, возникающее в результате психической
травмы и характеризующееся разнообразными, меняющи­мися проявлениями»1. Чаще возникает у девочек, чем у маль­чиков. Истерические нарушения могут возникать не только
при неврозе, но и при истерическом типе психопатии.

К возникновению истерического невроза располагают: 1) наличие в характере истерических черт; 2) впечатли­тельность; 3) повышенная чувствительность; 4) инфанти­лизм; 5) эгоцентризм.

Симптоматика истерического невроза разнообразна и может напоминать проявления самых различных болез­ней, которых на самом деле у ребенка нет, поэтому в пси-


 


1 Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. — С. 165.


хиатрии истерию называют «великой симулянткой». Сим­птомы, как правило, возникают сразу после психотравмирующего фактора, например, обиды, ссоры, физического насилия, и впоследствии; если это вызвало желаемую для ребенка реакцию, то данная форма реагирования закреп­ляется. Как правило, имитируются те заболевания, о ко­торых ребенок слышал или имел возможность непосред­ственно наблюдать. Это могут быть, например, невозмож­ность стоять или ходить, кашель, рвота, нарушения глота­ния, истерическая слепота. Дети-истерики не симулируют. Они действительно испытывают ощущения, о которых го­ворят.

Важной особенностью является то, что при истериче­ском неврозе патология может наблюдаться самая разно­образная. Это объясняется тем, что если в первый раз, например, при симптоме «боли в сердце», обидчик не при­знал свою вину, то в следующий раз, симптомы могут быть уже более выраженные, например, потеря чувстви­тельности. Кроме того, сопутствующими симптомами ими­тации являются: 1) необычные позы или необычные сим­птомы («комок в горле», мгновенные обмороки, нехватка воздуха); 2) неустойчивость эмоций, быстрая смена на­строений; 3) выражение эмоций с демонстративными про­явлениями (стенаниями, рыданиями, заламыванием рук). То есть истерический невроз — это попытка рещения ре­бенком внутреннего психологического конфликта, вызван­ного психогенной ситуацией, при помощи «бегства в бо­лезнь».

3. Невроз навязчивых состояний. Данный вид невро­за встречается наиболее редко и примерно с равной часто­той, как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюда­ется у людей мыслительного типа или с тревожно-мни­тельными чертами, а также при психопатиях. В навязчи­вых состояниях выделяют: 1) фобии (навязчивые страхи); 2) обсесии (навязчивые мысли); 3) импульсии (навязчи­вые действия). В некоторых случаях все они могут соче­таться у одного ребенка. Но обычно у одного больного наблюдается одно какое либо навязчивое состояние.

 


Общими особенностями всех" навязчивых состояний являются: 1) постоянство и повторяемость симптомати­ки; 2) невозможность самостоятельного избавления от них; 3) осознание и восприятие больным данных состояний как болезненных и чуждых для него явлений.

Неврозы необходимо отличать от неврозоподобных состояний — нервно-психических расстройств, сходных с неврозами по проявлениям, но не имеющих психогенно­го происхождения. Неврозоподобные состояния отлича­ются от неврозов: 1) наличием связи расстройств с цереб­рально-органическими или соматическими заболевания­ми; 2) стереотипностью и монотонностью проявлений; 3) отсутствием непосредственной связи с психотравмирующими факторами.

Отличие неврозов от психипатий заключается в том, что при неврозах: 1) наследственность не имеет значения; 2) выражены чувства вины и стыда; 3) обратимость симп­томатики при лечении и/или благоприятном изменении социальной ситуации; 4) осознание своей болезни; 5) по­ложительное отношение ребенка к лечению.

Невротические расстройства и психопатические нару­шения носят взаимоисключающий характер.

Патологические реакции

Патологические или патохарактерологические реак­ции — это дезадаптивное поведение, имеющее психоген­ное происхождение, возникающее в ситуациях, являющих­ся для ребенка или воспринимаемых ребенком как фрустрирующие, и продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней.

Причинами патохарактерологических реакции в до­школьном и школьном возрасте являются: 1) дисфункциональные отношения в семье; 2) конфликтные отноше­ния со сверстниками; 3) конфликт с педагогом.

Критериями патологических реакций детей и подрост­ков, по мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, являются: 1) реакция на психотравмирующую ситуацию в виде девиантного поведения с последующим его распространени­ем за пределы ситуации; 2) нарушение социальной адап-

 

 


тации, характеризующееся постепенным присоединением невротических симптомов (соматовегетативные расстрой­ства, эмоциональная возбудимость, колебания настроения);

3) стереотипизация данного способа реагирования на раз­дражитель (при структурном повторении ситуации выда­ется одна и та же поведенческая реакция).

Виды патохарактерологических реакций: 1) реакция оппозиции; 2) реакция нигилизма; 3) реакция имитации;

4) реакция контримитации; 5) реакции компенсации и гиперкомпенсации.

1. Реакция оппозиции (активная протестная реакция)
характеризуется избирательностью и направленностью;
возникает в ситуациях: конфликтные отношения между
родителями, наказание, воспринимаемое как унизитель­ное или несправедливое, повышенные требования дома или
в школе. Обязательно сопровождается агрессией, направ­ленной на обидчика, например, наговор, издевательство
над животным, принадлежащему данному лицу, кражи.
У некоторых детей при большой силе аффективного раз­
ряда может возникать эффект суженного сознания в соче­тании с двигательной активностью.

2. Реакция нигилизма (отказа) — пассивная протест­ная реакция заключающаяся в отказе от общения, игр,
приема пищи, выполнения домашних обязанностей.

3. Реакция имитации заключается в подражании на
поведенческом уровне какому-либо значимому лицу, на­
пример, поп-звезде в выборе стиля одежды. Данный вид
реакции наиболее характерен для детей десяти-двеннад-цати лет.

4. Реакция контримитации. Поведение строятся на ос­нове принципа противоположного от чьего-либо образа или
стиля жизни, например, дочь проститутки уходит в мона­стырь.

5. Реакции компенсации и гиперкомпенсации — воз­никновение форм поведения, при помощи которых подро­сток стремится скрыть, замаскировать свои слабые места.
Отличие заключается в том, что при компенсаторном по­
ведении
слабость или неудачливость в значимой области


восполняется успехами в другой, например, неуспехи в учебе компенсируются спортивными достижениями, а при реакции гиперкомпенсации осуществляются настойчивые попытки (как правило, приводящие к желаемому резуль­тату) добиться успеха именно в той области, в которой на данный момент ощущается несостоятельность.

При изменении ситуации патологические реакции лег­ко обратимы, однако в том случае, когда травмирующая ситуация сохраняется, патологические реакции фиксиру­ются и переходят в патологические черты характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.