КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НеврозыНеврозы — «группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся нерезко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств»1. Органические поражения головного мозга отсутствуют. Проявления носят соматовегетативныи и эмоциональный характер. Относятся к группе психогенных заболеваний. Психогенные заболевания (психогении) — расстройства психической деятельности и болезненные состояния, вызванные психической травмой. Психическая травма — субъективно переживаемое объективное событие, воспринимаемое индивидом как угрожающее его идентичности, целостности, самоуважению. Причины возникновения неврозов. Основной причиной возникновения невроза является наличие в сознании личности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуацией, с которы- 1 Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. С. 148. ми он не в состоянии справится. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных процессов. Благоприятной почвой для развития неврозов являются: 1) резидуальная церебрально-органическая недостаточность; 2) педагогическая неграмотность родителей в сочетании с их психологической незрелостью, что выражается в неправильном типе воспитания, деформированном общении, проецировании своих психологических проблем на ребенка; 3) индивидуальные особенности личности, например, 4) возникновение стрессогенной ситуации, например, Если брать за критерий тендерный признак, то неврозы чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а если возрастной, то в возрасте от трех до шести им страдает около трети детей, а в младшем школьном — более половины. Алгоритм развития невроза: психическое напряжение вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ей внутреннего психологического конфликта накапливается, не находя разрешения в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Если пси-хотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт разрешается, а невроз прекращается или уменьшается. Виды неврозов: 1) неврастения; 2) истерический невроз (истерия); 3) невроз навязчивых состояний. 1. Неврастения. Самая распространенная форма неврозов, характеризующаяся повышенным уровнем раздражительности и истощаемостью психических процессов. Возникает на фоне переутомления, а также вследствие интеллектуальных, физических или психологических пере 2. Истерический невроз (истерия). По частоте неврозов занимает второе место после неврастении. Истерия — К возникновению истерического невроза располагают: 1) наличие в характере истерических черт; 2) впечатлительность; 3) повышенная чувствительность; 4) инфантилизм; 5) эгоцентризм. Симптоматика истерического невроза разнообразна и может напоминать проявления самых различных болезней, которых на самом деле у ребенка нет, поэтому в пси-
1 Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. — М., 1998. — С. 165. хиатрии истерию называют «великой симулянткой». Симптомы, как правило, возникают сразу после психотравмирующего фактора, например, обиды, ссоры, физического насилия, и впоследствии; если это вызвало желаемую для ребенка реакцию, то данная форма реагирования закрепляется. Как правило, имитируются те заболевания, о которых ребенок слышал или имел возможность непосредственно наблюдать. Это могут быть, например, невозможность стоять или ходить, кашель, рвота, нарушения глотания, истерическая слепота. Дети-истерики не симулируют. Они действительно испытывают ощущения, о которых говорят. Важной особенностью является то, что при истерическом неврозе патология может наблюдаться самая разнообразная. Это объясняется тем, что если в первый раз, например, при симптоме «боли в сердце», обидчик не признал свою вину, то в следующий раз, симптомы могут быть уже более выраженные, например, потеря чувствительности. Кроме того, сопутствующими симптомами имитации являются: 1) необычные позы или необычные симптомы («комок в горле», мгновенные обмороки, нехватка воздуха); 2) неустойчивость эмоций, быстрая смена настроений; 3) выражение эмоций с демонстративными проявлениями (стенаниями, рыданиями, заламыванием рук). То есть истерический невроз — это попытка рещения ребенком внутреннего психологического конфликта, вызванного психогенной ситуацией, при помощи «бегства в болезнь». 3. Невроз навязчивых состояний. Данный вид невроза встречается наиболее редко и примерно с равной частотой, как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами, а также при психопатиях. В навязчивых состояниях выделяют: 1) фобии (навязчивые страхи); 2) обсесии (навязчивые мысли); 3) импульсии (навязчивые действия). В некоторых случаях все они могут сочетаться у одного ребенка. Но обычно у одного больного наблюдается одно какое либо навязчивое состояние.
Общими особенностями всех" навязчивых состояний являются: 1) постоянство и повторяемость симптоматики; 2) невозможность самостоятельного избавления от них; 3) осознание и восприятие больным данных состояний как болезненных и чуждых для него явлений. Неврозы необходимо отличать от неврозоподобных состояний — нервно-психических расстройств, сходных с неврозами по проявлениям, но не имеющих психогенного происхождения. Неврозоподобные состояния отличаются от неврозов: 1) наличием связи расстройств с церебрально-органическими или соматическими заболеваниями; 2) стереотипностью и монотонностью проявлений; 3) отсутствием непосредственной связи с психотравмирующими факторами. Отличие неврозов от психипатий заключается в том, что при неврозах: 1) наследственность не имеет значения; 2) выражены чувства вины и стыда; 3) обратимость симптоматики при лечении и/или благоприятном изменении социальной ситуации; 4) осознание своей болезни; 5) положительное отношение ребенка к лечению. Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер. Патологические реакции Патологические или патохарактерологические реакции — это дезадаптивное поведение, имеющее психогенное происхождение, возникающее в ситуациях, являющихся для ребенка или воспринимаемых ребенком как фрустрирующие, и продолжающиеся от нескольких часов до нескольких дней. Причинами патохарактерологических реакции в дошкольном и школьном возрасте являются: 1) дисфункциональные отношения в семье; 2) конфликтные отношения со сверстниками; 3) конфликт с педагогом. Критериями патологических реакций детей и подростков, по мнению В.В. Ковалева и А.Е. Личко, являются: 1) реакция на психотравмирующую ситуацию в виде девиантного поведения с последующим его распространением за пределы ситуации; 2) нарушение социальной адап-
тации, характеризующееся постепенным присоединением невротических симптомов (соматовегетативные расстройства, эмоциональная возбудимость, колебания настроения); 3) стереотипизация данного способа реагирования на раздражитель (при структурном повторении ситуации выдается одна и та же поведенческая реакция). Виды патохарактерологических реакций: 1) реакция оппозиции; 2) реакция нигилизма; 3) реакция имитации; 4) реакция контримитации; 5) реакции компенсации и гиперкомпенсации. 1. Реакция оппозиции (активная протестная реакция) 2. Реакция нигилизма (отказа) — пассивная протестная реакция заключающаяся в отказе от общения, игр, 3. Реакция имитации заключается в подражании на 4. Реакция контримитации. Поведение строятся на основе принципа противоположного от чьего-либо образа или 5. Реакции компенсации и гиперкомпенсации — возникновение форм поведения, при помощи которых подросток стремится скрыть, замаскировать свои слабые места. восполняется успехами в другой, например, неуспехи в учебе компенсируются спортивными достижениями, а при реакции гиперкомпенсации осуществляются настойчивые попытки (как правило, приводящие к желаемому результату) добиться успеха именно в той области, в которой на данный момент ощущается несостоятельность. При изменении ситуации патологические реакции легко обратимы, однако в том случае, когда травмирующая ситуация сохраняется, патологические реакции фиксируются и переходят в патологические черты характера.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |