Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Акцентуации




Акцентуация — «чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Акцентуированные черты не так много­численны как вариативны. Можно сказать, что это от­дельные выделенные черты характера, находящиеся на грани между нормой и патологией. Иначе: черты харак­тера, которые вследствие своей интенсивности уже выш­ли за пределы нормы, но еще не достигли уровня патоло­гии. Акцентуации, как правило, проявляются в подрост­ковом" возрасте и сглаживаются по мере взросления.

В зависимости от степени выраженности возможно выделить скрытые и явные акцентуации. Кроме того, ак­центуации под воздействием ряда факторов могут менять­ся: специфика социальнрго окружения, стиль семейного воспитания, состояние здоровья, профессиональная и учеб­ная деятельность. При попадании индивида в длительные стрессогенные ситуации на базе акцентуаций могут воз­никать сложные аффективные реакции и психологичес­кие расстройства, например, неврозы.

Виды акцентуаций: 1) гипертимический тип; 2) шизо­идный тип; 3) застревающий, ригидный тип; 4) сензитив-ный тип; 5) педантичный тип; 6) астеноневротический тип; 7) циклотимический тип; 8) истероидный тип; 9) неустой­чивый тип; 10) дистимический тип; 11) аффективно-эк­зальтированный тип.

При каждом типе акцентуации имеются свои, свойствен­ные только данному типу, «слабые места». Рассмотрим их.

1. Гипертимический тип.

Характерологические проявления. В детстве склонны к озорству, шалостям. Внимание неустойчивое. В школе учатся неровно. В подростковом возрасте склонны к груп­пированию. В группе занимают позицию лидера. Но их меняют часто, вместе с увлечениями. Слабое место — дис­циплина. Асоциальны, так как любят риск и удовольствия. Как правило, нет близких друзей, но много приятелей. Более раннее сексуально созревание по сравнению с дру­гими типами. Много сексуальных связей. Но они не проч­ны. В случаях дезадаптации легко коррегируются, если вовремя обращают внимание. Взрослые: легко адаптиру-


ются, адекватны. Приятны в общении. Низкая предрас­положенность к психическим заболеваниям.

Стрессовые факторы. Все попытки ввести в строго рег­ламентированный режим, ограничения активности, вынуждение заниматься неприятным делом.

Проявления: побеги, нарушения поведения.

Взаимодействие. Стиль взаимодействия с ними — мяг­кий, но настойчивый контроль. В подростковом возрасте рекомендуется вовлечение в социальные группы (предпоч­тительно спортивные секции). Формировать умение объек­тивно оценивать свои возможности.

2. Шизоидный тип.

Характерологические проявления. Как правило, отли­чаются высоким интеллектом. Никогда не бывает нару­шений сознания. Спокойны, скрытны. Эстеты. Легко ра­нимы, но по отношению к другим отличаются черствос­тью. Предпочитают индивидуальные занятия. В детстве любят играть одни, групповые игры «не понимают». В подростковом возрасте черты заостряются. Отличают­ся большой скрытностью, но могут малознакомому чело­веку рассказать о себе практически все, если знают, что никогда больше его не увидят. Став взрослыми, могут до­стигать больших социальных высот, если найдут более практичного в земных делах покровителя.

Стрессовые факторы. Ситуации, в которых наруша­ются их границы (их личные вещи, дневники, мысли, ставшие достоянием посторонних). Могут давать очень бурные реакции, вследствие которых их могут принимать за истериков.

Взаимодействие: индивидуальные поручения интеллек­туального характера, когда они должны отвечать только за самих себя. Вследствие их эстетизма можно привле­кать к самодеятельным концертам, театральным поста­новкам.

3. Застревающий, ригидный тип.

Характерологические проявления. Основная черта дан­ного типа акцентуации — чрезмерная стойкость душев­ного волнения, страсти в сочетании со склонностью к


формированию сверхценных идей. В подростковом воз­расте повышаются характерные для них с детства подо­зрительность, обидчивость, стойкость отрицательным пе­реживаниям. Когда достигают взрослости неприятие чужого мнения и, как следствие, конфликтность могут несколько сглаживаться, но стремление к доминированию над другими остается на всю жизнь. Аккуратны, целе­устремленны, самолюбивы, прилагают значительные во­левые усилия в достижении поставленных целей, стре­мятся к авторитету и власти.

Стрессовые факторы. Ситуации, в которых ставится под сомнение их компетентность и авторитет.

Взаимодействие. Контроль, поощрения, разовые пору­чения, направленность которых должна меняться (напри­мер: нарисовать стенгазету, выступить на концерте), а выполнение строго контролироваться.

4. Сензитивный тип.

Характерологические проявления. С детства прояв­ляют пугливость, боязливость, особенно боятся некото­рых животных. Чрезмерно привязаны к близким. Любят компанию, но боязнь быть обиженными толкает их на дружбу с младшими. В подростковом возрасте проявля­ют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. В морально-этическом плане рано становятся зрелы­ми личностями. Не склонны к группированию. Реакции эмансипации проявляются во внешней браваде, «жестах» (чаще в отношении близкого круга). Взрослые: склонны к неврастении, поскольку ставят себе очень высокую план­ку, которая часто превышает их реальные возможности.

Стрессовые факторы: несправедливые обвинения, не­доброжелательство окружающих приводят к глубокой депрессии.

Взаимодействие: создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта.

5. Педантичный тип.

Характерологические проявления. С детства им свой­ственны инертность психических процессов, негибкости мышления и поведения. В подростковом возрасте


предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, способности держать слово. Часто стра­дают под бременем ответственности. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здо­ровьем. Обычно неразговорчивы, тихи, легко смущаются и краснеют, долго переживают неудачу. Уважают логи­ку, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чув­ствам. Любят анализировать свои мысли, чувства и по­ступки, что порой приводит к неадекватному восприятию реальности, мешает устанавливать теплые отношения с противоположным полом. Склонны к ипохондрии (чрез­мерному вниманию к своему здоровью, страху перед не­излечимыми болезнями). Характерно подчинение нормам, требованиям; боязнь нового, моралисты, трудно меняют свои привязанности. Со сменой окружения меняются и их взгляды («быть как все»). Став взрослыми практиче­ски не меняются.

Стрессовые факторы: если попадают в делинквентную среду. Необходимость изменить жизненные стереотипы может привести к депрессивным состояниям.

Взаимодействие. Контроль, принадлежность к соци­ально одобряемым группам (кружки, секции). Акцентуа­цию педантичности «нормализует» занятие искусством, вызывающим эмоциональный отклик и многозначность восприятия.

6. Астеноневротический тип.

Характерологические проявления. Основная черта — склонность к отрицательным эмоциям, страхам, повышен­ная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Видны с раннего детства: наблюдаются невропатии — капризность, плаксивость, быстрая истощаемость, пугли­вость, робость, застенчивость, страхи. Возможны энурез и заикание. В подростковом возрасте эти черты заостря­ются. Но на первое место выходят повышенный уровень утомляемости, раздражительность, склонность к ипохон­дрии и формированию страхов, связанных со здоровьем. Возможны состояния аффекта с последующим раскаянь-


ем. Не склонны к группированию. Увлечения интеллек­туального характера. Более позднее сексуально созревавние. Реакции эмансипации проходят на близких людях. Взрослые: остается склонность к невротическим расстрой­ствам с элементами навязчивости. Долго сохраняют мо­ложавый вид.

Стрессовые факторы: ситуации повышенной ответ­ственности, требования высоких результатов, ожидания близких, воспринимаемые ими как чрезмерные (престиж­ная школа) приводят к развитию ипохондрии, неврозов.

Взаимодействие: интеллектуальные занятия, не вызы­вающие ситуаций сравнения и жестких требований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.