Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое обследование ребенка в ПМПК




Аутизм

Аутизм (от греч. аигов — сам) — утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутрен­ний мир. Термин был введен в 1912 году швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения особого состо-


яния аффективной сферы и мышления, характеризующих­ся погруженностью индивида в мир собственных пережи­ваний, находящегося практически в полной эмоциональ­ной самоизоляции от окружающего мира. Чаше встреча­ется у мальчиков, чем у девочек (примерно 4 к 1). Форми­руется к двум с половиной — трем годам. По различным данным около 2/з или з/4 людей, страдающих аутизмом, имеют сниженные интеллектуальные возможности в диа­пазоне от умеренных до глубоких степеней У О. Кроме того, аутизм, являясь патологическим состоянием, встречается в смптомокоплексе многих психических расстройств, на­пример, шизофрении.

Причины возникновения недостаточно ясны, но боль­шинство исследователей признают значительное влияние генетических факторов в этиологии аутизма. Кроме того, «...у детей с аутизмом не выявлен первичный дефект. В.В. Лебединскому и С С. Никольской принадлежит ги­потеза о том, что первичным дефектом при раннем дет­ском аутизме является сочетание низкого психического тонуса и повышенной сенсорной и эмоциональной чувстви­тельности. Низкий психический тонус означает, что взаи­модействие с окружающим миром ограничено пресыще­нием, которое наступает так быстро, что аутист выхваты­вает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты. Формирование целостной картины мира становится затрудненным или невозможным. Такой мир непонятен и трудно объясним, он легко становится источ­ником страхов. В сенсорной сфере многие обычные воздей­ствия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Труднопереносимы эмоционально насыщен­ные явления и объекты — человек, его лицо, взгляд. В та­кой ситуации аутистическли барьер защищает ребенка от испытываемых им трудностей. Таким образом, аутизм — вторичное образование и поддается коррекционным воз­действиям. Но даже при самой успешной компенсации легкие аутистические черты сохраняются»1.

1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.


Ранний детский аутизм (РДА) в соответствии с международными стандартами характеризуется как «об­щее расстройство развития» или как «обширное наруше­ние развития человека». РДА характеризуется неравно­мерным развитием некоторых психических функций. Например, иногда развитие гнозиса опережает развитие праксиса (в норме — наоборот), что приводит к богатому не по возрасту словарному запасу в сочетании с неразвитой коммуникативной функцией речи. «По мнению П. Каннера (1943 г.), описавшего ранний детский аутизм как са­мостоятельное расстройство, для него характерно соче­тание следующих основных симптомов:

а) невозможность устанавливать полноценные отно­шения с людьми с начала жизни;

б) крайняя отгороженность от внешнего мира с иг­норированием средовых раздражителей до тех пор, пока
они не становятся болезненными;

в) недостаточность коммуникативного использования
речи;

г) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;

д) страх изменений в окружающей обстановке («фе­номен тождества»);

е) непосредственные и отставленные эхолалии («по­пугайная речь»);

ж) задержка развития «Я»;

з) стереотипные игры с неигровыми предметами;

и) клиническое проявление симптоматики не позднее 2—3 лет, нарушение способности к установлению эмоцио­нального контакта;

к) стереотипность в поведении;

л) особые нарушения речевого развития...

...В.В. Лебединский и О.С. Никольская определяют ос­новной дефект при РДА как сочетание низкого психоло­гического тонуса' и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности). Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментар-

 


ность отражения. Повышенная чувствительность препят­ствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической защиты от психотравмирующих влияний. Как отмечает Л.И. Ак­сенова, своевременная и компетентная коррекция прояв­лений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей»1.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при­няты следующие критерии при определении аутизма: и ограниченные повторяющиеся и стереотипные мо­дели поведения, интересов и видов деятельности;

■ качественные нарушения способности к общению;

■ качественные нарушения в сфере социального взаи­модействия.

Характеристика детей с аутизмом:

1. Своеобразие развития. Уже в первый год жизни жизненно важные функции нарушены при отсутствии явных соматических и неврологических расстройств, на­пример, в первые месяцы могут возникать проблемы с кормлением в связи с недостаточной координации соса­тельных и глотательных движений, взгляд блуждает по предметам, не концентрируясь на чем-либо конкретно. В последующие месяцы развития проявляется избиратель­ность в еде, отказ от новых видов пищи. Нарушения сна имеют выраженный характер. Навыки опрятности фор­мируются с трудом, потребность в общении не формиру­ется. Поведенческие характеристики нарушены: бурные негативные реакции при малейшем изменении окружаю­щей их обстановки, не ищут общения с матерью, их при­вязанность к ней носит симбиотический характер, актив­ность стереотипна, настроение отличается дисфорично-стью с периодическими вспышками агрессии, могут по­являться стойкие фиксированные и труднопреодолимые страхи. Имеют склонность к фантазированию, которое ото­рвано от реальности и заменяет ее.

1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.


2. Развитие интеллекта протекает неравномерно.
Легко усваивается материал абстрактного характера, но с
трудом конкретный. Умственные способности аутичных
детей могут находиться в диапазоне от сохранного, но
негармоничного интеллекта до одаренности или умствен­
ной отсталости.

3. Речь аутичных детей обращена к самим себе и,
в основном, наполнена персервациями и вычурными мо­дуляциями. Не используется как средство общения. До­
статочно долгое время могут говорить о себе во втором
или третьем лице. Не задают вопросов окружающим, на
обращенные к ним вопросы отвечают безразлично, одно­
сложно и часто невпопад. Может встречаться мутизм (от­сутствие речи).

4. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра) не сформирована. В игре нет замысла, сюже­та. В процессе игры действенная связь устанавливается
не с людьми, а с предметами (стереотипное манипулиро­вание предметами, которое может продолжаться несколь­ко часов подряд).

«По данным института коррекционной педагогики РАО, при современной правильной коррекционной работе

■ 60% аутичных детей могут учиться по программе
массовой школы;

■ 30% — по программе специальной школы;
при отсутствии коррекционной работы:

■ 75% — не адаптируются социально;

 

■ 22—33% — адаптируются относительно (нуждаются
в постоянной опеке);

■ 2—3% — достигают удовлетворительного уровня со­циальной адаптации1».

Вопросы

1. Дайте определения понятиям «шизофрения», «эпилепсия», «аутизм».

1 Цит. по Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006. 150


2. Выделите сиптомокомплекс, общий для всех приведенных ви­дов нарушений.

3. Перечислите симптомы, характерные только для шизофрении
(аутизма, эпилепсии).

4. Составьте сводную таблицу выделенных различий.

У Литература

1. Справочник по психологии и психиатрии детского и под­
росткового возраста/ Под ред. СЮ. Циркина. — СПб.: Питер,
1999.

2. Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.

3. Титов В.А. Специальная педагогика. — М., 2006.

4. Титов В.А. Педагогика и психология: Конспект лекций. — М.:
Приор-издат, 2004.

 

 


Глава 4

ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

4.1. Основы психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (Психолого-медико-педагогической консультации)

Психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК) являются учреждениями, работающим на меж­дисциплинарной основе. Их цель — совершенствование сдстемы комплектования специальных учреждений для аномальных детей.

Основные задачи ПМПК:

ü выявление и комплексное обследование детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска;

ü разработка индивидуальных реабилитационных про­грамм;

ü разработка и реализация комплекса мер психолого-
медико-педагогического содействия развитию лич­ности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц
с различными формами отклонений в развитии;

ü сотрудничество с другими заинтересованными орга­нами и учреждениями.

В постоянном штате сотрудников ПМПК должны быть следующие специалисты: врач (невропатолог), дефектологи (олигофренопедагог, логопед), психолог. Другие спе­циалисты — сурдопедагог, тифлопедагог, ортопед, отола­ринголог, офтальмолог — привлекаются в качестве кон-


сультантов по мере необходимости....Обследование детей проводится в присутствии родителей или лиц, их заменя­ющих... В тех случаях, когда дети направляются на ПМПК по инициативе учреждений народного образования, обя­зательно предоставляются такие документы, как свиде­тельство о рождении, подробная выписка из истории раз­вития ребенка с заключениями врачей, педагогическая характеристика, письменные работы, раскрывающие ди­намику развития ребенка, рисунки.

Весь ход обследования ребенка в ПМПК фиксируется в протоколе, передаваемом в учреждение, в которое направ­ляется консультируемый. Протоколы помогают учителям заранее познакомиться с особенностями личности, качеством знаний, особенностями психофизического развития, которые необходимо учесть с первых дней пребывания ребенка в детском саду или школе.

На основании данных индивидуального обследования ребенка в консультации составляется заключение о ха­рактере отклонений. Принимается коллегиальное реше­ние о месте дальнейшего коррекционного воспитания и обучения, даются рекомендации.

Помимо задач, связанных с комплектованием специ­альных учреждений для детей с отклонениями в разви­тии, ПМПК проводят также консультирование родителей и педагогов, оказывают детям коррекционную помощь, ведут пропаганду дефектологических знаний»1.

Обследование ребенка у любого специалиста ПМПК должно проводиться по следующему алгоритму: 1) озна­комление с сопроводительными документами; 2) профиль­ное обследование; 3) заключение.

Педагогическая характеристика ребенка, направляе­мого на ПМПК, должна содержать в себе:

1. Формальные данные о ребенке: дата рождения, сколько лет обучается в школе, сведения о семье, включающие:

1 Цит. по Саенко Ю.В. Специальная психология. — М., 2006.

 

социальное и материальное положение семьи, количество человек и характер их родственных связей.

2. Уровень развития познавательной деятельности,
школьных знаний, навыков самообслуживания.

3. Особенности развития эмоционально-волевой сферы
и личности, обязательно включая положительные каче­ства ребенка, на которые можно опереться в процессе кор­рекции.

4. Основные трудности, их причины и возможные спо­собы нивелирования или преодоления.

Задачами педагогического обследования являются:

1. Выявление готовности к обучению в школе,

2. Определение уровня сформированности школьных
навыков.

3. Определение причин, вызывающих трудности в
усвоении школьной программы и адаптации.

Ход педагогического обследования

1. Установление контакта с ребенком. Процесс уста­новления контакта включает в себя снятие психологиче­ского напряжения у ребенка и создание психологически
комфортной атмосферы для него.

2. Устный опрос. В процессе опроса выявляется уро­вень сформированности навыков, мотивов, особенностей
взаимодействия в коллективе, отношение к учебной дея­тельности. Опрос проводится в форме диалога, направля­емого педагогом при помощи вопросов: «Знает ли он свое
имя, возраст и дату рождения, состав семьи, фамилию,
имена и отчества родителей, их профессии и место рабо­ты, свой адрес? Как он относится к детскому саду (шко­ле), нравится ли воспитательница (учительница), одногруп-пники (одноклассники)? Какие предметы нравятся боль­ше, даются легче, а какие труднее?»

3. Проверка школьных навыков должна начинаться с
того, предмета, который ребенок определил как наиболее
трудный или неинтересный, а далее продолжаться по про­
грамме. Однако навыки письма следует проверять только
если уже сформировано правильное послоговое чтение.


Если в ПМПК есть логопед, то целесообразна проверка навыков письма именно им.

4. Выявление общего кругозора ребенка происходит в
процессе беседы о временах года: порядке, признаках,
погоде; о домашних и диких животных: определение, от­личительные и общие признаки; о растениях, праздни­ках. Можно также попросить ребенка составить рассказ
по серии картинок и озаглавить его.

5. Способность принимать помощь, переносить навы­ки на аналогичные виды деятельности, «зона ближайшего
развития» определяется педагогом из наблюдений за диаг­ностической, игровой и учебной деятельностью ребенка.

Педагогическое заключение должно строиться по оп­ределенным разделам, включающим в себя:

1. Общее впечатление о ребенке: внешний вид, кон­тактность, манера держаться, реакции на замечания, от­
ношение к похвале или порицанию, восприятие себя как
успешного или неудачника и почему; умение понимать и
следовать инструкции, а также планировать свою деятель­ность в соответствии с ней, уровень работоспособности и
сосредоточения в процессе работы.

2. Сформированностъ учебных навыков по каждой
дисциплине включает
в себя: существующие навыки к
настоящему моменту, динамику их формирования за оп­ределенный период времени, например, за четверть или
полугодие, оценку знаний.

3. Резюме: соответствие — частичное соответствие —
несоответствие знаний, умений и навыков ребенка возрас­ту и классу, в котором он обучается в настоящий момент.

4. Рекомендации по организации дальнейшего обуче­ния: форма и вид обучения, направления внеурочной и
коррекционной работы разных специалистов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.