Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И их проявления во взаимоотношениях родителей




Нарушение семейных представлений

Ключ к опроснику

и подростков»

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ)

Обусловливаемое ею нарушение воспитания — гиперпротекция подростка (потворствующая или доминирую­щая). Этот тип нарушения взаимоотношений с подрост­ком возникает чаще всего тогда, когда супружеские взаи­моотношения между родителями в силу каких-либо при­чин оказываются нарушенными (развод, смерть одного из родителей) или если отношения не удовлетворяют роди­теля, играющего основную роль в воспитании (несоответ­ствие характеров, эмоциональная холодность и т. д.)- Не­редко при этом мать или (реже) отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток, стал для них чем-то большим, чтобы он удовлетворил хотя бы отчасти потребности (во взаимной исключительной при­вязанности, иногда даже эротические), которые в нормаль­ной семье удовлетворяются в психологических отношени­ях супругов. Мать нередко отказывается от вполне реаль­ных возможностей повторного замужества. Появляется стремление отдать подростку (причем, как правило, проти­воположного пола) «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям — рев­ность, детская влюбленность. Когда сын или дочь дости­гают подросткового возраста, у родителя возникает страх (нередко весьма интенсивный) перед их самостоятельнос­тью. Появляется желание удержать их с помощью потвор­ствующей или доминирующей гиперпротекции. Как пра­вило, сами родители не осознают своего стремления к рас­ширению сферы родительских чувств и соответственно к изменению роли подростка. Они проявляют его лишь кос­венно, например, когда мать говорит о том, что ей никто не нужен, кроме сына, и противопоставляет идеализиро­ванные отношения с сыном, не удовлетворяющим ее от­ношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою

 

ревность к подругам сына, хотя чаще проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК) — создание роли «маленького ребенка». Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая гиперпротекция. В этом случае наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, иг­ривость. Для таких родителей подросток все еще «малень­кий». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что с большими уже не так интересно.' Страх или нежелание взросления детей могут быть связаны с особенностями биографии самого родите­ля (он имел младшего брата или сестру, на которых пере­местилась любовь его родителей, в связи с чем свое взрос­ление он воспринимал как несчастье).

Рассматривая подростка как «еще маленького», роди­тели снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию, стимулируя тем самым развитие психического инфантилизма.

Проекция на подростка собственных нежелаемых ка­честв (ПНК)

Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоцио­нальное отвержение, жестокое обращение. Причиной та­кого воспитания нередко бывает то, что в подростке роди­тель как бы видит те черты характера, которые чувству­ет, но не хочет признать в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими (реаль­ными или мнимыми) качествами подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную вы­году для себя. Он при этом нередко навязывает подростку роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотепы» и т.д. Борьба с нежелаемыми истинными или воображае­мыми качествами подростка помогает отцу верить, что у него самого этих качеств нет. Такие родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борь-

 


бе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о наказаниях, которые они применяют. В то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как подросток «по натуре» такой. Нередки инквизи­торские интонации при разговоре о подростке, с харак­терным стремлением в любом поступке выявить «истин­ную», т.е. дурную причину.

Неразвитость родительских чувств (НРЧ)

Обусловливаемые ею нарушения воспитания — гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обраще­ние.

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречаются у родителей с отклонениями характера. Внеш­не они проявляются в том, что родители не желают иметь дело с подростком, плохо переносят его общество, прояв­ляют исключительно поверхностный интерес к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность или то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, что он в свое время не испы­тал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, что они имеют тенденцию усиливаться с возрастом (пример тому — любящие бабушки и дедушки). Типичные выска­зывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желания любым путем «устроить свою жизнь».

При относительно благоприятных условиях жизни се­мьи НРЧ обуславливает отношение к подростку типа гиперпротекции и особенно — эмоционального отвержения. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на подростка часто перекладывается значитель­ная часть родительских обязанностей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность», либо возникает раздражительно-враждебное отношение к подростку.


Сдвиг в установках родителя по отношению к подро­стку в зависимости от его (подростка) пола

Это предпочтение мужских (ПМК) или женских (ПЖК) качеств. Обусловливаемые нарушения во взаимоотноше­ниях с подростком — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не реальными чертами подростка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще муж­чинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии пред­почтения женских качеств наблюдается неосознанное не­приятие подростка мужского пола. В таком случае прихо­дится сталкиваться со стереотипными отрицательными высказываниями, суждениями о мужчинах вообще: «Муж­чины в основном грубы и неопрятны. Они легко поддают­ся животным побуждениям, агрессивны и чрезвычайно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к про­тивоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в своих чувствах».

Именно такие качества родитель с ПЖК видит в жен­щинах. Примером проявления ПЖК может служить отец, который видит массу недостатков в характере сына и счи­тает, что все его сверстники такие же. В то же время отец находит в младшей сестре подростка разнообразные до­стоинства. Под влиянием ПЖК в отношении подростка мужского пола в данном случае формируется тип воспи­тания «эмоционального отвержения».

Возможен и противоположный вариант — с выражен­ной антифеминистской установкой, с пренебрежением к матери подростка, к его сестре. В этих условиях в отно­шении самого подростка мужского пола может сформиро­ваться воспитание по типу «потворствующая гиперпро­текция».

Воспитательная неуверенность родителя (ВН)

Обусловливаемое нарушение воспитания — потворству­ющая гиперпротекция либо пониженный уровень требо­ваний к подростку. В этом случае происходит перераспре-

 


деление власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подрост­ка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащу­пал его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований.— максимум прав». Типичная ком­бинация в такой семье — бойкий, уверенный в себе под­росток, смело предъявляющий требования, и нерешитель­ный, обвиняющий себя во всех неудачах с подростком родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено психасте­ническими чертами родителя; в других — определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть его отношения с собственными родителями.

В определенных условиях дети, которых воспитали требовательные, эгоцентричные родители, став взрослы­ми, видят в своих собственных детях ту же требователь­ность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного должника», какое испы­тывали ранее по отношению к своим родителям. Харак­терная черта в их высказываниях — признание ими мас­сы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся уп­рямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступать им.

Фобия утраты ребенка (ФУ)

Обусловливаемое нарушение отношений с подрост­ком — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — неуверенность, боязнь оши­биться, преувеличение представления о хрупкости ре­бенка, его болезненности, беззащитности и т. д.

Иногда источник таких переживаний родителей коре­нится в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам успеха не приносили, родил­ся хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.

Иногда отношение родителей к подростку формирова­лось под воздействием страха его потерять, так как он

 


тяжело болел, особенно если болезнь его была длитель­ной. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); в других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция),

В типичных высказываниях родителей в ходе семей­ной психотерапии отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка. Они находят у него множество болезненных проявлений; у них свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоро­вья подростка.

Уровень протекции в процессе воспитания

Речь идет о том, сколько сил, внимания, времени уде­ляют родители воспитанию ребенка. Наблюдается два уровня протекции: чрезмерная (гиперпротекция) и недо­статочная (гипопротекция).

Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции ро­дители уделяют ребенку крайне много времени, сил и вни­мания, его воспитание становится главным делом их жиз­ни. Типичные высказывания таких родителей использо­ваны при разработке настоящей шкалы.

Гипопротекция (шкала Г—). Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внима­ния родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него»; за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка

Необходимо иметь представление о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение по­требностей ребенка — как материально-бытовых (в пита­нии, одежде, предметах развлечения), так и духовных (прежде всего в общении с родителями, в их любви и про­текции). Эта характеристика семейного воспитания отли­чается от уровня протекции, поскольку описывает не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удов­летворения его потребностей. Например, «спартанское

 


воспитание» является примером высокого уровня удов­летворения потребностей ребенка.

В степени удовлетворения потребностей возможны два отклонения:

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к мак­симальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка. Они балуют его, любое его желание — для них закон. Объясняя необходи­мость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией, — слабость ре­бенка; его исключительность; желание дать ему то, чего были лишены в свое время родители; то, что ребенок рас­тет без отца и т. д. Типичные высказывания приведены в шкале У+. При потворствовании родители бессознатель­но проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные потребности и ищут способа заместительного удовлетво­рения их за счет воспитательных действий.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Дан­ный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, в общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье

Требования к ребенку — неотъемлемая часть воспита­тельного процесса. В него включены, во-первых, обязан­ности ребенка — учеба^уход за собой, участие в организа­ции быта, помощь другим членам семьи; во-вторых, за­преты — то, чего ребенок не должен делать. Наконец, невыполнение ребенком требований может повлечь при­менение санкций — от мягкого осуждения до суровых наказаний. Формы нарушений системы требований к ре­бенку различны, поэтому высказывания родителей, отра­жающие их, представлены целым рядом шкал: Т+, Т—, 3+, 3-, С+, С-.

Чрезмерность требований-обязанностей ребенка (шка­ла Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количе­ство обязанностей в семье, проявляется в высказывании


родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо делу по дому.

Требования-запреты определяют, прежде всего, степень самостоятельности ребенка, наличие у него возможности самому выбирать способ поведения. И здесь возможны две степени отклонения: чрезмерность и недостаточность тре­бований-запретов.

Чрезмерность требований-запретов к ребенку (шка­ла 3+) может лежать в основе типа негармоничного вос­питания «доминирующая гиперпротекция». В этой си­туации ребенку «ничего нельзя», ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. У стеничных детей и под­ростков такое воспитание форсирует возникновение ре­акций оппозиции и эмансипации, у менее стеничных пре­допределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мни­тельной (психастенической) акцентуации. Типичные выс­казывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка, этот страх про­является в резком преувеличении негативных послед­ствий даже незначительного нарушения запретов, а так­же в стремлении подавить самостоятельность мысли ре­бенка.

Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала 3—). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или под­росток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вече­ром, вопрос о курении и об употреблении спиртных на­питков. Он не отчитывается перед родителями, кото­рые не хотят или не могут установить какие-либо гра­ницы его поведения. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного и неустойчивого типа личности 4 у подростка.

Чрезмерность санкций (тип воспитания «жесткое об­ращение»). Для этих родителей характерна привержен­ность к применению строгих наказаний, чрезмерное реа-


гирование даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания родителей отражают их убежде­ние в полезности для детей и подростков максимальной строгости (шкала С+).

Максимальность санкций (шкала С—). Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н) — рез­кая смена стиля, переход от очень строгого к либерально­му и обратно, переход от значительного внимания к ребен­ку к эмоциональному отвержению его родителями. Не­устойчивость внимания, по мнению К. Леонтарда, содей­ствует формированию таких черт характера, как упрям­ство, склонность противостоять любому авторитету, и не­редко встречается в семьях детей и подростков с отклоне­ниями характера. Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.

Сочетание различных отклонений в воспитании. Воз­можно, достаточно большое количество сочетаний пере­численных черт семейного воспитания. Однако особенно важное значение с точки зрения анализа причин отклоне­ний характера, а также возникновения непсихотических психогенных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний имеют следующие устойчивые соче­тания (см. табл.).

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Клас­сификация типов негармоничного воспитания также дана в таблице.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.


Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

 

 

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Протек­ция Уро­вень про­тек­ции Полнота удовлетво­рения по­требностей Степень • предъ­явления требо­ваний Степень запретов Стро­гость санкций
ЩГ+, Г-) У Т   С
Потворст­вующая гиперпро­текция + +      
Домини­рующая гиперпро­текция + + + +
Повы­шенная моральная ответст­венность +   + ± ±
Эмоцио­нальное отверже­ние     ± ± ±
Жестокое обраще­ние     ± ± +
Гипер­протекция   —■ ±

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ: + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; — означает недоста­точную выраженность; + означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недоста­точность или невыраженность.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, Ус, Зс, Сс). Ребе­нок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают

 

 


его самостоятельности, ставя многочисленные ограниче­ния и запреты. У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают ост­рые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирую­щая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность (Г+, У—, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его по­требностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнитель­ной (психастенической) акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение (Г—, У—, Тс, Зс, Сс). Край­ний вариант этого типа — воспитание по типу «Золуш­ки». В основе эмоционального отвержения лежит осозна­ваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни роди­телей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родите­лей, устанавливающих большую дистанцию в отношени­ях с ним. Эмоциональное отвержение формирует и усили­вает черты инерно-импульсивной (эпилептоидной) акцен­туации личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических рас­стройств у подростков с эмоционально-лабильной и асте­нической акцентуациями.

При жестоком, обращении родителей с детьми (Г—, У—, Тс, Зс, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, на­казывают, избивая и истязая.

Гиперпротекция (гипоопека — Г-, У—, Т—, 3—, Сс). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересу­ются им и не контролируют его. Такое воспитание особен­но неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и не­устойчивого типов.

Перед информированием родителей о результатах АСВ полезно будет сообщить им следующие сведения: в резуль-


тате исследования на установление зависимости статуса подростка в группе сверстников и стиля его взаимоотно­шений от стиля семейного воспитания была выявлена сле­дующая закономерность:

1) авторитарный стиль семейного воспитания способ­ствует формированию у подростка альтруизма или авто­ритарности;

2) гиперопека — агрессивности, авторитарности,
реже — покорно-застенчивости или сотрудничества;

3) демократический стиль воспитания — альтруизма
и независимо-доминирующей позиции.

Лидирующее место в группе занимают подростки с не­зависимо-доминирующим типом межличностных взаимо­отношений; подростки из семей с авторитарным типом вза­имоотношений в большинстве случаев (75%), являются принебрегаемыми в группе сверстников. Подростки, кото­рых воспитывали типом воспитания «направленный на людей», входят в референтную и предпочитаемую группы.

Таким образом, специфика системы межличностных взаимоотношений в среде подростков, а также статусное распределение ролей внутри подростковой группы опре­деляются стилем семейного воспитания. Демократический стиль семейного воспитания возможно определить как наиболее предпочтительный, в связи с тем, что он осно­ван на взаимоуважении и доверии, способствует разви­тию коммуникативных навыков и адаптации личности в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.