Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комическое в деятельности инженера-педагога 3 страница




Ирония — это тоже смех, но рожденный скрытым за внешне благопристойным юмором намерением. В иронии всегда двойной смысл, ибо она основана на противопоставлении формы и смысла. Это самый сложный вид комического, которым почти не владеют учащиеся,

Сарказм — едкая, язвительная ирония, подчас достигающая трагедийного накала, строится на усилении контраста внешнего смысла и подтекста. С помощью сарказма высмеиваются особо опас­ные по своим общественным последствиям проступки. Так, однаж­ды мастер, обсуждая с группой вопрос о поездке в летний лагерь труда и отдыха, вдруг сказал одному из трудных учащихся: "Ты у нас скоро поедешь в другой лагерь", намекая на тюремное заключение. Этот "черный" юмор был неуместен и как метод был сверх­сильным.

Сатира — крайняя и высшая форма отрицания, т. е. критика посредством комического. С помощью сатиры заостряется, а часто утрируется осмеиваемое явление. Так, в стенных газетах профтех­училищ на учащихся за пристрастие к курению или выпивке часто рисуются карикатуры. Это бичующее и подчас очень обидное обли­чение пороков. Сатиру учащиеся ПТУ, как правило, не любят и бо­рются с ней доступными им средствами: уничтожают стенгазеты, избивают художников или редакторов, еще более грубо ведут себя.

Комические намеки, шутки редко, но бывают в профтехучи­лищах. Например, учащиеся могут близорукому преподавателю в журнал насыпать перцу, налить клея на стул. Учащиеся могут дол­го вести переговоры с преподавателем по поводу мер, применяе­мых им к двоечнику, прогульщику или грубияну. Иногда и сами преподаватели и мастера создают комические ситуации, например, когда бегают за учащимися или пререкаются с ними, дают распоря­жения о наказании большого количества провинившихся и т. д Чаще всего в профтехучилищах возникают комические ситуации, имею­щие неглубокий характер.

Однако, пользуясь только научными определениями, смех нель­зя до конца понять. Во многом он ситуативен. Рассказывать друг другу комические ситуации трудно: часто теряется смысл, все уп­рощается. Комическое легко ускользает, оно неуловимо, невидимо. Вспомните Ильфа и Петрова. Можно смеяться бесконечно, читая их книги "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок", но никому еще так же хорошо не удалось передать образы и ситуации, созданные авторами этих книг, на экране. Исчезал образ главного героя — незаурядного остряка и плуга. Дж. Свифт писал: "Существуют вещи, чрезвычайно остроумные именно сегодня, или натощак, или в дан­ном месте, или в восемь часов, или за бутылкой... но при малейшей перемене положений вся острота их теряется".

Смешное состоит из двух частей. В первой части у слушателя формируется сложный прогноз относительно сущности описывае­мой ситуации, а когда слушатель уверует в ложную версию, во вто­рой части ему преподносится неожиданная концовка.

Можно ли изменить ситуацию отношения к комическому в профтехучилище? Можно ли сделать смех узаконенным методом и приемом воспитания? С нашей точки зрения, бесспорно. Во-пер­вых, если педагоги загорелись таким желанием, поверили в педаго­гическую силу смеха и поставили цель. Во-вторых, если педагоги и учащиеся будут знать о теории комического и способах его созда­ния, а следовательно, поверят в свои возможности в этой области. Наконец, в-третьих, если в ПТУ будут широко использоваться са­мые разнообразные оргформы "работы" с комическим.

В качестве педагогических могут быть поставлены цели вос­питания чувства юмора и восприятия комического, ознакомления учащихся с художественными средствами выражения комичес­кого (через вечера юмора, театр миниатюр, сатирические, юморис­тические газеты, концерты, пожелания и т. д.). Можно ли научить юмору учащихся и педагогов? Это самый непростой вопрос. Отве­ты на него могут быть разными. Например, В. Маяковский по это­му поводу писал: "Я убежден — в будущих школах сатиру будут преподавать наряду с арифметикой, и с неменьшим успехом" (Маяковский В. Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 11. С. 180.). И далее: "Будет, обязательно будет высшая смеховая школа"'. (Там же. С. 53.).

Что касается средств создания комического, тоих вполне до­статочно для того, чтобы выбрать наиболее доступные и целесооб­разные применительно к конкретной ситуации, конкретным воспи­тательным отношениям.

Парадокс — это неожиданное высказывание, выраженное в остроумной форме. В таких высказываниях смысл как бы противо­речит логическим законам, например оправдание своего пустого любопытства: я интересуюсь лишь тем, что меня совсем не касает­ся. Вы помните, конечно, и широко популярные парадоксальные мысли: мода настолько безобразна, что мы вынуждены менять ее каждые полгода; лучшее средство избавиться от искушения — под­даться ему.

Овладеть парадоксами и хотя бы изредка ими пользоваться может лишь смелый педагог, который не боится маленького само­разоблачения и того, что над ним будут смеяться.

Неожиданность как способ создания комического более до­ступен. Педагог высказывает мысль, неожиданную для учащихся, иногда начав ее в соответствии с их ожиданиями. Так, в одном из профтехучилищ мастер выстроил учащихся на торжественную ли­нейку перец началом урока, на которой он воинским ритуалом встре­тил опоздавших, бегущих из столовой и продолжающих жевать пирожки. В этом ПТУ на двери висело объявление о распорядке работы столовой по выходным и праздничным дням. Под красоч­ным заголовком было написано: "Столовая в выходные и празд­ничные дни не работает".

Несоответствие стиля и содержания — легкодоступный прием создания комического. Так, директор ПТУ издал приказ о выговоре более чем 20 учащимся за то, что они открывали в каби­нетах окна и бросали в прохожих стульями и ножками столов. В заключение приказа значилось: "Запрещено открывать окна и бро­сать в прохожих сломанной мебелью —это ведет к растрате учи­лищного имущества". Грустный юмор, но расплатой за промах ди­ректора вполне мог бы стать смех над этим приказом, смех очи­щающий и примиряющий, после чего можно было бы продумать вопрос об отношении учащихся к общественной собственности. Один из педагогов на уроке неверно сказал учащимся, что картуз — это головной убор короля, и вызвал смех у них, но, как и дирек­тор ПТУ, не смог выйти с честью из этой ситуации. Несоответствие стиля и содержания высказываний нередко возникает на утренних линейках в профтехучилищах, например директор, произнося речь об активности и единстве рабочего класса, делает замечания нару­шителям дисциплины, используя при этом повышенный тон.

Смешение стилей чаще всего возникает при объединении раз­ных понятий, принадлежащих разным эпохам. В сочинениях уча­щихся, например, можно встретить такие фразы: "Колчак предло­жил Игорю быть его соратником", "Наташа Ростова танцевала на балу со Штирлицем". Учащиеся часто дают прозвища друг другу или преподавателям по контрасту с их личностными качествами: Адмирал, Каратист и т. д.

Ложные противопоставления (псевдоконтраст) часто исполь­зуются учащимися. У учащихся до сих пор популярны фразы: есть лучше много, но часто; лучше переспать, чем недоспать. Одна из девушек сказала о юноше из группы: "Он был самым тихим среди нас, поэтому никто не заметил, как он попал в медвытрезвитель". Преподаватели, общаясь с учащимися, изредка пользуются этим приемом: "Ты любишь не только Галю, но и математику". Псевдоконтраст строится таким образом, что заключительная его часть по форме будто бы противоречит началу, а на самом деле усиливает и развивает мысль, заложенную в нем.

Совершение комического на полном серьезе. Часто это проис­ходит с учащимися, когда они выходят к доске с приколотой на спи­не запиской или испачканным лицом и совершенно серьезно отве­чают урок, что вызывает смех. Или такой пример. Мастер спросил учащихся: "Как вы готовитесь к экзамену?" Учащиеся ответили: "Зарядку делаем". "Зачем?" — удивился мастер. "Нервы укрепля­ем на случай провала", — сказали учащиеся. Вспоминается также случай, когда преподаватель на занятиях хора сказал юношам: "Вы не забыли слова? Запомните и не путайте". Это вызвало смех, по­тому что юноши пели только один припев: "0-ля-ля!".

Неожиданные сочетания против здравого смысла и логики отношении — прием часто встречающийся. Таким образом появ­ляется юмор в стенных газетах, сочинениях, письменных ответах учащихся. Например, в одной из стенгазет, посвященной субботни­ку, было написано: "За работу парни, среди которых были и девча­та, взялись с азартом", а в письменном ответе, который давала де­вушка на уроке истории, вместе с темой стояло ее имя: "Великие открытия Галины В.". Как правило, такой юмор, связанный с пло­хой редакцией текстов, а также с тем, что учащиеся не владеют литературным стилем, рождается неожиданно.

Игра слов — одни и те же слова обыгрываются в разных си­туациях с сохранением их старого смысла. Так, в спортивном лаге­ре ребята долго просили дать им радиоприемник: "Что мы — дика­ри, чтобы жить без приемника?" Начальник лагеря дал им радио­приемник и сказал: "Вот теперь пляшите, как дикари, под прием­ник".

Прямолинейность нередко порождает смешное. Такойприем используют ребята, когда дают клички, например. Колун — тому, кто все делает грубо и внешне похож на это орудие труда. Однажды мастер зачитывал ответы учащихся на анкету о мотивах поступле­ния в ПТУ. Он прочел одну из анкет: "Я ходил в дивятый класс, хотя должен был учиться в дисятом...". Мастер пошутил: "Нет, ты должен был ходить в четвертый".

Сатирическое преувеличение главной черты используется при разыгрывании сценок, создании дружеских шаржей, смешных куплетов. Например, в одном из сочинений было написано: "В царской России на женщин никто не обращал никакого внимания".

Неправильное употребление слов, понятий. В одном из заяв­лений учащегося было написано: "Прошу перевести меня подопыт­ным шофером вследствие того, что я кончал курсы шоферов в ДОСААФ". Соответствует этому приему и совершение неправильных действий, например, директор ПТУ сказал учащимся: "Зачем вы катаете без конца по сцене рояль? Приказываю прикрутить его в одном месте — целее будет".

Ложное усиление. У Марка Твена в рассказе "Простаки за границей" есть хороший пример такого юмора: "У меня, судя по всему, громадные запасы ума, — для того чтобы им пораскинуть, мне иногда требуется неделя".

Доведение мысли до абсурда порождает остроумие, хотя не­редко неожиданное. Из ответа одного учащегося по математике: "Параллельными линиями называются такие линии, которые при своем пересечении не пересекаются". Педагог, увидев свою учени­цу в туфлях на очень высоких каблуках, воскликнула: "Ну, Надеж­да, ты растешь прямо на глазах!".

Существует еще множество способов создания комического, которые мы не раскрыли: шутливые намеки, двойное истолкование и др. Вспоминаются смешные случаи, которые не так просто соот­нести с тем или иным приемом. Так, несколько лет назад в зале, где проводилась дискотека, висело объявление: "Ребятам запрещается находиться на танцах в длинноволосой прическе". В одно из проф­техучилищ пришло письмо из медвытрезвителя: "Ваш учащийся Николай С. в медвытрезвитель доставляется третий раз, а из руко­водства еще не дождались никого". Мастер производственного обу­чения выступил на педсовете: "Учащиеся неудовлетворительно уха­живают за станками и производственной мастерской, которые ле­нятся, пока на них не крикнешь". Интересные фразы можно найти в сочинениях: "Васнецов в картине "Богатыри" рисует труд бога­тырей, охраняющих границы Советского. Союза", "Тургенев— один из основателей русского языка", "Речь автора богата и калорийна". Возникает множество педагогических афоризмов: у нас в училище круглый год день открытых дверей — все двери сломаны и не ре­монтируются; заседание педсовета проходит так быстро, что не ус­певаешь заполнить дневники. А сколько нелепого можно найти в инструкциях для уроков производственного обучения! Вот выдерж­ка из одной инструкции: "Паяльник должен храниться при комнат­ной температуре в сухом помещении, воздух которого насыщен пара­ми кислот и других веществ, вредно действующих на материалы паяльника".

Комическое в профтехучилище встречается постоянно, и чем чаще его замечать, создавать, тем острее и тоньше будет его влия­ние на учащихся и на педагогов.

Нужно помнить, что смех — орудие острое и использовать его необходимо с большим тактом, поэтому речь должна идти о педа­гогических формах его употребления, т. е. о формах, не разрушаю­щих развитие личности, а способствующих ему.

Одной из наиболее распространенных форм обращения с ко­мическим в молодежной среде является искренняя улыбка, смех в его физическом проявлении. Это ответная реакция на восприятие комического. Любой смешной случай, ситуация, предмет или явле­ние должны логически завершаться такой реакцией, никем не по­давляемой и не запрещаемой. Правда, это возможно только при демократизированных воспитательных отношениях.

В ПТУ можно применять множество форм для развития и использования комического в воспитательных целях. Это прежде всего собирание смешных случаев, происходящих в профтехучи­лище, в специальные альбомы, архивы под девизами "Смех — наш спутник", "Смеяться право не грешно над тем, что кажется смеш­но". Известен случай во Франции, когда педагог не только собрал комизмы учащихся, но и издал их под названием "Вперед, бездель­ники!". Такие коллекции комических случаев могли бы поднять настроение, стать средствами перевоспитания и т. д.

Учащиеся любят такие формы организации воспитательных отношений, как вечера юмора, юморины, день смеха (1-е апреля), выпуск сатирических листков и юмористических газет, скетчи, дружеские шаржи в качестве подарков именинникам, посещение и просмотр комических фильмов, спектаклей и концертов, поста­новка комических сценок, спектаклей (театры юмористических ми­ниатюр) из собственной жизни, создание комнат смеха (музея юмора), встречи с юмористами, конкурсы и бои юмористов, КВН, конкурсы и выставки юмористических сочинений, стихов, песен (частушек), рисунков и т. д.

Широкое использование подобных форм в работе с учащимися особенно важно сейчас для смягчения нравов, снятия напря­женности.

Обращение со смехом, однако, должно быть осторожным. Главное— соблюдать чувство меры, не вмешиваться во внутрен­ний мир и личную жизнь учащихся и педагогов. Нельзя унижать, оскорблять, принижать достоинство любого человека. Если шутка обращена по конкретному адресу, нужно учитывать индивидуаль­ные особенности того, над нем шутят, предвидеть его реакцию. Смех может быть не только средством поощрения, но и средством нака­зания.

В заключение следует предупредить педагогов, что проекти­ровать использование комического в работе с учащимися необхо­димо, хотя это и очень сложно. Юмор рождается неожиданно, си­туации, в которых он возникает, трудно предусмотреть, а часто не­возможно и управлять ими. Но внимание к юмору, его культ, добро­желательные отношения в коллективе выполняют свои воспитатель­ные функции не менее глубоко и качественно, чем серьезные требо­вания, советы и наказания.

Учащиеся ПТУ — это особая категория юношества, по воз­растным особенностям и своему жизненному опыту они располо­жены к восприятию комического, готовы к использованию коми­ческого в целях самозащиты. Педагоги, работающие в ПТУ, знают, что учащиеся используют каждый удобный случай, чтобы посме­яться. Однако учащиеся не имеют достаточной культуры для обра­щения с комическим, они часто воспринимают лишь очень прими­тивные и грубые формы комического.

Над чем смеются учащиеся? Согласно опросу, чаще всего на­ходят смешное (из 1358 подростков): в поступках и действиях лю­дей (586); во внешности и одежде окружающих (265); в особеннос­тях речи (227); в физических особенностях людей (220); в поведе­нии животных (76); в неживой природе (4). (Салумяэ С. Восприятие юмора в подростковом возрастс/УСовстская педагогика и школа: Сб. науч. тр. /Гарт. гос. ун-т. Тарту, 1970. Т.70, вып. 3.). К сожалению, сами учащиеся в беседах подтверждают, что их смешат прежде всего неведение, невнимательность, а также другие негативные качества друзей и педагогов.

Чаще и охотнее смеются юноши, чем девушки. С 14 лет у юношей уже формируется чувство юмора. Они подшучивают над другими и не хотят сами быть в смешном положении.

Учащиеся положительно воспринимают юмор своих товари­щей и педагогов. Они предпочитают иметь веселых друзей. На ос­нове чувства юмора возникают взаимные симпатии юношей и де­вушек. Лидерами становятся, как правило, веселые учащиеся. Одна девушка вспомнила свою учебу в профтехучилище: "Среди нас был очень яркий человек. Он часто в самодеятельности исполнял сати­рические вещи. Он был очень популярен. У него была своя "свита" из 2—5 человек, которые с ним не разлучались. На уроках они си­дели вместе, от их поведения во многом зависел урок. От этого че­ловека постоянно ждали шуток. Он всегда ходил в ореоле славы и нашего поклонения". Такие факты в профтехучилищах встречают­ся довольно часто.

В ПТУ нередки случаи сознательного использования учащи­мися юмора в целях:

борьбы за сохранение своего достоинства;

унижения своего "врага" в лице товарища, педагога;

привлечения к себе внимания;

избавления от требований со стороны коллектива, педагога, от решения важных проблем;

парирования нападок, обвинений, претензий.

У некоторых учащихся наблюдается замедленная оценка ко­мических фактов, ситуаций. Это связано с состоянием нервной сис­темы и степенью развития чувства юмора.

Учащиеся могут проявлять несдержанность и вследствие своей невысокой культуры создавать комедийные ситуации около святынь, трагедий. На такие факты педагогам надо реагировать особенно оперативно.

Бывают случаи, когда педагоги дают повод для смеха своей не­брежной одеждой, походкой, речью. Одна преподавательница, по рас­сказам учащихся, надевала разные варежки, а иногда— даже разные чулки. Другая — заигрывала с учащимися, называяих "льстивыми царедворцами". Был случай, когда мастер бегал по зданию за разбе­гавшимися после занятий учащимися. Желательно, конечно, подоб­ных поводов для смеха не давать, но если подобная ситуация возник­ла, то нужно попытаться отнестись к ней с юмором.

Наличие высокоразвитого чувства юмора предполагает сле­дующие достоинства у каждого педагога и учащегося:

высокие эстетические идеалы;

активные эстетические чувства;

развитую диалектичность;

живой ум, остро и быстро схватывающий противоречия;

жизнерадостность, жизнелюбие;

ассоциативный ум, склонный к разнообразным сопоставлениям.

Учащиеся и педагоги должны быть способны воспринимать юмор. Люди, не обладающие чувством юмора, как правило, ущемлены, "зажа­ты", они не могут творчески подходить к педагогическому процессу и работать по сложным педагогическим технологиям.

Заключение

Закончив изучение, а возможно, простое чтение "Педагогики", не торопи­тесь признавать законченным само вхождение в педагогическую науку. Лю­бая наука (и педагогика не исключение) неизмеримо шире ее изложения как учебного предмета. Учебный предмет, однако, излагает педагогическое зна­ние как систему, раскрывая основные базисные понятия в их связи и зависи­мости, дает характеристику основных компонентов педагогической деятель­ности, где бы и кем бы она ни совершалась. Без знаний педагогических азов нельзя работать грамотно с педагогической литературой, нельзя осознанно воспринимать лекцию ученого, нельзя, наконец, самому проводить профес­сиональное педагогическое исследование, писать авторские работы в сфере образования.

Овладение изложенным нами знанием создает ориентировочную основу вхождения педагога в постоянно развивающееся и меняющееся педагогичес­кое знание, ускоряет его адаптацию к новым образовательным технологиям, новым парадигмам образования. Любые педагогические инновации будут восприниматься педагогом как объективная ступень общественного развития и личного самовыражения учителя и его учеников. Наконец, эти знания могут помочь в создании собственных педагогических концепций, формировании индивидуальных педагогических систем и тем удовлетворить исконные уст­ремления российского учительства, привнести как можно больше пользы свое­му отечеству и народу. Итак, прочитанный курс "Педагогика" — лишь ключ к науке и педагогическому знанию.

Закончив чтение "Педагогики", не мните себя готовыми также и к педаго­гической деятельности. Путь от теории к практике тернист и долог. Однако этот минимум базисных педагогических знаний поможет вам в профессио­нальном становлении. Эти знания помогут выделять, анализировать и оцени­вать педагогические явления и факты из сплошного и подчас противоречиво­го потока педагогической действительности. Использование этих знаний убе­режет вас от опрометчивости, субъективности и спешки в работе с детьми. Применение этого знания способно оказать реальную помощь в проектирова­нии практически любых педагогических систем, процессов, ситуаций в об­ласти воспитания, образования и обучения. Прикладное значение прочитаиного вами курса педагогики может проявиться и в том, что его постижение, надеюсь, будет стимулировать педагогическое творчество и способствовать самореализации и саморазвитию педагога как личности, от начала и до конца своей профессиональной деятельности ответственной за духовное и нравст­венное будущее России. Во всяком случае как автор я искренне и горячо жела­ла написать именно такую книгу.

 

 

Содержание:

Моим читателям…………………………………………………………………………………………………………………………..……1

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИКУ

1.1. Основные педагогические категории……………………………………………………………………………………………..……..2

1.2. Специфические понятия профессиональной педагогики………………………………………………………………………..……..6

1.3. Педагогика как наука о человеке…………………………………………………………………………………………………..…….8

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Общая характеристика педагогического процесса…………………………………………………………………………….….……10

2.2. Педагогические цели формирования воспитательных отношений…………………………………………………………….….…..12

2.3. Педагогические принципы формирования воспитательных отношений……………………………………………………….…….15

2.4. Содержание воспитания как составная часть педагогического процесса……………………………………………………….……19

2.5. Педагогические методы воспитания…………………………………………………………………………………………………….25

2.6. Педагогические средства в воспитании учащихся……………………………………………………………………………………...27

2.7. Формы организации педагогического процесса……………………………………………………………………………………...…30

2.8. Приспособление педагогического процесса к целям развития учащегося и педагога……………………………………………….33

Глава 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. Общее понятие о педагогическом проектировании…………………………………………………………………………………….35

3.2. Объекты педагогического проектирования……………………………………………………………………………………………..37

3.3. Этапы и формы педагогического проектирования……………………………………………………………………………………..39

3.4. Технология педагогического проектирования………………………………………………………………………………………….42

3.5. Психологические основы педагогического проектирования………………………………………………………………………….46

3.6. Психологические основы педагогического проектирования. Новое мышление……………………………………………………..49

3.7. Педагогическое проектирование — связующее звено педагогической теории и практики…………………………………………51

Глава 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ

4.1. Личностный потенциал рабочего и его проектирование……………………………………………………………………………….53

4.2. Проективная модель личности и деятельности инженера-педагога…………………………………………………………………..56

4.3. Профессионально-техническое образование как объект проектирования……………………………………………………………60

4.4. Проектирование системы теоретического обучения рабочих…………………………………………………………………………63

4.5. Проектирование системы практической подготовки рабочих…………………………………………………………………………65

4.6. Проектирование системы внеучебной деятельности учащихся профтехучилищ…………………………………………………….68

4.7. Проектирование педагогического процесса в училище………………………………………………………………………………..70

4.8. Проектирование урока……………………………………………………………………………………………………………………73

4.9. Проектирование педагогических ситуаций……………………………………………………………………………………………..76

4.10. Проектирование индивидуальных педагогических систем…………………………………………………………………………..80

Глава 5. АКТУАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

5.1. Смена образовательной парадигмы……………………………………………………………………………………………………...83

5.2. Демократизация воспитательных отношений…………………………………………………………………………………………..85

5.3. Единство коллективного и индивидуального воспитания учащихся………………………………………………………………....88

5.4. Теория развивающего обучения как основа новой педагогической технологии……………………………………………………..92

5.5. Проблемное обучение в училище………………………………………………………………………………………………………..94

5.6. Самовоспитание молодежи в системе воспитания……………………………………………………………………………………..95

5.7. Семейное воспитание учащихся ПТУ…………………………………………………………………………………………………..98

5.8. Воспитание сексуальной культуры молодежи……………………………………………………………………….……………..…101

5.9. Формирование дисциплины у учащихся ПТУ…………………………………………………………………………….…………..104

5.10. Взаимосвязь общего и профессионального образования в процессе подготовки рабочих………………………………….……107

5.11. Взаимосвязь профессионального образования и экономики………………………………………………………………………..110

5.12. Комическое в деятельности инженера-педагога……………………………………………………………………………………..113

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………118

Содержание…………………………………………………………………………………………………………………………………...119




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.