Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка урока




НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

 

С середины 70-х гг. XX в. в отечественной школе обнаружи­лась опасная тенденция к снижению интереса школьников к за­нятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педа­гоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбужде­ние и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Мнения педагогов на нестандарт­ные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогичес­кой мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нару­шением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Среди них уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, теат­рализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.

 

 

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тща­тельности подготовки и мастерства проведения. Плохо сплани­рованный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качествен­ным быть не может. Подготовка урока — это разработка ком­плекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагно­стики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выпол­нение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего за­нятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон­кретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоя­тельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учеб­ного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат вре­мени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и системати­зацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность заня­тия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находят­ся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего урока и выбор из них оптимально­го по принятому критерию. Современная технология прогно­зирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, при­нимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, есте­ственно, снижает этот идеальный показатель. Величина по­терь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключи­тельному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние кото­рых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм­ма управления — это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения зара­нее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены сле­дующие моменты:

—дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

—название темы урока и класса, в котором он проводится;

—цели и задачи образования, воспитания, развития школь­ников;

—структура урока с указанием последовательности его эта­пов и примерного распределения времени по этим этапам;

—содержание учебного материала;

—методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

—учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

—задание на дом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.