Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основными компонентами, в которых выражается структура теоретиче­ского познания являются проблема, гипотеза и теория




Структура научного познания, его методы и формы.

Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на про­изводство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы пред­видеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая до­вольно сложную структуру. Она выражает собой единство устойчивых взаимо­связей между элементами данной системы.

Структура научного познания мо­жет быть представлена в различных ее «срезах» и соответственно - в совокуп­ности специфических своих элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;

2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракци­ях;

3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);
4) «вырастающие» из них законы, принципы и теории (альтернативные в том числе);

5) философские установки;

6) методы, идеалы и нормы научного позна­ния;

7) социокультурные основания;

8) стиль мышления.

Научное познание - развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня -эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобла­данием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных действий». Живое созерцание здесь не устраняется, а становит­ся подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Проблема - форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза - форма знания, содержащая предположение, сформулирован­ное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуж­дается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не дос­товерный характер, и требует проверки, обоснования.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области дей­ствительности (подробнее о теории см. ниже).

Любая научная теория - это органическая развивающаяся система истин­ного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой предмет, но и свою своеобразную систему методов, обусловленных их теориями, а в конеч­ном итоге - спецификой предметов их исследования.

Метод (греч. metodos) в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в любой ее форме, а не только в позна­вательной. Понятие «методология» имеет два основных значения: 1) Сис­тема определенных принципов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); 2) учение об этой системе, теория метода.

Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокуп­ности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Основная функция метода - регулирование познавательной деятельности.

Методы научного познания:

Анализ- мысленнное или физическое расчленение элемента на отдельные элементы.

Синтез- мысленное объединение частей в целое.

Индукция- мысленное движение от единичных утверждений к общим принципам.

Дедукция- выведение следствия из посылок на основе логики и носящее достоверный характер. Историческое и логическое- каждый объект рассматривается с позиций истории его возникновения, развития и гибели, изучение логики развития объекта в его чистом виде.

Абстрагирование- мысленное выделение какой-то стороны объекта и её детальное рассмотрение.

Понятие- мысль о мире, форма его отражения на рациональной ступени познания.

Гипотеза- научное допущение.

Теория- всестороннее отражение объекта в его целостности и развитии (экспериментальные данные, теоретические принципы и аксиомы, и методы оперирования понятиями).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.