Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытие инженерного вуза




 

Во второй половине ХУШ века в Российской империи началось бур­ное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленно­сти необходимы были многочисленные специалисты. Приглашение в Рос­сию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной про­мышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложени­ем о создании училища по подготовке горных специалистов. В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение «О заве­дении горной школы» и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного за­ведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М. Ф. Соймонову. Доклад «Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии» с проектом училища и планом обучения Сенат представил им­ператрице Екатерине П. Открытие Петербургского горного училища со­стоялось 28 июня 1774 г.

Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать де­тей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немец­ким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища попали 23 чел., в том числе 19 студентов Московского университета. Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское ис­кусство, черчение и рисование. Учебный процесс в Горном училище соче­тал в себе теоретические и практические занятия. Для лучшей практиче­ской подготовки студентов в самом училище проводили примерную про­мывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, еже­годно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.

Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого, по инициа­тиве первого директора училища М.Ф. Соймонова, во дворе вуза был по­строен «примерный рудник», в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов.

Финансирование училища осуществлялось за счет государственной казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горно­промышленников. На нужды училища шли также деньги от продажи части Гороблагодатского железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России. Этих средств было вполне достаточно для развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделя­лось до 150 руб. в год).

Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза и пи­тались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Одежда и обувь учащимся покупались за казен­ный счет. Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводи­лись в присутствии президента Берг-Коллегии и ее членов. На сессии так­же приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, при­чем каждый из выпускников был на учете в Берг-Коллегии.

Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз. При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инже­нерного вуза.

 

Создание Медико-хирургической академии

Во второй половине XVIII в. в Российской империи получило значи­тельное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико-хирургическое учили­ще, преобразованное позже в Императорский медико-хирургический ин­ститут. Квалифицированных лекарей готовили медико-хирургические учи­лища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в ме­дик-хирургических училищах установился пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. По- еле успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания ле­карей.

В медико-хирургических училищах преподавали известные профес­сора и крупные клиницисты Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, А.М. Шумлянский и др. В этих специализированных медицинских учебных за­ведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физи­ческие и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библио­теки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской прак­тикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обя­занности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот.

В России ХУШ в. все учреждения здравоохранения, в том числе учебные заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в 1736 г. Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А. И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в Пе­тербурге высшего учебного заведения по подготовке врачей. Эта дата счи­тается днем основания Петербургской медико-хирургической академии, которая со временем стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицинской науки.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Какими основными чертами отличалась школа, созданная в на­чале 18 в.?

2. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения.

3. Какие трудности возникли в развитии школ в 18 в.?

4. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечест­венных просветителей 18 в.?

5. Проследите основные этапы становления высшей школы в России.

6. Раскройте вклад царствующих особ 18 в. в становление высшего образования в России.

7. Какой вклад внес Петр I в становление высшего образования в Российской империи?

8. Какие преобразования произошли в воспитании дворянских детей в 18 в.?

9. Назовите сильные и слабые стороны воспитания дворянских детей в 18 в.

10. Какими были характерные черты государственной просвети­тельной политики ХУШ в.?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.