Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертая группа правил 4 страница




И.И. Бецкой (1704–1795). Один из самых образованных людей России, получивший блестящее образование за границей. Вернувшись в Россию, он многое сделал и для развития российского образования, и для развития педагогики. Собственно, он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России. Отчасти эти новые идеи были реализованы в учебно-воспитательных учреждениях, открытых по его проектам. Не менее важным было его личное влияние на образованное общество, благодаря чему эти идеи входили в широкое употребление.

Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения.

Им был подготовлен доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который в 1764 г. получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус, создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России. Бецкой открывает сиротские учреждения, училища при Академии художеств и коммерческое училище, совершенствует работу ряда других учебных заведений.

Ф.И. Янкович (1744–1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава народных училищ в Российской империи», в соответствии с которым в России открывались малые и главные народные училища с двух- и пятилетним сроком обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные – более широкое: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика, география, грамматика и т.д. В 1782 г. Янковичем было открыто Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для народных училищ.

В конце XVIII в. в России было открыто 315 народных училищ, в которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Н.И. Новиков (1744–1818), который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на пожертвованные деньги им были открыты училища для народа.

В своих изданиях Новиков не только знакомил русских людей с педагогическими идеями зарубежной науки, но и сам написал несколько работ по педагогике, в том числе и свой знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей», в котором рассматривал вопросы нравственного, умственного и физического воспитания детей.

А.И. Радищев (1749–1802). А.И. Радищев выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких ее недостатков, как оторванность ребенка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Вместе с тем он предложил ряд идей по совершенствованию и гуманизации образования и воспитания.

XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания. Это время жизни и деятельности великих православных педагогов: митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Митрофана Воронежского, епископа Тихона Задонского, митрополита Платона (Левшина) и др.
Митрополит Димитрий Ростовский (1651–1709). Автор многих богословских сочинений, среди них фундаментальный труд «Четьи Минеи». Создал первую собственно русскую школу Нового времени, в которой органично соединил народное начало и европейскую культуру.

Митрополит Митрофан Воронежский (1623–1703). Один из сподвижников Петра I. Многое сделал для утверждения православия и просвещения в Воронежской епархии.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783) известен как человек, написавший гениальные сочинения, в которых поставлены и разрешены фундаментальные богословско-педагогические проблемы; человек, его развитие, роль веры в развитии человека, правильная организация воспитания и образования человека. Будучи правящим архиереем Воронежской епархии, многое сделал для развития образования в крае: занимался просвещением населения, открывал в Воронежском крае школы, возобновил работу Воронежской духовной семинарии.

Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812). Автор многих замечательных трудов по богословию. Способствовал упрочению святоотеческих начал в жизни Русской православной церкви и особенно включению святоотеческой литературы в учебно–воспитательный процесс Московской духовной академии.

XVIII век стал временем кардинальных перемен в содержании российского образования, технологиях обучения.

В этот период стало складываться принципиально новое содержание образования. Его важнейшими составляющими стали: наука и новая национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания принадлежит Петру Великому, его сподвижникам и М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных в школе,
М.В. Ломоносовым и его учениками были написаны учебники, некоторые из них использовались в образовании десятилетия. Многое сделал для создания и утверждения нового содержания образования Ф.И. Янкович. Им и под его руководством были подготовлены учебники, пособия, таблицы для учащихся народных школ и учебные пособия для учителей.

В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы.

Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определенной мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях.

С XVIII в. в России начинает формироваться научное теоретическое педагогическое направление педагогического сознания. Появляются деятели, которых по праву можно поставить в один ряд с деятелями Просвещения Западной Европы, как по уровню творческого гения (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др.), так и по уровню знаний и культуры (И.И. Бецкой,
Е. Дашкова, Екатерина Великая и др.). И вместе с тем сформировалось теоретическое православное педагогическое сознание, наиболее глубокое выражение получившее в трудах великого святого и гениального богослова Тихона Задонского.

 

54.

Российское образование и педагогическая мысль первой половины XIX века
  В первой половине XIX века формируется система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. С 1830 года происходит оформление новой социальной группы - разночинцев, которые становятся носителями идей переустройства общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились две основные тенденции развития: 1. проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма. 2. демократические устремления общества. В 1802 году организовано Министерство народного просвещения. Реорганизация национальной системы образования началась с принятия в 1803 году Предварительных правил народного просвещения и в 1804 году Устава учебных заведений, подведомых университетам. В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования: · Университеты (высшая ступень) · Гимназии (средняя ступень) · Уездные училища (промежуточная ступень) · Приходские школы (начальная ступень). Между ступенями должна была быть преемственность. Обучение в приходских школах шло один год, а в уездных училищах два года. Преподавали грамматику русского языка. Курс гимназического образования составлял четыре года. Изучали латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию и др. Не было богословия и русского языка. В 1808 году в гимназиях вводят Закон Божий. Возникают частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский. Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ в уездные растянулось почти на два десятилетия. Документами подтверждалось передовое направление светского образования, преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания: · "приучение" учащихся к трудолюбию; · возбуждение в учащихся охоты к учению; · воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др. Заметную роль в становлении частных начальных учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (А.Белл). В 1818 - 1822 гг. в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте. Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах, где обычно, воспитание осуществляли иностранцы. Роль частного пансионного воспитания была ослаблена учреждением Лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их становлении сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский лицей). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Значительным влиянием при определении школьной политики пользовался князь Александр Николаевич Голицин. В 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шиликове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шиликов преследовал цель ограничить научное образование. При царствовании Николая I были попытки выработать школьную политику, направленную на укрепление общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и средних школах (1828 г.). В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования: · Приходские школы для низших сословий · Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей · Гимназии для чиновничества и детей дворян. Тип образования должен был соответствовать социальному положению и будущему ученика. Школьная жизнь происходила под строгим надзором начальника и полиции. За проступки полагались меры взыскания: розги, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест. Дети крепостных и дворовых людей в университет не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных школах. Левин не сумел выполнить стратегические задачи охранительной школьной политики. В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа: · православие · самодержавие соответствовали идеи государственности российской политики, а принцип: · народности соответствовал идеи национального возрождения. Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено в своем праве на руководство школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автономию университетов, а также постановление о лишении университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова, направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян. В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов: · С двумя древними языками · С обучением естествознанию, законоведению · С обучением законоведению. Возрастает роль частных учебных заведений под контролем Министерства просвещения. Преподаватели этих учебных заведений получали права, статус, субсидии на заработную плату и пенсии одинаковые с преподавателями государственных школ. Университеты превратились в важные центры педагогической науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров сохранил схему подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы. В первой половине 1800 гг. умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов воспитание и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества. Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты. В середине 1800 гг. развернулась острая полемика между Западниками и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания. В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали: · религиозность · любовь к ближнему · нравственность Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания были: И.В.Киреевский (1806-1865гг.), А.С.Хомяков (1804-1860гг.), С.П.Шевырев (1806-1864гг.) Крупнейшими представителями революционно-демократической педагогики в 30-40 годах явились В.Г.Белинский и А.И.Герцен.

 

 

Белинский. Родился 30 мая 1811 года в семье флотского врача. В семье Белинского регулярно устраивались литературно-музыкальные вечера. В уездном Чембарском училище юный Белинский выделялся своей начитанностью и жаждой знаний. Окончив училище в 1825 году, он поступает на работу в Пензенскую гимназию. В старших классах он преподает русский язык и словесность. В 1829 году поступил в Московский университет, где возглавил оппозицию николаевскому режиму. Возглавил кружок "Литературное общество 11-го нумера", где формировалась демократическая база убеждений молодежи университета. А в 1832 году Белинский был исключен из университета "по слабости здоровья". В 1834 году Белинский приглашен работать в журнал "Телескоп", но в 1836 году журнал был закрыт. В 1838 году Белинский становится учителем русского языка и словесности в Межевом институте. Но вскоре он покинул институт, и некоторое время был домашним учителем, сосредоточив все свои усилия на литературном творчестве.

В статье "Литературные мечтания" (1834г.) уделяется много внимания проблемам народного просвещения, подчеркивается, что в стране царит поголовная неграмотность крестьян и это не способствует развитию литературы, а значит, нет условий для социального прогресса. "Надобно, чтобы у нас просвещение было созданное нашими трудами взращенное на родной почве". Белинский был противником сословного образования и воспитания. Отрицая принцип сословного воспитания и образования, он отстаивал необходимость всестороннего, гармоничного развития молодежи.

В основу его педагогики положен принцип гуманизма. "Главная цель всякого человека вне зависимости от занимаемой ступени в общественной иерархии - быть всегда ЧЕЛОВЕКОМ".

Главной целью и средством воспитания являются:

· человечность

· любовь к человеку

· преумножение добра

"Под человечностью мы разумеем живое соединение в одном лице общих элементов духа, которые необходимы каждому человеку - тех элементов, которые должны составлять внутреннею жизнь, без которых он не человек". Главное в воспитании - выработка стойких убеждений и воли для борьбы с социальной несправедливостью. Основной путь воспитания - общественная деятельность. Белинский видел спасение России в развитии "цивилизации", просвещения, гуманности. Белинский заложил основу демократической системы воспитания, всестороннего умственного, нравственного, эстетического развития молодого поколения. Строгая последовательность, логичность изложения всего учебного материала положена им в основу системы обучения: "Всему должно быть свое время и строгий порядок должен быть душою всего". Образование должно быть всесторонним, комплексным, органически сочетать в себе естественные и гуманитарные науки, классику и современность. Без гуманитарных наук и само естествоведение будет мертвым сбором фактов, а не живым знанием.

Важное место в педагогической концепции Белинского занимает проблема народности, соотношения национального и общественного в воспитании и жизни человека и всего народа. Всегда важно знать истоки своего народа, его прошлое, уяснить себе его место и роль его среди европейских наций. "Настоящий человек не может быть равнодушным к судьбе своей родины, ибо, кто не принадлежит к своему отечеству, тот не может принадлежать и человечеству".

Важнейшим источником просвещения русского общества он считал отечественную литературу "В литературе вся наша умственная жизнь". Народность - отражение в творчестве мастеров культуры интересов и надежд народа, национального характера, обычаев, истории, мировоззрения нации. Воспитание можно назвать народным, если оно связано с повседневной жизнью народа. Весь процесс воспитания должен быть направлен на выработку гражданской позиции. Общество - это нравы, отношения, образ мыслей, способ действия. Только служение народу делает личность свободной в её жизнедеятельности, а для этого нужно быть гражданином, сыном своего отечества. Каково общество таково и воспитание, ибо природа создает человека, но развивает и образует человека общество.

Белинский призывал воспитывать любовь к родине, отвращение к социальной несправедливости и угнетению человека человеком. Он выдвигал идею общечеловеческого воспитания. Это воспитание реализуется через "родные национальные явления". Обосновывая идею человечности, Белинский говорил, что первоначальное воспитание должно видеть в ребенке не чиновника, не поэта, но человека. Белинский выступал против упрощенно-материалистического взгляда на социальный фактор в воспитании: "Душа младенца - дерево в зерне".

Герцен.А.И.Герцен родился в Москве 7 апреля 1812 года в семье дворянина. Отец не был обвенчан с матерью и их ребенок был незаконнорожденным. Огромную роль в воспитании подростка Герцена сыграл студент Медико-хирургической академии И.Е.Протопопов, который привил ему любовь к естественным наукам, книге и чтению, научил размышлять над прочитанным. Значительное влияние на Герцена оказали семейные рассказы и воспоминания о пожаре в Москве 1812 г.

В 1833 году А.И.Герцен окончил университет с серебряной медалью. А летом 1834 года был арестован и отправлен в ссылку в город Вятку. Тут он много и продуктивно работает. В 1839 году у него родился сын Александр. К "сыну... Александру" были обращены многие письма-раздумья Герцена, поднимающие важнейшие проблемы воспитания личности. Педагогические мысли Герцена рассеяны по письмам к жене и детям.

Педагогические взгляды А.И.Герцена и его друга Н.П.Огарева складывались под влиянием отечественной вольнолюбивой мысли, европейского просвещения и немецкой классической философии. Они придавали первостепенное значение развитию науки, техники, были сторонниками идеи концентрации в руках ученых, инженеров всех рычагов управления обществом и намеривались развернуть воспитание молодежи именно в этом русле.

Герцен и Огарев с демократических позиций критиковали официальную школьную политику: школьный устав 1828 г., уклон в направлении греко-латинского образования, риторики, богословия. Они выступали против рабской дисциплины и видели в школе основное средство гражданского воспитания, настаивали на воспитании любознательности и привычки к труду.

В 1842 году вернувшись из ссылки, Герцен публикует ряд работ: "Письма об изучении природы", "Кто виноват?" и др. В 1847 году Герцен с женой и детьми выехал в Европу. На родину он уже не вернулся. В эмиграции издается альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол". В ноябре 1851 года в пароходной катастрофе гибнет его мать и сын Николай. В 1852 году скончалась его жена. А.И.Герцен принял решение дать детям домашнее воспитание. И он занимается разработкой программы воспитания. Он советовал читать Гете, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, заниматься естественными науками и историей - изучать конкретные труды. Очень важен отбор книг по истории отечества, русской словесности, настаивал на чтении Пушкина и Крылова. Особое внимание придавал подбору преподавателей, стараясь привлечь к воспитанию крупных педагогов и ученых из своих друзей.

Герцен требовал больше уделять внимания изучению русской культуры, истории, где сокрыта гуманность, благородство, патриотичность. Устраивались литературно-музыкальные вечера, читали произведения любимых поэтов, читались лекции, ставились спектакли, проводились диспуты. А. И.Герцен делал все, чтобы дети не забыли о родине, жили её интересами, знали её заботы. "Только понимание самобытности родины превращает индивида в личность с её неповторимостью". Герцен учил детей стойкости, принципиальности, несгибаемости в борьбе за правое дело. Учил словами, знал силу примера жизненного опыта. "Теория внушает убеждения, пример определяет образ действия".

Первостепенное значение в воспитании отдавалось умению работать с книгой, без чего невозможно развитие и самообразование. "Талант талантом, а вкус образуется в чтении". Особое внимание уделялось отечественной истории и словесности. Воспитатель должен поддерживать дисциплину. "Дисциплина необходима для развития, а не для подавления личности". Без порядка невозможна инициатива в обучении и самостоятельность учащихся.

А.И.Герцен выдвигал планы национального перевоспитания народа в отдельных сословиях в духе общинности, который присущ русскому народу.

Из письма Герцена - Сыну (1858 г.): "Не мешает ознакомиться с древностью. Исторические сочинения надобно читать постоянно.... Гете и Шекспир равняются целому университету.... Помни, что жизнь не начинается, а завершается покоем... Я верю в Россию и люблю её, я не хочу, чтобы дети мои были иностранцами".

А.И.Герцену была близка идея преобразования действительности через революцию. Он был социалистом-утопистом и стоял за объединение классического и реального воспитания умственного воспитания, активности - проблемное обучение.

Цель воспитания - борьба с общественным злом, воспитание гуманной, свободной личности стремящейся к преобразованию, воспитание любознательности, любви к труду. Его идеи развиты: Н.П. Огаревым, Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.

Н.Г.Чернышевский родился 12 июля 1828 года в Саратове. От отца (педагога) идет любовь Чернышевского к книге. Летом 1846 года Чернышевский уезжает в Петербург и поступает в университет на историко-филологический факультет.

Свои думы о России он выразил в формуле: "Неодолимое ожидание близкой революции и жажда её". После окончания университета он два года работает учителем словесности в Саратовской гимназии, где положил в основу преподавания чтение и разбор произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. "Художественная литература - учебник, который обогащает интеллектуальный мир человека, помогает ему понять жизнь людей, самого себя, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, формирует гражданское чувства".

В ноябре 1853 года Чернышевский знакомиться с Некрасовым и начинает сотрудничать в журнале "Современник". В 1856 году началась творческая дружба Чернышевского и Добролюбова.

Основной идеей всех работ Чернышевского является пламенный патриотизм, с позиции которого оценивается прошлое страны. Рассматривая литературу как важнейшее средство политического воспитания народа, просвещение масс следовало начинать с простых проблем, и постепенно ведя их к пониманию важнейших вопросов политического устройства, подчеркивал Чернышевский. Он публикует ряд работ по острейшим вопросам экономической науки. "В России свобода и социализм нерасторжимо слились, истинное народовластие возможно лишь в условиях социализма".

Важной частью программы политического воспитания масс явились выступления Чернышевского, касающихся организации школьного дела. Причины пагубного состояния школьного дела в России усматривались им в самом социально-экономическом и общественно-политическом строе, отсталости педагогической теории. Он указал на диалектическую связь между политической властью, материальным благосостоянием и образованием. "Кто находится в нищете, тот не может развить свои умственные силы, тот не может спастись от угнетения". По мнению Чернышевского, без политической свободы невозможна жизнь, развитие общества, наук, просвещения.

В статье "Суеверие и правила логики" он указывает на тесную связь экономического уровня развития с политическим устройством и уровнем образованности общества. "Только просвещенный народ может успешно работать" ("Июльская монархия"). Большое значение придавалось формам трудовой деятельности. "Только в обществе, где хозяевами являются люди труда, будут созданы условия для развития просвещения, для гармонического развития всех членов общества.

Цель воспитания - формирование личности живущей общественными интересами, борющейся за народное благо". "Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественном деле, без влияния чувств, побуждаемых участием в них". Чернышевский отмечал, что "пока в стране еще мало хороших школ и педагогов". Казенная школа пронизана духом сословности. Он поставил во главу угла принцип сочетания в обучении естественных и гуманитарных наук, одновременно указывая на необходимость связи их с жизнью. В цикле гуманитарных наук ведущее место, по его мнению, занимает родной язык и отечественная история.

Чернышевский развил идею народности воспитания "Народность ведет не только к познанию, но и к правдивому отражению жизни народа, но и к активной борьбе за народные интересы. Жизненные позиции формируются через художественную литературу. Поведение человека определяет разум, продуманный расчет направленный на удовлетворение своих и общественных потребностей". В нравственном воспитании большое значение отдавалось ТРУДУ. Показателем зрелости человека является практическая деятельность, активность включения молодежи в борьбу за народное счастье, благосостояние.

В 1862 году Чернышевский призвал педагогическую общественность включиться в революционную борьбу. Особое значение имеет прокламации Чернышевского "Барским крестьянам" и "Великоросс" - политические листовки. В 1862 году в статье "Научились ли?" защищал студенческие демонстрации. Чернышевский был арестован 7 мая 1862 года, приговорен к лишению политических прав, каторжным работам и поселению в Сибири.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.