Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль истории образования в формировании профессиональной культуры преподавателя




История образования и педагогической мысли гуманистична по своей сущности, она нацелена на человека. В этом отношении историческое сознание преподавателя проявляется в способности постичь наработанные на всех этапах существования мировой цивилизации общепедагогических, общечеловеческих ценностей, освоение которых стимулирует духовно-нравственное совершенствование личности. Поэтому историческое сознание связано с восприимчивостью преподавателя к интересам и потребностям подрастающего поколения, к гуманным средствам воспитания и обучения. В связи с этим понимание педагогической теории и воспитательно-образовательной практики в исторической динамике – существенный компонент профессионального и нравственного совершенствования преподавателя.

Проникновение в лучшие традиции мирового и отечественного опыта развивает педагогическое мышление, позволяет найти собственный, индивидуальный стиль в работе с учащимися. В этом случае творчество педагога не будет подменяться набором рецептурных рекомендаций, «патентованных» средств.

Историко-педагогические знания ориентируют педагогов в разнообразных вариантах общепедагогических подходов. Историческое сознание открывает ретроспективу педагогических средств и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.

Историко-педагогическое образование позволяет преподавателю ориентироваться в сложной панораме современных подходов к педагогическому процессу, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического творчества и маневра. Историческое сознание как профессиональное качество преподавателя является историческим аспектом его мышления, и активное проявление этого качества относится к одной из закономерностей педагогической деятельности.

3.Сущность исторического подхода в изучении педагогических явлений.

Переосмысление современных педагогических реалий требует их ретроспективного изучения, анализа и обобщения. История образования и педагогической мысли давно включена в содержание педагогического образования, а история педагогики к XIX столетию постепенно стала оформляться как самостоятельная отрасль педагогического знания.

История педагогики – область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания.

Уровень развития современной науки делает возможным достаточно глубоко и широко исследовать историко-педагогические явления. Пространственно-временное и предметное многообразие педагогической реальности даёт объективные основания для различной классификации историко-педагогического знания.

С 70-х гг. ХХ в. применяется цивилизационный подход к историко-педагогическому процессу и соответствующей ему периодизации –педагогика древних цивилизаций, педагогика античного мира, педагогика постиндустриального общества и др.

Предметная классификация истории педагогики может выстраиваться как по отдельным областям науки (общая педагогика, дидактика, школоведение и др.), так и по видам, уровням, отраслям образования (история общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т.д.). Внутрипредметная классификация позволяет широко представить историю различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений. Указанные классификации отражают многоструктурность историко-педагогического познания и его результата – историко-педагогического знания.

Классификация историко-педагогических исследований пока ещё недостаточно разработана. Одна из возможных и перспективных её схем – выделение исследований по характеру решаемых задач (методологические, конкретно-исторические, историографические, источниковедческие и т.д.) и по типу изучаемого объекта (страноведческие, проблемные, персонологические и пр.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.