Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Д.Локка




Дидактическая система Я.А.Коменского.

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы - был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: 1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня т т. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в и Бэкон в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

Джон Локк (1632-1704) – выдающийся английский философ, просветитель и педагог. В его трудах, основными их которых являются педагогический трактат «Мысли о воспитании», философское сочинение «Об управлении разумом», выражены педагогические устремления его времени, представлена идея светского, обращенного к жизни образования.

Дж. Локк является одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство) – такое направление в теории познания, согласно которому чувственность (ощущение, восприятие) является основой и главной формой познания. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Дж. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. Согласно теории ученого у человека нет врожденных представлений и идей. Он рождается, будучи «чистой доской» (tabula rasa), готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт-рефлексию. От рождения до приобретения личного опыта ум ребенка согласно теории Дж. Локка подобен чистому листу. Во внутренней структуре человеческого опыта Дж. Локк выделял два источника знаний, идей: первый – материальные объекты ощущений и обусловленные ими идеи чувственно обоснованных качеств и представлений. Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретической основой для выдвижения Дж. Локком положения о том, что результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки; в связи с этим от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека.

Составными частями воспитания, считал Дж. Локк, является физическое, нравственное и умственное воспитание. Он утверждает идею единства, целостности всех сторон жизни человека. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязанны. Так, педагог был убежден, что физический труд – различные виды ремесленных, сельскохозяйственных работ – стимулирует познавательные силы учащихся, снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

Педагогическая система Дж. Локка носит классовый характер. Он был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школы, образования. Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – «незаполненный чистый лист», неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств. Все это по Дж. Локку, приводит к тому, что люди добиваются разных успехов и разного состояния. Это обусловило концептуальные положения его системы воспитания и образования.

Дж. Локк рассматривал вопрос о стимулах и мотивации учебной деятельности, предлагал использовать так называемые «мягкие» методы обучения, ориентированные, в противовес догматизму и зубрежке, на развитие интересов и положительных эмоций детей, их активности, а также применять игровые приемы, наглядность и т.д. Английский педагог расширил представление о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Рациональными из них он считал практику, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения, повторные нравственные действия, убеждение. В ряду средств и методов нравственного воспитания он особо выделяет упражнения, поучения, пример родителей и воспитателей, награды (похвала, одобрение), наказание, самовоспитание; воспитания умственного – пробуждение интереса к учению (характерно, что это является одним из актуальных проблем современного образования), игры, беседы, упражнение, практическую деятельность. Таким образом, философские, социально-политические и педагогические идеи Дж. Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Идеи английского педагога были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII в., нашли продолжение в педагогической деятельности И.Г. Песталоцци и других просветителей XVIII в., которые называли его в числе «премудрых человечества учителей» (М.В. Ломоносов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.