Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Саратов, Россия. Саратовская областная детская клиническая больница,




Саратовская областная детская клиническая больница,

Бурмистрова Е.Д., Гурыдина Е.А.

Системы здравоохранения

О применении принципов инклюзивного образования детей в работе логопедов

Инклюзивное образование, понимаемое в широком смысле слова, включающее в себя и дошкольное образование, дающее возможность для детей-инвалидов общаться со здоровыми сверстниками и получать квалифицированную помощь, представляет собой перспективный путь, который способен качественно изменить не только парадигму нашего образования как системы, но и парадигму мышления всего общества, что представляется более важным, если мы имеем целью развитие его гуманистических основ.

К сожалению, число детей-инвалидов (в том числе в Саратовской области), не имеющих в силу социальных или физических причин возможности общаться с кем-либо вне собственной семьи, остаётся высоким. Госпитализация в стационар государственного учреждения здравоохранения «Саратовская областная детская клиническая больница» (ГУЗ «СОДКБ») для прохождения лечебных курсов несколько раз в год остаётся часто единственным способом выйти за рамки семейного круга. В отсутствии иных форм педагогической помощи логопедические и дефектологические занятия в отделении реабилитации ГУЗ «СОДКБ» играют важную роль в реализации права данной категории детей на полноценное развитие.

Исходя из этого в практике педагогической работы логопедов ГУЗ «СОДКБ» постоянно присутствуют основные принципы инклюзивного образования, на которых хотелось бы остановиться более подробно, так как мы считаем, что наше здравоохранение, имеющее «островки» педагогических кадров (поликлиники, больницы, медицинские центры), должно быть активно включено в решение данных социально значимых проблем.

Дети с особыми потребностями, получающие педагогическую помощь в логопедическом кабинете ГУЗ «СОДКБ», имеют широкий возрастной (от 1 года до 17 лет) и нозологический (детский церебральный паралич, задержка психического и психомоторного развития, судорожный синдром, гипертензионный синдром, генетические заболевания, пороки развития сердца, эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм и другие) спектр. Соответственно они имеют различный уровень нервно-психического и речевого развития.

В целях лучшей социальной адаптации и стимулирования речевого развития мы считаем возможным и необходимым проведение части занятий в малых смешанных группах и подгруппах (2-5 человек), подобранных с учётом возраста детей. В такие группы включаются как дети, имеющие только речевые нарушения (дислалия, дизартрия, задержка речевого развития, алалия), так и дети, имеющие нарушения в познавательной и двигательной сферах, и, как правило, инвалидность. Хочется отметить, что родители могут присутствовать на занятиях, и для нас важно, что именно родители детей с особыми потребностями имеют возможность оказывать помощь и поддержку (в том случае, если она требуется) своему ребёнку. Тем самым поддерживается гармоничная атмосфера на занятиях. В нашей практике ещё не было случая, чтобы родители более здоровых малышей возражали против участия в группе детей – инвалидов.

Хочется отметить, что в отдельных случаях ребёнок–инвалид не уступает другим детям в эффективности выполнения заданий.

Например, ребенок Р. И-в, 5 лет, неврологический диагноз – детский церебральный паралич, речевой диагноз – общее недоразвитие речи третьего уровня, дизартрия, при выполнении задания на классификацию картинок по определённому признаку достигал результата быстрее и правильнее, чем его сверстник, А. Ш-н, 5 лет, неврологический диагноз – синдром гиперактивности с нарушением внимания, логопедический диагноз – общее недоразвитие речи третьего–четвёртого уровня.

Представляется важным отметить и то обстоятельство, что в логопедическом кабинете ГУЗ «СОДКБ» отсутствует практика отказов от занятий с ребёнком по причине его недостаточного возраста или «необучаемости». Исключение делается только по медицинским показаниям.

Например, А. А-м, 3 года, неврологический диагноз – спастический тетрапарез, микроцефалия, логопедический диагноз – несформированность языковых и речевых средств тяжёлой степени. Ребёнок не в состоянии самостоятельно сидеть, брать и удерживать в руке какие-либо предметы. В то же время он очень дружелюбен и с интересом наблюдает за действиями других. В домашней обстановке ребенок практически лишён общения с детьми. Поэтому мы считаем полезным для его развития присутствие (на коленях у мамы) во время занятий в группе, когда он может наблюдать за действиями детей, слушать их речь и с маминой помощью совершать несложные манипуляции с предметами.

В этой связи встаёт актуальный вопрос о средствах обучения, наличии такого широкого их спектра, что обеспечивало бы доступ к ним и самым маленьким ученикам, и детям с наиболее тяжёлыми формами заболеваний.

Один из основополагающих принципов включения – вовлечение родителей в образовательный процесс и социальную адаптацию ребёнка. В логопедическом кабинете ГУЗ «СОДКБ» был проведён опрос родителей детей, госпитализированных в неврологическое отделение с целью изучить их отношение к инклюзивному образованию. Всего было опрошено 27 человек.

Предлагалось ответить на следующие вопросы.

1. Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок имел возможность общаться со сверстниками? Ответы: да, нет.

2. Если да, то в какой форме: кружки детского творчества; развивающие занятия; обучение в массовом детском саду; обучение в массовой школе; отдых в оздоровительном лагере; другое.

3. Видите ли Вы такую возможность у себя в городе (селе)? Ответы: да, нет.

4. Обсуждали ли Вы эти вопросы с кем-либо (врачом, педагогом, психологом, социальным работником, в семье)? Ответы: да, нет.

На первый вопрос утвердительно ответили все опрашиваемые независимо от степени тяжести заболевания детей. 6 человек хотели бы посещать кружки детского творчества; 22 человека - развивающие занятия, что говорит об уровне понимания родителями проблем развития ребёнка. Массовый детский сад хотели бы посещать 8 человек; массовую школу – 11 человек, т.е. почти половина опрошенных. Детский оздоровительный лагерь выбрали 5 человек, другое – 2 человека; 9 детей имеют возможность получать необходимое общение и помощь по месту жительства. Отрицательно на этот вопрос ответили 18 человек, т.е. более половины респондентов. Показательно, что в число ответивших отрицательно попали не только жители сёл и городов области, но и жители г. Саратова; 23 человека заявили, что обсуждали данную проблему с кем-либо, только 4 родителя дали отрицательный ответ.

Таким образом, можно констатировать, что проведённое нами анкетирование отражает высокую степень заинтересованности семей детей-инвалидов в интеграции, что ставит перед обществом задачи, требующие новых подходов к их решению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.