Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Понятие о форме организации воспитательного процесса




Формы организации воспитательного процесса

Лекция 5

Всякая форма есть выражение

какого-то внутреннего содержания

/Р. Роллан/

Цель – выделить различные формы организации воспитательного процесса, определить их системы и требования к их реализации.

План лекции

1. Понятие о формах организации процесса воспитания.

2. Многообразие форм воспитательной работы.

3. Возможный алгоритм подготовки и проведения воспитательной работы.

4. Причины, не позволяющие воспитателю получить запланированный результат.

Основные понятия: форма воспитательной работы, воспитательное мероприятие, дело.

Задания:

1. Сформулируйте краткую систему профессиональных запретов, начав ее с фразы: «Желая быть хорошим воспитателем, я никогда не буду…».

2. Подобрать и описать примеры творческих форм организации воспитания на основе анализа одного из номеров журнала «Классный руководитель».

Занятие рассматриваем клеточкой учебного процесса. А в воспитании есть ли подобное занятие?

Воспитание, как и обучение, может стать процессом определенным, конкретным, целостным и управляемым, если выстроить четкую систему форм организации воспитательного процесса, тогда каждая форма и станет той «клеточкой» такого процесса.

В современной педагогической практике существует несколько понятий: «форма воспитательной работы», «воспитательное мероприятие», «дело» и др.

С педагогической точки зрения формы воспитания (воспитательной работы) – это способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в которых открыто провозглашается отношение к предметам, явлениям, событиям, природе, людям и их сообществам.

Форма воспитания определяет варианты организации конкретной воспитывающей деятельности детей, их взаимодействия со взрослыми, построение конкретного дела, его содержание, атрибутику, методику и технику подготовки, проведения и педагогического анализа.

Одна из функций воспитательной деятельности – упорядочение взаимодействия педагога и воспитанников путем придания ему определенной формы.

Понятие «форма» многогранно по смыслу и употребляется в следующих значениях:

– форма организации определенного вида деятельности: познавательной, игровой, коммуникативной;

– форма взаимодействия педагогов и воспитанников (индивидуальная, групповая, коллективная, сетевая);

комплексная форма воспитательной работы, объединяющая различные виды активности ее участников в рамках педагогического процесса (неделя талантов, турнир знатоков);

– форма управления воспитательным процессом (педсовет, совет дело, общее собрание);

– форма контроля (творческий отчет, рапорт…).

Формы воспитательной работы многообразны. Они могут быть классифицированы по различным основаниям:

Ø простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

Ø кратковременные («пять минут с одним стихотворением») и длительные («месячник по благоустройству микрорайона школы»);

Ø групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные и даже межшкольные микрорайонные, межрегиональные, республиканские и всероссийские (всероссийская научная конференция школьников «Юность. Наука. Культура»);

Ø традиционные и творческие;

Ø спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные, планированные и особым образом подготовленные;

Ø регулярные (внесенные в сетку расписания классные часы) и эпизодические (как календарные, так и ситуативные, проводимые воспитателем, исходя из задач воспитания);

Ø многообразие форм, подчиненных единым целям и логике воспитательного процесса, может быть объединено в систему, названную воспитанием «крупными дозами» (В.А. Караковский);

Ø система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества и т.п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.