Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданского воспитания школьников. Основные компоненты системы




Основные компоненты системы

Система гражданского воспитания школьников

Лекция 12

Не прием, не метод, а система является

ключевым понятием в педагогике будущего

/Л.И. Новикова/

Цель – познакомить студентов с основными компонентами системы гражданского воспитания школьников.

План лекции

1. Основные компоненты системы гражданского воспитания школьников.

2. Педагогические условия реализации системы гражданского воспитания школьников.

Основные понятия: система, педагогические условия.

Реализация концепции представлена системой гражданского воспитания школьников, которая представляет собой интеграцию компонентов: целевого, мотивационно-ценностного, содержательного, практически-дятельностного, оценочно-результативного,характеризуется целенаправленностью, сложностью, непрерывностью, динамичностью.

Целевой компонент системы гражданского воспитания определяет общие цели на основе более полного учета их интересов и с учетом тенденций общественного развития и требований. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданских качеств у школьников, которые предполагают освоение определенной системы знаний и умений, необходимых ему для успешной социализации.

Задачигражданского воспитания: а) формирование гражданского сознания, самосознания растущего человека, социально-правовых и моральных норм; критического мышления, гражданской ответственности, активности, толерантности; б) развитие потребности в осознанной целенаправленной гражданской деятельности; в) воспитание уважения гражданских прав и свобод в обществе, патриотических чувств как необходимого условия духовного развития и показателя цивилизованности человека, уважения к традициям и ценностям российского общества, ценностного отношения к социальному институту семьи, бережного отношения к окружающей природе.

Содержательный компонент системы включает в себя основные направления гражданского воспитания школьников, формирует систему взглядов, определяющих целенаправленную гражданскую деятельность; формирует критическое мышление, гражданский опыт для осознанного выбора жизненных ориентиров, гражданских ценностей. В рамках разработанной нами концепции гражданского воспитания школьников основными направлениями реализации содержательного компонента системы являются учебная (урочная и внеурочная) и внеучебная (внеклассная и внешкольная) деятельность. Процесс гражданского воспитания школьников в учебной и внеучебной деятельности имеет общие и специфические черты.

Важная роль в развитии нравственного потенциала школьника, предполагающая формирование знаний о человеке, природе, обществе, государстве и гражданских ценностях, отводится социально-гуманитарным дисциплинам, особенностями которых являются интегративность, полифоничность, многоаспектность. В основу разнообразных форм внеучебной работы с детьми положены различные виды воспитывающей деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, гражданская, трудовая и т.д.

Мотивационно-ценностный компонент системы выделяет ценностно-смысловые аспекты в содержании социально-гуманитарных дисциплин. Мотив – интегральный, целостный способ организации активности человека, который объединяет когнитивные, потребностные и регулятивно-исполнительские функции (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин и др.). Мотивация, как стержень личности, должна являться не суммой отдельных мотивов, а направляющей и организующей целостной системой. Данный компонент системы позволяет влиять на мотивационно-ценностную сферу школьника, способствует развитию социального успеха, достигнутого на предыдущем учебном уровне, воспитанию с учетом особенностей социализации личности в нестабильном обществе. Этими особенностями являются неопределенность ценностного поля, криминализация, социальная дифференциация и другие.

Осуществляя в этих условиях гражданское воспитание школьников, целесообразно использовать опыт проектной деятельности в образовании. Основная цель социального проектирования – приобретение гражданского опыта. Социальное проектирование позволяет организовать должным образом деятельность по развитию культуры выстраивания отношений в группе, коллективе, с сотрудниками различных учреждений, культуры кооперации, способов коллективной деятельности для решения общих интересов, проектирования как основы эффективной созидательной деятельности, а также максимально использовать школьное самоуправление и включить подростков в разработку и реализацию социально значимых проектов.

Практически-деятельностный компонент системы формирует позитивные ценности через деятельность, создает условия для личностного самоопределения в поле этих ценностей и самореализации школьника как гражданина правового государства. Основным средством реализации данного компонента в правовом пространстве школы являются разнообразные виды деятельности, направленные на гражданское самоопределение. Способами гражданского участия, например, являются школьное самоуправление, Всероссийская акция «Я – Гражданин России», а средством – реализация программы гражданского воспитания школьников.

Целенаправленная гражданская деятельность обогащает личность оправданными гражданскими действиями, формирует гражданское самосознание и гражданское «Я», усиливает гражданскую компетенцию, которая проявляется в умениях сформулировать проблемы современного общества и предложить пути их решения. Гражданская деятельность – результат наличия сложного структурного образования – совокупности гражданских качеств. Практически-деятельностный компонент системы направлен на приобретение опыта делового взаимодействия в реальных ситуациях ответственных отношений, на проявление гражданских качеств.

Третий компонент системы – оценочно-результативный, который предполагает отслеживание эффективности процесса гражданского воспитания школьников, характеризующееся изменениями в уровне гражданской воспитанности школьников. Гражданская воспитанность результат гражданского воспитания, предполагающий формирование ценностных отношений личности к человеку, природе, обществу, самому себе, обеспечивающий старшекласснику свободу в выборе способов практической гражданской деятельности в условиях формирования гражданской позиции.

Существуют программы изучения уровня гражданской воспитанности школьников, которые помогают определить тактику и стратегию работы с учащимся с разными уровнями гражданской воспитанности, обеспечить индивидуальный подход. Итак, данный компонент позволяет определить особо важные причины недостатков и успехов, что позволит затем более эффективно проектировать новые этапы совершенствования гражданского воспитания школьников. Все компоненты являются равнозначными, поэтому предполагается их одновременная реализация в воспитательном процессе, что обусловливается целостностью личности. Тесная взаимосвязь между компонентами проявляется в том, что их содержание отражает одну из сторон гражданского воспитания школьников. Система гражданского воспитания школьников выполняет аналитическую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, практико-ориентационную, адаптационную, воспитательно-познавательную, организаторскую и контрольно-оценочную функции.

Концепция выражает сущность и содержание гражданского воспитания посредством присвоения гражданских ценностей в целенаправленной гражданской деятельности. Все ее разделы (общие положения, понятийный аппарат, основания, ядро), система гражданского воспитания школьников и педагогические условия ее реализации представлены во взаимосвязи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.