Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст как социокультурный феномен. Проблема возрастной периодизации




Отличаясь многообразием взаимосвязей в окружающем мире и многоуровневой организацией, человек, как сложная система, подлежит изучению многих наук. Проблема онтогенетического развития человека и индивидуальной изменчивости требует привлечения биологии, физиологии, медицины. Личность и субъект деятельности не могут быть изучены только средствами общественных наук, ибо формирование личности и становление субъекта деятельности происходят на известном уровне развития индивида. Следовательно, и здесь важны исследования биологов, физиологов и медиков. Одним из параметров индивидуального и личностного развития человека является возраст. Далеко не все науки в системе междисциплинарных связей, необходимых в изучении человека, проявляют интерес к проблеме возраста. Прежде всего, к ней имеют ношение биохимия, физиология, демография, педагогика, медицина. Что касается общественных наук, то в большинстве из них возраст не является важной социальной проблемой, за исключением социологии. Актуальным становится изучение возраста человека как социокультурного феномена. Стремительное развитие научно-технического прогресса обостряет существовавшую и ранее проблему возраста человека. Научно - технический и социальный прогресс цивилизованного общества, сопровождающийся появлением все новых отраслей промышленности, развитием техники и технологии производства, механизации и автоматизации производственных процессов, является средой жизнедеятельности человека, главной производительной силы современного общественного развития. В этих условиях человеку приходится адаптироваться в природном, социальном и экономическом мире. Он должен быть не только исполнителем требуемых в профессиональной деятельности действий и операций, но и готовым принимать решения в постоянно изменяющихся ситуациях. Адаптация не есть простое приспособление человека к условиям среды, а изменение его самого под их влиянием, отказ от привычных способов деятельности и приобретение новых. В экстремальных ситуациях, которые довольно часто возникают в жизни, приходится преодолевать как внешние, так и внутри трудности, вызванные ими стрессовые состояния.

Педагогика и психология развития личности тем и отличаются от других психолого-педагогических дисциплин, что они имеют дело с особыми единицами анализа — это возраст, или период развития

Понятие возраста. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, а в некоторых случаях «эпохи», равные одному, трем, пяти годам. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Хронологический возраст — лишь координата отсчета, та внешняя сетка, на фоне которой происходят процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст (Л. С. Выготский) — качественно своеобразный период психического развития, характеризуется, прежде всего, появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Возраст — временная характеристика онтогенетического развития человека. Б. Г. Ананьев рассматривает «фактор возраста» как единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в условиях воспитания и жизнедеятельности человека. Индивидуальное развитие человека происходит во времени. Время как метрическая (годы жизни) и топологическая характеристики возраста определяет особенности тех или иных качеств в общем процессе развития человека. Возраст отдельного человека — не просто и не только количество прожитых им лет, а количество лет жизни в совокупности с тем, что принято называть духовным богатством личности, тем внутренним содержанием, которым один человек отличается от другого. Это та неповторимость, оригинальность индивидуума, которая позволяет сказать, что нет в мире одинаковых людей. Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Изучение понятие возраста ставит вопрос о периодизации психического развития личности.

Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.

На сегодняшний день, в науке существуют различные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, так как их авторы в основу заложили разные критерии.

Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций.

I. Для первой группы характерно построение периодизации на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу.

Представитель преформизма К. Бюлер считал, что стадии развития ребенка — это инстинкт, дрессура, интеллект. Ребенок отличается от животных лишь тем, что начинает что-то осознавать в последошкольном возрасте.

В периодизации Рене Заззосистемы воспитания и обучения совпадают с этапами детства:

0—3 года раннее детство;

3—5 лет дошкольный возраст;

6—12 лет начальное школьное образование;

12—16 лет обучение в средней школе;

17 и старше высшее или университетское образование.

Значительная группа периодизаций психического развития строилась на основе вычленения какого-либо одного признака детского развития как условного разделения его на отдельные периоды. Так, например, П. П. Блонскийпредлагал по смене зубов (физиологический признак) у детей выделять беззубое детство, молочнозубое и период постоянных зубов.

II. Для второй группы характерно то, что периодизации построены на основе одного, произвольно выбранного автором, внутреннего критерия.

3. Фрейд рассматривал развитие ребенка лишь через призму его полового созревания, выделил в связи с этим стадии — оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.

Периодизация Л. Колберга основана на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания (до 7 лет)

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми (13 лет)

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4.Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет)

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

В периодизации Э. Эриксона выделяются 8 стадий человеческой жизни. Эти стадии представляют собой серию критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному периоду. Каждая стадия дает возможность формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать, каждому возрасту свойственны эмоциональные кризисы:

1) доверие — недоверие (1 год);

2) достижение равновесия: самостоятельность и нерешительность (2—4 года);

3) предприимчивость и чувство вины (4—6 лет);

4) умелость и неполноценность (6—11 лет);

5) идентификация личности и путаница ролей (12—15 лет девочки и 13—16 лет мальчики);

6) близость и одиночество (начало зрелости и семейной жизни).

7) общечеловечность или самопоглощенность (зрелый возраст);

8) целостность и безнадежность.

При несомненной ценности выделения в данной периодизации новообразований, выступающих важнейшими характеристиками отдельных периодов детства, Э. Эриксон рассматривает их отдельно друг от друга, не определяя движущих сил психосоциального развития.

Ж. Пиаже предложил возрастную периодизацию на основе изменений в умственном развитии детей:

1) от рождения до 18 месяцев (1,5 года) — сенсомоторная стадия;

2) от 1,5 лет до 7 лет — дооперациональная стадия;

3) от 7 до 12 лет — стадия конкретных операций;

4) от 12 лет до 17 лет —стадия формальных операций.

III. Группа периодизаций выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков.

К таким периодизациям можно отнести периодизацию В. И. Слободчикова.

1 ступень — оживление (0—12 месяцев);

2 ступень — одушевление (11—12 месяцев — 5—6 лет);

3 ступень — персонализация (5,5 — 18 лет);

4 ступень — индивидуализация (17—42 года).

К этой же группе относится возрастная периодизация Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.

Известны попытки построения схемы периодизации развития по психологическим критериям. А. Дистервег (1956), например, устанавливал три возрастные стадии:

1) господства ощущения;

2) господства памяти;

3) господства разума.

Все эти и другие попытки классификации не получили подтверждения в конкретных результатах изучения психического развития детей. Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации.

Наиболее полной и детализированной, охватывающей весь жизненный цикл, является возрастная периодизация Д. Бромлея. Человеческую жизнь он рассматривает как совокупность пяти циклов, каждый из которых состоит из ряда стадий:

 

1 цикл. Внутриутробный период Зигота Эмбрион Зародыш Рождение
2 цикл. Детство (0-11-13 лет) Младенчество — от рождения до 18 месяцев Дошкольное детство — 19 месяцев — 5 лет Раннее школьное детство — 5—11—13 лет
3 цикл. Юность (11—13 лет—21 год) Половое созревание — старшее школьное детство (ранняя юность) — 11—13—15 лет Поздняя юность — 15—21 год
4 цикл. Взрослость (21-65 лет) Ранняя взрослость — 21—25 лет Средняя взрослость — 25—40 лет Поздняя взрослость — 40—55 лет Предпенсионный возраст — 55—65 лет
5 цикл. Старение (65-70 лет) Отставка — 65—70 лет — старый возраст Дряхлость — 70 и более лет

 

Вопреки широко распространенному мнению, господствующему долгое время в психологической науке, что к началу зрелости происходит завершение становления человека по росту, созреванию, интеллектуальному развитию, в периодизации Д. Векслера на основе микровозрастного подхода выделены периоды неравномерного развития взрослого человека. В одни возрастные периоды некоторые психофизиологические функции могут иметь совпадения в уровне развития, в другие наблюдается опережение в развитии одних по сравнению с другими. Были обнаружены макропериоды развития (18—25, 25—35, 36—46 лет) и микропериоды (18—21, 22—25, 26—29, 30—33, 34—35, 36—40, 41— 46; лет).

Таким образом, можно сделать вывод, что возрастная психология как отрасль психологических знаний изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его психических функций и личности на разных этапах онтогенеза. Путь индивидуального и возрастного развития человека можно проследить в смене возрастных этапов жизни. К ним относятся детство, отрочество, юность, зрелость (взрослость), старость.

 

Проблема развития личности, подходы к ее решению в различных научных концепциях.

Биогенетический подход

Теории рекапитуляции. Это теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества. В центре внимания биогенетического подхода находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе. Большое влияние на возникновение первых концепций детского развитияоказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э.Геккель и И.Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадий, которые проходит данный вид в своем филогенезе. С. Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития. Основания этой концепции связаны с наблюдениями за детьми: роется ребенок в песочке — это пещерная стадия, выделяют также стадии охоты, обмена и т. д. Существовали и другие обоснования этого закона: например, процессы развития рисунка в истории человечества и в детстве очень схожи, процесс овладения речью ребенком связывали с ее историческим развитием (указательный жест, обрывки слов, простые предложения).

Наиболее ярко эта мысль была развита Гетчинсоном. Он выделил 5 периодов человеческой культуры, в соответствии с которыми сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости. Первый из них – это период дикости. У ребенка в этот период наблюдаются стремления к копанию в земле, все, что ни попадется, он тащит в рот. Съедобность становится мерилом всего. Следующий период – период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими, действия тайком, жестокость. Преобладают игры в пленных, засады, прятки. Третий период – период пастушества. Выражен нежность к животным, стремление иметь собственное животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Четвертый период – земледельческий. Преобладающие увлечения – садоводческие. Последний период Гетчинсоном назван промышленно-торговым. На первый план выступают денежные интересы. Любимые занятия – обмен, продажа, торговля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.