КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реформаторские идеи деятелей того времени
Развитие Киевской и Московской академий 1. Серьезные изменения в политической, экономической, культурной жизни России, начавшиеся еще в середине XVII века и связанные с ее постепенным выходом из средневековой изоляции по отношению к Европе, продолжились и усилились в петровскую эпоху. Экономические и политические преобразования в России сразу же потребовали большого количества специально обученных людей - профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения. Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превратил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь потеряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Таким образом, начался новый, "государственный", период в отечественном просвещении, когда все, что происходило в области образования, стало подчиняться государству и служить его интересам. Этот процесс "огосударствления" способствовал новому пониманию образования, проникновению в отечественное педагогическое самосознание новых начал. 2. История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий - Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве: • Киево-Могилянская коллегия, основанная еще в 1632 году, получила в 1701 году название академии и стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс ее ка-толизации; • Московская Славяно-греко-латшская академия была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Преподавание греческого языка было прекращено, резко ослаблено внимание к церковнославянскому и русскому. Их место занял латинский язык, в школьный обиход были введены схоластические учебники и учебные пособия европейского типа на латинском языке.
3. И. Т. Посошков изложил свои реформаторские философско-педагоги-ческие идеи в сочинении "Книга о скудости и богатстве" (1724), в частности, мысль о том, что основным путем к просвещению народа и к общему подъему русской православной культуры являются: • распространение грамотности среди населения; • создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в тех проектах, которые были представлены И.Т. Посошковым Петру I. Однако его предложения не были приняты во внимание при осуществлении реформ просвещения. 3. И.Т. Посошков, как и многие мыслители того времени, пытался соединить традицию старинного благочестия и воспитания с таким новым для Руси явлением, как государственная школа. Это отчетливо видно в его сочинении "Завещание отеческое к сыну своему" (1705), которое даже названо в духе древнерусской традиции, идущей от Владимира Мономаха. Ф. Салтыков исходил из того, что дело организации сети просветительских учреждений должно быть обязанностью царя и все должны руководствоваться его указами. В каждой губернии он предлагал открыть одну или две "академии". Содержание обучения мыслилось им достаточно широко: • языки - латинский, греческий, немецкий, английский, французский; • грамматика русского языка, риторика, поэтика; • философия, богословие, общая история; •арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация, артиллерия, механика, статистика, оптика, музыка, скульптура, рисование. Обучение родному языку Ф. Салтыков советовал проводить не по церковным книгам, а используя светскую литературу. Ф. Салтыков считал необходимым развивать и женское образование. Кроме того, он предлагал учреждать ремесленные и торговые училища.
Феофан Прокопович по поручению Петра I и при личном его участии в 1721 году составил "Духовный регламент". Утверждая главенство государства над церковью, Ф. Прокопович признавал необходимость образования для духовенства и нравственных наставлений для народа. В его трактовке государственная, светская идея преобладала над религиозной. Ф. Прокопович хотел придать новой школе научный характер и считал необходимым: • одновременное изучение различных предметов, • наглядность при обучении, • наличие библиотеки, ибо "без библиотеки как без души академия". По его предложению учебный план академии включал: • грамматику с историей и географией; • арифметику и геометрию; • логику и диалектику; • риторику с учением о стихосложении; • физику с краткой метафизикой; • краткую политику; • богословие (время на его изучение сокращалось с 4 до 2 лет). Иностранные языки (латынь - обязательно; греческий и еврейский - если будут учителя) предполагалось преподавать в урочное время между другими предметами. Главную обеспокоенность вызывали у Ф. Прокоповича количество и качество преподавателей. Всего на учение отводилось 8 лет. По окончании курса выпускники могли поступать как на духовную, так и на гражданскую службу. Кроме академии и духовной семинарии, в "Регламенте" говорилось и об элементарной школе, которую каждый епископ должен иметь при своем доме для детей священников, чтобы готовить из них также священнослужителей. Однако в целом идеи и замыслы Ф. Прокоповича не находили поддержки у большей части духовенства, препятствовавшей петровским реформам. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 233 - 240.
Вопрос 41. Школьное дело при Петре I
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |