Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая панорама развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке




Школы нового типа в странах Европы

Создание школ нового типа

Сущность функциональной педагогики

I. Понятие о педагогической личности

1. По-своему интерпретировали идеи реформаторства германские педагоги:

• теоретики педагогики личности (Э. Вебер, Г. Гаудиг, Ф. Гансберг, Г. Шар-рельман и др.),

• сторонники воспитания посредством искусства (Э.Зальвюрк, А.Лихтварк и др.).

Педагогический процесс рассматривался как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, которое носит творческий характер и ис­ключает подавление личности воспитанника и жесткую регламентацию. Цель воспитания - формирование на основе высокой умственной актив­ности человека, который способен преодолеть свою внутреннюю неустойчивость с помощью вечных ценностей, прежде всего религии и гражданственности.

Э. Зальвюрк и А. Лихтварк видели задачу педагогов в реализации твор­ческих сил детей, в частности, в области искусства.

2. Идеологи функциональной педагогики во Франции и Швейцарии (Э. Кла-паред, А. Ферьер, С. Френе и др.) настаивали на необходимости внима­ния воспитателя к ребенку, на использовании детской игры как эффек­тивного способа воспитания. Они выступали за отказ от ориентации на "среднего ребенка" и предлагали опираться в воспитании на интересы каждого школьника.

Руководствуясь таким подходом, швейцарец Адольф Ферьер разработал периодизацию развития ребенка и детских интересов - от бессистемных до целенаправленных.

Использованные источники:

Джуранский А.Н. История педагогики. С. 318.

 

Вопрос 82. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики

1. Практическое создание школ нового типа, отвечающих требованиям жиз­ни, началось с открытия П. Робэном во Франции так называемой ин­тегральной трудовой школы, а позже, с 80-х годов, - открытия "образцо­вых" школ для детей состоятельных родителей. Это послужило началом движения "новых школ".

Широкой известностью пользовалась школа в Абботсхольме в Англии в граф­стве Дербшир, основанная в 1889 году доктором Сесилем Редди(1858 - 1932). Девизом школы служил лозунг - "Свобода - это повиновение закону". С. Редди был убежден, что для принципиального изменения школьного дела необходима своего рода педагогическая лаборатория, где будут формироваться "благородные англичане".

В результате нескольких лет опыта школьной работы С. Редди пришел к выводу, что в "новой школе" могут быть выделены три основных типа: i/ школа для будущего рабочего с крепкими мускулами;

• школа для людей, деятельность которых потребует глубокого понима­ния проблем современного мира;

• школа для будущих лидеров и руководителей в области политики, пра­ва, педагогической деятельности.

2. Из Англии практика открытия "новых школ" стала распространяться и на другие страны Европы.

В Германии благодаря Герману Литцу (1868 - 1919) были открыты си­ротский приют и две средние школы-интерната, в которых должна была воспитываться "духовная элита", способная противостоять разрушаю­щей человеческий дух действительности. В этих интернатах, "сельских воспитательных домах", главное внимание уделялось нравственно-граж­данскому воспитанию.

Густав Винекен (1875 - 1964) открыл в 1906 году в поселке Виккерс-дорф (Тюрингия) так называемую "Свободную школьную общину", где обучались и воспитывались как мальчики, так и девочки. В своей системе, видимо под влиянием социальной педагогики, Г. Винекен боль­шое внимание уделял выработке у учащихся привычки к совместному труду, а само воспитание в общине сводил к формированию, по его определению, "молодежной культуры", своеобразной и свободной от ав­торитаризма взрослых.

Эдмон Демолен (1852 - 1907) открыл в 1899 году во Франции школу де Рош, где воспитывались мальчики из привилегированных слоев населе­ния. Программа школы исходила из новых подходов к организации учеб­ной работы и формированию трудовых навыков.

Бельгийский педагог, врач и психолог Овид Декроли (1871 - 1932), так­же представитель движения "новых школ", открыл в Брюсселе в 1907 году учебное заведение, которое существует и поныне. В основу работы этой школы он положил принцип удовлетворения интересов и потреб­ностей детей. Основой обучения и воспитания у О. Декроли стали учеб­ные комплексы, названные им "центрами интересов", сущность кото­рых состояла в организации работы детей вокруг таких тем, которые более отвечают детским интересам и потребностям.

В 1899 году молодой ученый из Швейцарии Адольф Ферьер (1879 - 1960) явился инициатором создания Международного бюро "новых школ". Одна из основных задач Бюро состояла в том, чтобы четко определить харак­теристики "новой школы". К ним относилось прежде всего место распо­ложения школы - это загородная местность, интернатная система, само­управление, совмещение умственной работы с физической деятельностью в мастерских или на ферме и т. д.

3. В Англии после принятия законов 1870 года (акт Ферстера) и 1902 года (акт Бальфура) о начальном и среднем образовании избираемые насе­лением школьные комитеты получили возможность расширения сети школ, субсидируемых государством, так называемых "паблик скулз". На­чальная школа объявлялась бесплатной и обязательной для всех детей от 5 до 12 лет. Система полного школьного образования в Англии и Шотландии включала подготовку детей 3-5 лет к школе в детском саду, начальную школу с шести- или восьмилетним курсом обучения и сред­нюю школу.

Довольно широкое распространение получил новый тип школы - "при­знанные школы" (для подростков 12-17 лет) с шестилетним сроком обучения, открытие которых было продиктовано экономическими и со­циальными требованиями.

В конце XIX - начале XX вв. в Великобритании возникла и получила в дальнейшем распространение во многих странах мира внешкольная ска­утская (от англ. - разведчик) организация детей 8-18 лет. Основатель организации Роберт Баден-Пауэлл (1857 - 1941) объединил подростков в бойскаутские (для мальчиков) и герлскаутские (для девочек) отряды, которые имели свой устав, символику, обязательства. В Германии в 1872 году министр народного просвещения А. Фальк отме­нил прежние "регулятивы" и издал новый закон "Общие постановления о народной школе и подготовке учителей".

Система образования стала представлять собой либо начальную четы­рехлетнюю школу и четырехлетнюю школу повышенного типа, даю­щую возможность поступления в среднюю школу, либо начальную школу (4 года обучения) и обучение в промежуточной школе с продолжитель­ностью обучения в 2 - 3 года. Затем следовали низшие профессиональ­ные и средние учебные заведения.

В системе среднего образования было выделено три типа школ: классическая гимназия, реальная гимназия, высшее реальное училище.

В большинстве штатов США государственная система образования со­стояла из восьмилетней начальной и четырехлетней средней школы. Начальная школа, которая была обязательной и бесплатной, подразде­лялась на элементарную и грамматическую.

К концу XX века можно констатировать значительное увеличение числа учебных заведений.

Характерной особенностью системы школьного образования в Америке являлась преемственность элементарной и средней школы. Во Франции в самом конце XIX века министром народного просвеще­ния был Ж. Ферри (1832 - 1893), по инициативе которого был издан ряд законов, касавшихся начальной школы: она становилась всеобщей, обя­зательной, бесплатной и светской.

По законам 80-х гг. система школьного образования во Франции вклю­чала: материнскую школу (с 3 до 6 лет); начальную школу (с 6 до 11 лет); начальную школу повышенного типа (с 12 до 14 лет); профессиональную или общеобразовательную среднюю школу (с 15 до 18 лет).

Особую заботу во Франции к концу XIX века уделяли средней школе.

Использованные источники:

История педагогики и образования. С. 390 - 396.

 

Вопрос 83. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.)

1. Программа бесплатного обязательного начального обучения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.