Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическое воспитание детей от 3 до 6 лет




Года

Года

Рост - 93—94 см. Вес – 13,9 – 14,3 кг. Окружности: головы - 48,9—50,0 см, груди – 51,4-52,3 см.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

1. Ходьба и упражнения в равновесии:

- ходить по кругу; (43)

- ходить по дорожке, очерченной мелом на полу;

- ходить по наклонной доске (ширина 15-20 см, высота от пола 25-30 см);

- перешагивать через препятствия (высота 25-30 см)

2.Лазание, ползание:

- подлезать под верёвку (высота 30-40 см)

- ходить на четвереньках по доске или полу между линиями (длина 3-4 м)

- влезать на лестницу стремянку или гимнастическую стенку и спускаться с неё любым удобным способом;

- игры с ползанием («Доползи до погремушки», «В воротики»).

3. Бросание:

- бросать мяч двумя руками от груди и из-за головы вдаль;

- бросать правой и левой рукой малый мяч в вертикально расположенную цель, находящуюся на уровне глаз ребёнка (на расстоянии 60-100 см);

- игры с бросанием и ловлей мяча («Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч»).

 

Примерный комплекс упражнений для одного занятия

 

1. Ходьба по кружкам – 4-6 раз (рис. 70)

2. Поднимание туловища – 3-4 раза (рис. 71)

3. Приседания – 2-4 раза (рис. 72)

4. Хлопки – 6-8 раз

5. Сесть и лечь – 1-3 раза

6. Лазание – 3-4 раза (рис. 73)

7. Бросание мяча – 3-4 раза

8. Перешагивание через верёвку – 2-4 раза (рис. 74)

9. Игра «Достань предмет» - 2-3 раза в каждую сторону.

10. Игра «Догони мяч» - 4-6 раз (рис. 75)

11. Спокойная ходьба – 1-1,5 мин

Продолжительность выполнения комплекса упражнений – 18-20 мин.

 

 

Рост – 95-96 см. Вес – 14,7-15,1 кг. Окружности: головы – 49,3-50,4 см, груди – 52,3-53,2 см. (44)

 

КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Ходьба, бег и упражнения на равновесие:

ходить по кругу; делать шаги вбок, назад; ускорять ходьбу переходить к бегу и наоборот;

— влезать на табурет и спускаться с него — высота 25 см;

—ходить по извилистому шнуру, между линиями, по гимна­стической скамейке, доске (ширина 12 см);

—медленно кружиться на месте;

—бегать непрерывно в течение 30—40 сек.;

—пробегать медленно до 80 м;

— игры с ходьбой и бегом («По тропинке», «Перешагни че­рез палку», «Догони меня», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Самолет», «Птички летают»).

2. Лазание, ползание:

— подлезать под веревку (высота 25—30 см);

— ходить на четвереньках по доске на высоте 20 см;

— влезать на лестницу (высота 1,5 м) и спускаться с нее при­ставным и чередующимся шагом;

— игры с ползанием («Не наступи на линию», «Обезьянка»).

3. Бросание:

— катать мячи (со взрослым);

- бросать мяч взрослому, ловить брошенный мяч (расстояние 50-100 см);

— бросать малый мяч в цель, находящуюся на полу, а также на уровне глаз ребенка на расстоянии 100—120 см;

- бросать мячи вперед двумя руками снизу;

— игры с бросанием и ловлей мяча («Попади в ворота», «Целься вернее»).

4. Прыжки;

— подпрыгивать на двух ногах на месте и с небольшим про­движением;

спрыгивать с предметов высотой 10—1 5 см; прыгать с места на двух ногах как можно дальше, игры с подпрыгиванием («Мой веселый звонкий мяч «Через ручеек», «Зайка беленький сидит»).

5. Общеразвиваюшие упражнения:

— стойка — ноги на ширине плеч, ступни параллельны;

— руки вверх, вперед, скрещивание перед грудью, в стороны, сгибание и разгибание;

- стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься; (46)

— лежа на животе, приподнимать ноги и руки;

— наклоны вперед и в стороны;

— приседания, держась за спинку стула;

— поочередное сгибание и разгибание ног, сидя на полу;

— поочередное сгибание, поднимание и опускание ног, лежа
на спине.

Примерный комплекс упражнений одного занятия

1. Ходьба на носках — 1 —1,5 мин.

2. Поднимание рук — 3—4 раза (рис. 76).

3. Поднимание ног — 3—4 раза (рис. 77).

4. Бросание и ловля мяча — 4—6 раз.

5. «Велосипед» — 3,—4 раза каждой ногой (рис. 78).

6. «Киска» — 3—4 раза (рис. 79).

7. «Колобок» — 2—3 раза в каждую сторону.

8. Ходьба с палкой за спиной — 30—50 сек. (рис. 80).

9. Подбрасывание мяча— 3—4 раза (рис. 81).

10. Ходьба на пятках по спиральной дорожке— 1—2разавту
и другую сторону.

11. Бег на носках — 30 сек.

12. Ходьба на всей ступне — 1—1,5 мин.
Продолжительность выполнения комплекса упражнений —

25—30 мин.

 

Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место в режиме дня семьи должна занять физическая культура. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений — вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.

Фундамент здоровья, физического и психического, заклады­вается именно в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от вас, родители, от того, как вы будете воспитывать детей, какие полезные привычки они приобре­тут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к регуляр­ным занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Если вы с первых лет приучили ребенка к правиль­ному режиму, закалили его, то ваша задача облегчается. Вам надо лишь последовательно продолжать начатое. Но если вы уделяли физической культуре недостаточно внимания, что-то упустили, не огорчайтесь. К счастью, многое еще можно исправить. Надо только проявить настойчивость.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться, И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К этому, к сожа­лению, привыкли как к своеобразной норме. Маленький — значит слабый,— считают родители,— его надо охранять, защищать, обе­регать, но защищают и оберегают малыша часто совсем не от того, от чего следует. Родители внимательно следят, чтобы ребенок не бегал слишком много и слишком быстро (вдруг вспотеет!), не прыгал (как бы не ушибся!), не лазал (а если упадет?!), но, к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровее. Они часто забывают, (50) что ключ к успеху в укреплении здоровья детей — в разумном физическом воспитании.

Ведущей системой в организме ребенка, считает известный специалист по физиологии детей профессор И. А. Аршавский, является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются корре­лятивно, то есть в прямой зависимости от нее. В лаборатории возрастной физиологии и патологии, которую он возглавлял, было сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, которое гласит: процессы жизнедеятельности прежде всего зависят от двигательной активности. Другими словами, чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Малоподвижные ленивцы долго не живут, и, наоборот, все долгожители — деятельные, энергичные, подвижные люди.

Нагружая мышечную систему, вы не только воспитываете ребёнка сильным и ловким, но и развиваете его сердце, легкие, все внутренние органы. Бег, например, заставляет быстрее биться сердце. Естественно, с гораздо большим напряжением в это время работают легкие, почки, печень, так как усиливаются обменные процессы. Таким образом, включение скелетно-мышечной системы в напряженную работу ведет к совершенствованию всех органов и систем, к созданию тех резервов мощности и прочности организ­ма, которые и определяют меру здоровья.

В одной из своих статей Б. П. Никитин рассказал о детском саде г. Зеленограда, в котором был установлен спортивный комплекс. Дети с удовольствием осваивали лесенки, перекладины, качели, канаты, шесты и прочие снаряды, позволяющие показать свою силу и ловкость. Через 1—2 месяца воспитатели заметили, что дети стали дружнее, а спустя примерно год все обратили внимание на то, что они стали меньше болеть, хотя никаких новых мероприятий по закаливанию в саду не проводили. Все объяснилось просто: дети стали физически крепче и меньше поддавались болезням.

Движение — это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движения, особенно пальцев рук, стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше они войдут в жизнь ребёнка, тем лучше он будет развит.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более вниматель­ными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля и вырабатывается характер.

Физическое воспитание ребенка — не простое дело. Для того чтобы добиться успеха, родителям надо много знать и уметь.

Ваш ребенок растет, становится все более самостоятельным. Его организм крепнет, движения делаются более четкими, уверен­ными, быстрыми. Игры усложняются. В процессе игры ребенок приобретает жизненный опыт, развивает творческое воображение. Он жадно тянется ко всему новому и очень подвижен. Иногда показаться, что чересчур, но не торопитесь останавливать (51 ) его. Лучше постарайтесь направить эту подвижность в нужное русло, использовать ее для формирования жизненно важных навыков.

Одним из важнейших средств воспитания являются гимнас­тические упражнения, различные формы ручного труда, подвижные игры. Ежедневные упражнения предупреждают нарушения осанки и деформацию скелета, хорошо укрепляют весь организм, оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребенка.

Общаться с ребенком во время физкультурных занятий надо как бы играя, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Добивайтесь, чтобы ребенок выполнял упражнения с радостью и удовольствием, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы оттолкнуть ребенка от спортивных занятий и лишить его благотворного влияния физичес­кого движения. Такое использование свободного времени полезно и взрослым, и детям.

Занимаясь с ребенком, взрослый помогает ему подтянуться, высоко прыгнуть, взобраться на стул или на гимнастическую стенку. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, как ловко его поднимает, как хорошо выполняет упражнения! Подражает матери в грациозности движений. Постепенно эти совместные занятия станут самыми счастливыми событиями дня, и ребенок будет радоваться им, с нетерпением их 'ждать. Такие занятия должны стать ежедневными. Только систематическая забота о двигательном развитии ребенка может принести желаемые плоды: регулярное повторение и логическая преемственность занятий являются предпосылками успеха.

Необходимо иметь в виду и еще одно немаловажное обстоятель­ство. Современная жизнь перенасыщена нервными перегрузками. Хотите вы или нет, но вам не остановить стремительный темп жизни. Физические упражнения — противовес, который поможет вашим детям противостоять стрессовым ситуациям. Чем более крепким здоровьем мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к современной жизни.

Чтобы сознательно заниматься с ребенком физкультурой, то есть, чтобы уметь выбрать наиболее подходящие для него упраж­нения, посильную нагрузку, правильно судить о его развитии, надо знать особенности детского организма в дошкольном периоде и те изменения, которые происходят в нем по мере того, как он взрослеет.

В данной книге кратко описаны анатомо-физиологические особенности детского организма, рассказано о том, как формиру­ются у дошкольника основные физические качества и движения, приводятся комплексы упражнений для занятий и контрольные упражнения, по результатам которых родители смогут опреде­лить, хорошо или плохо развит ребенок для своего возраста.

Успехов вам, друзья, в нелегком, но благородном деле воспита­ния здоровых, крепких, умных детей! (52)

 

Ребёнок растёт

 

Периодразвития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Дети дошкольного возрастарастут быстро, постепенно теряя округлость, присущую раннему возрасту.

С 3 до 6 лет их рост увеличивается в среднем на 28—30 см, причём этот процесс идет неравномерно. 3—5-летний ребенок подрастаетза год примерно на 4—6 см. В 6 лет рост значительно ускоряется: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме. (Второй период быстрого роста мы будем наблюдать у ребенка в 13-14 лет, когда начнется половое созревание.)

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки иноги становятся значительно длиннее и растут быстрее,чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног - более чем в 3 раза. Начиная с 5 лет, более активно растёт грудная клетка, особенно у мальчиков.

Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остаётсямного хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но, в то же время, обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому родители должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и правильно двигался.Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, как нарушение осанки, плоскостопие.При нарушении осанки, особенно в период роста, нарушаетсядеятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли. (53)

Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно-сосудистой системы. Поэтому внимательно следите за весом ребенка, который так же, как и рост, является показателем его физического развития.

При нормальном развитии с 3 до 6 лет вес увеличивается на 8—10 кг, причем так же неравномерно, как и рост. Чтобы было легче следить за физическим развитием ребенка, приводим таблицу средних показателей роста и веса по годам (табл. 1).

 

Возраст, лет Вес, кг Рост, см
мальчики девочки мальчики девочки
      13,7-15,3 15,3-18,9 17,4-22,1 19,7-24,1   13,1-16,7 14,4-17,9 16,5-20,4 19,0-23,6   92-99 99-107 105-116 111-121   91-99 96-106 104-114 111-120

 

 

Количественные и качественные изменения в организме малы­шей протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при ускоренном росте замедляется созревание и, наоборот, при усиленном совершенствовании функций организма затормаживается рост.

Достаточно объективно о развитии ребенка можно судить по соотношению паспортного и биологического возрастов. Биологи­ческий возраст считается соответствующим паспортному, если рост ребенка не ниже среднего (см. табл. 1) и каждый год увели­чивается не меньше чем на 4 см. Кроме того, у шестилетнего ребенка должен быть хотя бы один постоянный зуб. Биологический возраст отстает от паспортного, если два из перечисленных пока­зателей меньше указанных величин.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утол­щения мышечных волокон. У малыша сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличи­вается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

По развитию основных движений (бега, прыжков, метаний, лазания) и физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносли­вости, координации движений) можно судить о совершенствова­нии не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы. К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недо­статочно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процес­сами торможения. Ребенок страдает от обилия слов, мелодий, (54) шума, особенно от телевизора. Старайтесь оградить его от длитель­ных и непосильных нагрузок, ведущих к быстрому утомлению.

Богатство и разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется. Все больше развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. В разговорах ребенок пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети очень восприимчивы, однако их навыки вначале непрочны и легко разрушаются.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним свободнее, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кровью. С возрастом увеличивается масса сердца, сила его сокращений, а, следовательно, и объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. Постепенно пульс становится реже: у 3—4-летних малышей он равен 100—110 уд/мин, а к 6-7 годам понижается до 80 уд/мин. Нервная регуляция деятельности сердца у малышей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. Прифизической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Артериальное давление у детей ниже, чем у взрослых, и колеблется от 73 до 76 мм ртутного столба.

Физические упражнения прекрасно тренируют сердечно-сосудис­тую систему: улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиоло­гические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 3—4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом.

Однако к шести годам строение легочной ткани еще не завершается.Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно, чем взрослый, частота дыхания у него значительно выше: у младших дошкольников 26—27 в минуту, у более старших - 23—25 (у взрослых — 16—18). Неглубокое дыхание ведёт к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а у растущего организма потребность в кислороде большая. Игры и занятия физкультурой на свежем воздухе (или в хорошо проветренном помещении) активизируют процессы газообмена. Вот почему так важны они для ребенка.

Дошкольники еще не могут сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движениями. При выполнении гимнастических упражнений ребенок должен дышать легко. Следите, чтобы он не задерживал дыхание на вдохе. Главное внимание (55) обращайте на выдох, он должен быть резким и акцентированным. Следует помнить о том, что приспособительные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем у ребенка ниже, чем у взрослого. Поэтому физические упражнения надо строго дозировать, учитывая его возраст.

Обмен веществ у детей проходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2—2,5 раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессом их распада и сгорания, поскольку разви­вающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей). В отличие от взрослого у ребенка больше энер­гии расходуется на рост тела (примерно на 15%), чем на работу мышц.

При активной мышечной деятельности энергозатраты возраста­ют пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма «обес­печивается сбалансированным питанием. (56)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.