Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязи психологии с другими науками 3 страница




Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и де­ятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется толь­ко в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодей­ствия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают чело­века к действию, образуют внутренний план деятельности, по­ведения, их программу, модель, с помощью которых и происхо­дит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе по­ведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю кар­тину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяс­нять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) лич­ности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты.

В связи с этим выделяют две грани проявления психики лю­дей, две группы форм существования психического:

субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает че­ловек, его отношения и оценочные суждения и т.п.;

объективные — реальное поведение, действия, поступки чело­века, материализованные и объективированные результаты его де­яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.).

Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек­ватное понимание психики человека возможно лишь на основе систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки по­казателей и признаков таких проявлений.

Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу­чению психических феноменов ориентирует специалиста на понимание того, что психика формируется, функционирует и про­является как целостное, интегральное явление. Все индивидуаль­ные и групповые (общественные) психические феномены взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдель­ное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особен­ности, свойства этих явлений. При этом количественные и каче­ственные изменения, происходящие в отдельных психических яв­лениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Пси­хика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организо­ванным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю.

Важно также подчеркнуть, что психика человека, функцио­нируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточ­ная развитость одних психических функций может быть компен­сирована соответствующим развитием других. Например, отсут­ствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельно­сти может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолю­бие и т.д.

Принцип относительной самостоятельности психических фено­менов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указыва­ет на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подроб­нее раздел о физиологии головного мозга и физиологии вь(сшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирова­ния, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т. п.). К тому же как отдельные индивиду­альные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно неза­висимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, тради­ция, ценность и т.п.).

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, меха­низмов.

С учетом требований этого принципа изучение психики чело­века и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, веду­щих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других особенностей в целом, учета своеобра­зия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства конкретно-исторического подхода и содер­жательного анализа явлений как индивидуальной, так и группо­вой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентиру­ет специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правиль­но и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, кон­кретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания.

Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и из­менении психики человека, социальной группы.

Важно уяснить основные требования ведущих принципов оте­чественной психологии, своеобразие и пути реализации этих тре­бований в профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он.может использо­вать соответствующие средства и методы изучения личности, пси­хических явлений и процессов в трудовом коллективе.

Методы психологии — это способы изучения психических осо­бенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы исполь­зования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные систе­мы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тес­товые и другие опросные бланки и средства.

Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенно­сти, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и учет которых необходимы на практике, в профессиональной и дру­гих видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истин­ного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психологии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы.

1. Эмпирические методы — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.

2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электрон­но-вычислительной техники.

3. Теоретические методы — анализа и интерпретации результа­тов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы.

4. Методы практического характера, к числу которых относят:

а) методы оказания различных форм психической помощи;

б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.).

Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической инфор­мации. К их числу относятся следующие методы: наблюдения;

познавательной беседы (индивидуальной и групповой);

опроса (письменного и устного), разновидностью которого

являются анкетирование и интервью;

экспертной оценки;

оценки полярных профилей;

эксперимента (естественного и лабораторного);

тестирования; v

анализа документов;

анализа результатов деятельности;

самонаблюдения и самоотчетов и др. Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. — М., 1977).

В отдельных отраслях психологии могут использоваться и дру­гие специальные методы: например социометрии, контент-ана­лиза, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социаль­ной психологии.

Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов.

Совокупность методов и процедура их использования для изу­чения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как техноло­гия использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д.

При решении любой исследовательской задачи, готовясь к это­му, необходимо ответить на ряд вопросов.

1. Какой или какие психические феномены у отдельного чело­века или у социальной группы нужно изучить?

2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявля­ется?

3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен?

4. Кто выступает объектом изучения?

5. Какова цель изучения психического феномена?

В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разраба­тывается соответствующая методика исследования.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии.

2. Как соотносятся законы психологии и других наук?

3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии.

4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «мето­дика», «программа психологического исследования»?

5. Какие средства могут быть использованы для решения исследова­тельских и других психологических задач?

6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психо­логии.

7. Дайте характеристику специальных методов социальной психо­логии.

8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов?

 

 

ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

С древнейших времен потребности в совместной жизни и жиз­необеспечении заставляли людей вступать в различные виды кон­тактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведе­нии особенности психики окружающих, а также и свои возмож­ности.

В течение многих тысячелетий малопонятные психические яв­ления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непремен­ным спутником человеческого общества. Однако возникновение Учений о душе относится к VI в. до н.э.

Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей

душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути.

Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на доб­рых и на злых духов.

У людей создавались определенные табу, складывались обря­ды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Посте­пенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти зна­ния становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жре­цы, волхвы, гуру, церковная элита).

В древних представлениях о душе она присутствует везде в при­роде, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наде­лялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основыва­лось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило на­звание анимизм (от лат. «анима» — дух, душа).

В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII —I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материаль­ный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов.

Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить воз­никновение у человека абстрактного логического мышления, во­ображения, целеполагания, воли и ряда других психических осо­бенностей.

Это создало предпосылки для развития идеалистических взгля­дов на психику человека.

Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части рас­пределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разум­ная, высшая часть души господствует у аристократов, филосо­фов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных вар­варов — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам.

Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону приро­ды незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души чело­века в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализ­ма в психологии.

Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразде­лимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мне­нию Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в раз­витии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека.

Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит за­слуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, пред­ставления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. По­степенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека.

Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о ес­тественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи древнего мира.

Уже в VI в. до н.э. древнегреческий врач Алкмеон выявил нали­чие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души явля­ется мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпе­раментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н.э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга.

Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физи­ологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявле­ний, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален рас­ширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов.

Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037).

С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание со­знания, психики человека начинает приобретать все более идеа­листическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средне­вековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции.

В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к бур­жуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви. Активно стали развиваться и успешно решать задачи естественные, биоло­гические и медицинские науки, возрождаются и преобразовыва­ются различные виды искусств. Однако учение о душе продолжает оставаться церковно-богословским.

С возникновением мануфактурного производства, совершен­ствованием и усложнением орудий труда на первый план выдви­нулась механика. Появляется механистическая концепция миро­понимания. Происходят великие географические открытия. Обо­стряется политическая борьба нарождающейся буржуазии за власть. Все это меняет реальное положение человека в обществе и на этой основе его представления о мире и о себе, происходят глу­бинные изменения в мировоззрении человечества.

Английский мыслитель Френсис Бэкон (1561 — 1626) обосно­вывает идею о решающей роли в научном познании эксперимен­та, накопления экспериментальных знаний, их анализа и обоб­щения. Бэкон утверждает роль индукции в познании действитель­ности. Все это переносится и на изучение человека.

Выдающийся французский ученый Рене Декарт (1596—1650) исследует природу человека («Страсти души», трактат «О человеке») и вводит понятие о рефлексе (отражении) как закономерном ответе организма на внешние воздействия. Это понятие впослед­ствии стало базовым для физиологии и психологии. Декарт счи­тал, что душа определяется не собственной, изначально прису­щей ей активностью, а воздействием внешних явлений, обстоя­тельств на «машину тела». С помощью рефлекса он объяснил психические проявления как материально обусловленные рефлек­торные регуляционные процессы. Психику он трактовал как внешне детерминированный внутренний регуляционный механизм. Это по­ложение сыграло большую роль в последующем развитии науч­ных представлений о психике человека.

Декарт ввел в науку и понятие сознания (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирую­щую соответствующим образом на внешние воздействия. На ос­нове этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникно­вение ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций. Однако всю психическую деятельность с позиции своей рефлекторной схемы он объяснить не сумел. Декарт продолжал считать, что на­ряду с рефлекторной природой психического у человека продол­жает существовать душа как независимая от тела самостоятельная сущность.

Попытку преодолеть дуализм и механистические представле­ния Р.Декарта о психике предпринял нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632—1716). Он отстаивал идею единства мира и считал, что сознание являстся.такой же реально­стью, как и материальный мир. Спиноза утверждай, что «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» и что все духовные явления порождены действием материальных причин и законов. Он убедительно обосновывал один из ведущих принципов науч­ной психологии — принцип детерминизма.

Крупнейший немецкий мыслитель Готфрид Лейбниц (1646— 1716) впервые в истории науки выдвигает идею о бессознательной психике, выделяя в ней два уровня: сознание и подсознание. Он высказал идею о сложных взаимосвязях сознательного и бессо­знательного и об активной природе и непрерывном развитии пси­хического. Лейбниц был идеалистом и считал, что вселенная со­стоит из множества душ — «монад» (от нем. «монада» — неделимое).

В XVII в. характерным для развития науки и жизни в целом было господство рационализма, согласно которому только разум дает истинное знание.

Глубокие перемены экономического характера под влиянием индустриальной революции в передовых странах способствовали актуализации потребности в практическом использовании науч­ных знаний. Это привело к возникновению учений, надолго оп­ределивших развитие психологии как науки: эмпиризма и сенсуа­лизма — учений о приоритете опыта и чувственного познания перед «чистым» разумом, о том, что в уме не может быть ника­ких врожденных идей и принципов. Эмпиризм представлял собой учение о внутреннем опыте и законах его приобретения челове­ком, о приоритете опыта над разумом. Сенсуализм отстаивал идею приоритета чувственного познания над рациональным.

Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стано­вится английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704). Он утверждал, что от рождения человек представляет собой «чистую доску, на которой время может написать любые письмена». По существу, Локк отрицал наличие у человека врожденных особен­ностей, задатков, оказывающих влияние на его психическое раз­витие.

Отстаивая идею опытного происхождения психики, сознания человека, Локк выделял два источника такого опыта: деятель­ность внешних органов чувств, ощущения (внешний опыт) и внут­реннюю деятельность ума по восприятию и пониманию собствен­ной работы, рефлексию (внутренний опыт). По мнению Локка, человек познает психологические факты (в отличие от познания физических) интроспективно, путем самоанализа на основе внут­реннего восприятия. Это утверждение Локка стало базовой осно­вой длительного господства в психологии парадигмы интроспек-ционизма. Вместе с тем, отстаивая идею двух опытов, двух источ­ников психического и противопоставляя сознание и внешний мир на основе того, что они познаются принципиально разными спо­собами, Локк выступает как дуалист.

Учение Локка дало толчок развитию как материалистических [Д.Гартли (1705-1757) — в Англии, Д.Дидро (1713—1784)^— во Франции, А.Н.Радищев (1749—1802) — в России], так и иде­алистических [Д.Беркли (1684—1753) — в Англии] учений о пси­хике.

Локку принадлежит заслуга введения в науку понятия ассоциа­ция, под которым понимались сочетание, связь идей. После Локка в психологии утверждается всеобщий объяснительный принцип человеческой психики — принцип ассоциации (связи) идей, обра­зов. Понятие об ассоциации становится наиболее простым и уни­версальным объяснительным механизмом формирования и при­обретения человеком опыта.

Ассоцианизм становится господствующим направлением в пси­хологии, как в материалистической, так и в идеалистической. Ограниченность этого направления состояла в том, что при объ­яснении особенностей и механизма формирования психики пу­тем организации соответствующего воздействия на нервную си­стему человека сама нервная система воспринималась как лишен­ная каких-либо прирожденных качеств и предрасположений.

В XVIII в. возникает другое направление в психологии — учение о способностях души [X. Вольф (1705—1757) — в Германии]. В отличие от ассоцианизма, который утверждает, что вся психика есть ассоциации, новое учение проводит мысль о том, что душа рас­полагает имманентно присущими ей свойствами — способностя­ми, не выступающими следствием ассоциаций. X. Вольф вводит в научный оборот термин психология.

Крупные достижения в психологии в XVIII в. связаны с разви­тием естествознания, изменениями в мировоззрении, философ­ском осмыслении бытия. Возникает концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества как закономерного ис­торического процесса. Появляется представление о культурно-ис­торической обусловленности индивидуальной психики. Психика человека начинает рассматриваться в соотношении не только с телом и мозгом человека, с внешней средой, но и с культурно-историческим развитием общества.

Конец XVIII — начало XIX в. характеризуются крупными до­стижениями в исследовании нервной системы, физиологии го­ловного мозга (Л. М. Галлер, Й.Прохазка).

Чешский физиолог Йиржи Прохазка (1749—1820) разрабаты­вает проблему рефлексов и дает классическое определение реф­лекса. Он показывает, что рефлекс возникает лишь на те раз­дражители, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка устанавливает, что по рефлекторному прин­ципу функционируют все отделы нервной системы (как низшие, так и высшие) и все формы психической деятельности направ­лены на приспособление организма к условиям окружающей среды. Закладываются основы понимания психики как функции мозга.

С началом XIX столетия развитие психологического знания стимулировалось в значительной мере достижениями физио­логии нервной системы, головного мозга, органов чувств чело­века (Ф.Мажанди, Ч.Белл, Ф.Мюллер, Ф. Галль, Г. Гельмгольц и др.).

Уже в начале XIX в. английский невролог Ч. Белл и независимо от него французский физиолог Ф. Мажанди открывают два вида нервных волокон: чувствительные (сенсорные) и двигательные (моторные), которые обеспечивают соответственно афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервные пути.

Огромную популярность приобретает френология (от греч. «френ» — душа, ум), автором которой является австрийский ана­том Ф. Галль (1758—1829). Он предложил карту мозга, в соответ­ствии с которой различные способности размещены в соответ­ствующих его участках. Френология побудила к эксперименталь­ному изучению размещения, локализации психических функций в головном мозге. Галль считал, что извилины в коре больших полушарий головного мозга (а не мозговые желудочки, как считалось раньше) являются местом локализации «умственных сил» человека.

В середине XIX в. появляется теория эволюции Ч.Дарвина (1809— 1882), которая анатомически сблизила человека и животных и объяснила общность их телесного устройства. В поведении чело­века и животных в биологическом плане обнаружилось много общего: как у человека, так и у животных существуют общие врожденные программы поведения, основное предназначение которых состоит в обеспечении взаимодействия как внутри вида, так и с окружающей средой. В рамках теории Ч.Дарвина возник­ла одна из основных категорий психологии — поведение. В работе «Происхождение видов» (1859) он показал роль приспособитель­ных механизмов и внутривидовой борьбы в биологическом раз­витии.

Ч.Дарвин сделал смелый шаг в признании общности психики животных и человека. В ряде своих работ он анализирует психику человека, делает сравнительный анализ психики животных и че­ловека и приводит убедительные доказательства того, что эмоции есть не только у человека, но и у животных («Происхождение человека», 1870; «Выражение эмоций у животных и человека», 1872).

Под влиянием дарвинизма возникают новые отрасли психоло­гии: зоопсихология, генетическая, сравнительная.

Естествоиспытатели первой половины XIX в. обеспечили от­крытие ряда психофизиологических закономерностей и содей­ствовали изучению психических явлений естественно-научными методами, способствовали становлению психологии как науч­но-экспериментальной отрасли знаний.

Основателем экспериментальной психологии стал немецкий фи­лософ, языковед, физиолог и психолог Вильгельм Вундт (1832— 1920). Вундт признан одним из основателей и социальной психо­логии.

В 1879 г. В. Вундт создает в Лейпциге первую в мире лаборато­рию экспериментальной психологии для изучения структуры со­знания и других психических функций человека. Разработки лабо­ратории публиковались в журнале «Философские исследования», созданном Вундтом в 1881 г. Лаборатория вскоре преобразуется в институт, который превращается в большую интернациональную психологическую школу. По данным М. Г. Ярошевского, эту шко­лу прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза.

Благодаря исследованиям Вундта к концу XIX в. эксперимен­тальная психология получила развитие во многих странах мира.

В 1884 г. Ф. Гальтон организует в Лондоне первую антропомет­рическую лабораторию. Его сотрудник Р. Кеттел разрабатывает и осуществляет первые тестовые обследования (1890).

После стажировки у Вундта известный невролог и врач-психи­атр В. М. Бехтерев создает в 1885 г. в Казани первую в России пси­хофизиологическую лабораторию.

Основатель французской психологической школы Альфред Бине (1857—1911) в 1889 г. основывает первую во Франции психологиче­скую лабораторию. Он закладывает основы патопсихологии, пе­дагогической психологии, дефектологии, разрабатывает методы экспериментального изучения высших психических функций — мышления и речи, разрабатывает тест интеллектуального разви­тия, предлагает метод естественного эксперимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.