Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Применение психологических знаний в профессии врача




 

Какое значение для медицинской практики имеет знание о динамике психической жизни? Это значение связано с организацией воздействия на потенциальные возможности сознания, психики пациента через взаимодействие с ним другого человека – врача или психолога. И в первую очередь это можно отнести к психотерапии. К сожалению, так сложилось, что в советской психологии своей психотерапевтической практики не было создано. В настоящее время мы навёрстываем упущенное: происходит процесс сопряжения психологической практики и соответствующей ей научной концепции человека. Психологическая практика не может продуктивно развиваться без теории, и в то же время она не может рассчитывать на академическую теорию. Ей нужна особого типа теория, назовём её психотехнической. Психотерапия вообще является уникальным полем сопряжения многих человеческих знаний и умений, в частности в ней, как более нигде, обнаруживается взаимодействие медицины и психологии, когда практические знания по психологии умело применяет в своей деятельности врач – психотерапевт. Поэтому её не могут однозначно относить ни к психологии, ни к медицине, настолько нерасторжим единый сплав медико-психологических знаний в этом прикладном направлении.

Несмотря на то, что отдельные психологические практики (перечисленные выше) имеют самостоятельное значение в жизни людей, именно в психотерапии осуществляется и лечение болезней, и психологическая помощь в приспособлении к реальности, и психокоррекция неадаптивного поведения, и консультирование в трудных жизненных ситуациях. Поэтому и психокоррекция, и психотехника, и психологическая консультация и другие, могут считаться синонимами психотерапии, поскольку во всех этих сферах прикладной психологии присутствует одно общее ядро – живой опыт работы с психологической реальностью человека, помощь в достижении внутренней гармонии, в реализации творческого потенциала. Психотерапия есть практика профессиональной работы с живой человеческой личностью. Буквальный смысл слова «психотерапия» – забота о душе.

Но не одна только психотерапия и подобные ей виды практик служат полем для «слияния» медицины с психологией. Существенно важным является и то, что в современной медицине и современной психологии в самом общем плане развиваются идеи, связанные с пониманием человека как части Природы – единой целостной системы, где жизнь человека анализируется как проявление свойств природы. Одним из многочисленных примеров может служит тот факт, что на продолжительность жизни, на протекание процесса старения существенное влияние оказывает психологическое представление о том, что есть такое старость и как она должна протекать.

Вопросы, связанные со здоровым образом жизни тоже являются тем пространством, где пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздействия на себя через психику, в частности самосознание, и данные о функционировании организма человека, то есть пересекаются сведения из психологии и медицины. Вообще медицина является одной из главных областей приложения психологических знаний. Свои психологические основы имеют все стороны многообразной медицинской деятельности – от продления и сохранения человеческого рода, лечения и профилактики заболеваний до взаимоотношений медицинских работников с пациентом и т.д.

Основы психологического знания необходимо медицинским работникам, поскольку они способствуют: внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности; возникающему на этой основе взаимному доверию; способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо потому, что медицинский работник и пациент вместе решает одну и ту же задачу – сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие.

Для понимания проблемы психологии здоровья существует важное понятие болезни, которое позволяет говорить о том, что в кабинете врача, у постели больного всегда возникают три образа: больной, болезнь и врач. Особенность этих отношений в том, что всегда один из людей является источником силы для другого, и болезнь определяет вектор получения силы – это другой человек. Другой человек – врач, целитель, лекарь, психотерапевт – может помочь больному осознать динамику его психической жизни, показать источники его душевных сил в борьбе с болезнью. Получит ли больной необходимую поддержку врача, будет определяться теми отношениями, которые складываются у врача и его пациента. Люди, окружающие больного должны не спасать, а помогать. Именно такое отношение другого человека помогает больному использовать в борьбе с болезнью ресурсы собственного организма.

Сегодня психология и медицина пытаются описывать эти отношения в понятиях внутренней картины здоровья (ВКЗ), внутренней картины болезни (ВКБ). Но без обращения к третьей картине – духовной культуры врача – эту проблему не решить. Подтверждением тому существует раздел медицинского знания – деонтология, изучающая основные нормы и правила человеческих отношений в ситуации, когда один из людей является зависимым от другого и зависимым от свойств собственного организма, продуцирующего болезнь. Закономерности психической жизни человека с очевидностью проявляются в его поведении, когда человека заболевает и обращается за помощью. Какое место занимает больной в системе Врач–Болезнь–Больной, чью сторону принимает первый или последний в этой системе? – вопросы совсем не простые.

В спектре много образных вопросов, связанных с ролью психологических знаний в профессии врача, особое место занимает смысл существования медицинской психологии, этики и деонтологии, который отражён в таком феномене как духовная культура врача. Через этот термин также проходит смысл существования термина и науки «Медицина».

Медицина как одна из наук о человеке принципиально не может быть внедуховной наукой, следовательно, в подготовке врачей проблемы духовного развития должны занять надлежащее место. Корень слова «медицина» (med) – середина, мера. Это связано и с нахождением средства или меры исцеления, и с отношением к исцелению как серединой между чудом и знанием, и со срединным местом медицины между естествознанием и человековедческим (социально-гуманитарными) знанием. От чистого естествознания её отличает то, что медицина работает не с веществом, полем или информацией, а с живым страдающим человеком, что предполагает нравственно-психологическое измерение.

На первый план, наряду с профессиональным клиническим мышлением выдвигаются требования к профессиональному сознанию и личности специалиста. Врач-профессионал всегда рассматривался обществом не только как специалист, излечивающий заболевание, но и как человек, занимающий особую позицию – позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Духовная культура врача – это стержень деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. В итоге это сказывается на духовном и физическом здоровье всей нации. Именно поэтому у врача формируется в вузе не только клиническое, но и гуманистическое мышление (как забота о человеке) посредством таких наук как психология, культурология, социология, философия, биоэтика, без которого нет врача – истинного профессионала.

По большому счёту, духовная культура становится фактором выживания человечества вообще. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация, политические и этнические конфликты, обнищание населения, коммерциализация медицины, быстрый рост цен на медицинские услуги и препараты, неудовлетворённость врачей оплатой и условиями труда, снижение уровня подготовки врачей и духовной культуры пациентов также настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам духовности.

Но психологическая наука, по мнению некоторых отечественных учёных, только в последние годы подошла к постижению феномена духовности как глубинного определения способа жизни, связанного с познанием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; как устремления человека к высшим ценностям и смыслам.

Духовная культура нашего Отечества и стран Западной Европы в своих истоках восходит к христианству, зиждется на христианской культуре Греции, Италии, Византийской империи. Поэтому обращение к традициям медицины и психологии, сложившимся в лоне христианской Церкви, было бы логичным и целесообразным.

Более того, общечеловеческие нравственные ценности, на которые опирается духовная культура врача, по своей сути универсальны и некоторым образом сходны с моральными заповедями основных религий. В этом как раз проявляется духовная культура врача, чтобы общечеловеческие нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной работы и общения с пациентом. Следовательно, духовная культура врача не есть нечто извне данное, а выстраданное в собственном опыте осознания себя как человека и доктора.

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек–человек», огромное значение имеет ориентация на Другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний – прикладной, то от врачей и учёных требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.

Медицина как человековедческая наука не может существовать без определённых нравственно-этических и психологических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения – это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. Для самого специалиста, если он хочет стать профессионалом, важно принять условия, при которых существует сама профессия. Одним из таких условий является сохранение функций и социальной значимости профессии, что вполне естественно – профессия должна быть социально необходимой и удовлетворять определённым потребностям общества. Для профессионала освоение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание своего «Я», или как говорят психологи, своей «Я-концепции», что выглядит как осознание: «я понимаю (чувствую и знаю) почему я этим занимаюсь».

Итак, сегодня с особой остротой встают вопросы духовной культуры врача, которые ещё в недавнем прошлом не рассматривались в качестве самостоятельной цели профессиональной подготовки. Теперь же становиться очевидным, что духовность во многом определяет качество подготовки современного специалиста, а значит, результаты лечения. Духовный облик врача, не мыслимый вне нравственно положительного роста его личности, позволит расширить представление клинической картины болезни до клинической картины больного человека. Это в свою очередь позволит найти более обоснованные ответы на то, как влияют психологические и этические факторы на закономерности этиопатогенеза психосоматических заболеваний. Духовная культура врача также сопряжена с пониманием значимости характера межличностных контактов врача и пациента. Модель этих контактов воспитывается на сознательном и бессознательном уровне уже на студенческой скамье.

Организация высшего медицинского образования такова, что обучение в медицинском вузе формирует подход к человеку как к организму, идентифицирует человека с больным органом. Изучение анатомии, гистологии, физиологии, биохимии, биофизики наряду с очевидными профессионально необходимыми знаниями создаёт иллюзию возможности познать человека только на основе изучения закономерностей жизнедеятельности организма. Это подтверждается фактом, что прилагательное «больной» прочно вошло в массовое и общественное сознание как существительное и фактически отбросило слово «человек».

В современной клинике зачастую за болезнью забывают человека: он мыслится как некое приложение к ней. Такое смещение приоритетов, когда сам носитель медико-психологических симптомов, к сожалению, вытесняется безличной совокупностью клинико-лабораторных данных, не может не тревожить. Следствием становятся случаи назначения лечения одного органа, но противопоказание больному в целом. Игнорирование целостного внутреннего мира пациента во всём устройстве клиник ведёт к возникновению у него ощущения одиночества, ненужности, заброшенности, униженности, чувства «подопытного кролика». И это происходит независимо от успеха лечения как такового.

Отношение к пациенту, умение организовать психологический диалог с ним – одно из базовых профессиональных действий, приводящее к верной диагностике и эффективному лечению. Формирование отношения к пациенту как к неповторимой уникальной личности, то есть целостному человеку, обладающему не только физической, но и душевной сущностью является главной целью профессиональной подготовки врача.

 

Темы рефератов:

1. Позиция психологии в общей системе наук.

2. Методологические проблемы и задачи психологии.

3. Медицинская психология как отрасль психологической науки и практики.

4. Методы исследования в психологии и медицине.

5. Психотерапия: к проблеме междисциплинарной интеграции медицины и психологии.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2003. – 336 с.

2. Дубровина И.В. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 464 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер-М, 2005. – 592 с.

4. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2001.

5. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник. – Спб.: Питер-М, 2004. – 592 с.

 


ТЕМА 2. Современные направления,
проблемы и понятия психологии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.