Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая характеристика способностей




Классификация черт характера

 

Все многообразие проявлений характера подразделяется на четыре группы по следующим основаниям:

1) направленность индивида, система его отношений в социуме;

2) особенности волевой регуляции;

3) эмоциональные особенности;

4) интеллектуальные особенности.

В системе отношений человека в социальной среде выделяются четыре разновидности: отношение человека к обществу, к себе, к труду и продуктам труда.

Отношение человека к обществу, другим людям определяет фундаментальные качества личности и характер человека, его нравственность. Нравственность – моральное сознание индивида, реализуемое в его поведении, подчиненность поведения индивида социальным нормам, эталонам и ценностям. Понятие нравственности – понятие пограничное между социологией, этикой и психологией. Нравственность личности – основной показатель ее социализированности. Формирование нравственности связано с культурно-историческими традициями данного общества, развитием: в нем нравственной идеологии, уровнем социального контроля и социальных ожиданий. Нравственное самоусовершенствование индивида – один из основных смыслов его бытия. Система высших моральных требований личности образует его нравственный идеал. Нравственность индивидаэто всегда духовное преодоление трудностей бытия.

Принятая индивидом система отношений к другим людям может сводиться к четырем основным схемам: 1. «Я хороший и все люди хорошие»; 2. «Я плохой, а все люди хорошие»; 3. «Я хороший, а все люди плохие»; 4. «Я плохой и все люди плохие».

У каждого человека имеется установка по отношению к самому себе – «Я-концепция». Образ собственного «Я» состоит из ряда компонентов: 1. когнитивного – образ внешности, нравственные качества, психические особенности, социальная значимость; 2. эмоционального – самоуважение, самодовольство, самоуничижение и др.; 3. притязательно-волевого – желание самоутверждения, признания достоинств другими индивидами. Наряду с реальным «Я» существует «Я» идеальное и «Я» динамическое, саморазвивающееся.

Человек познает себя во взаимодействии с другими людьми, находящимися на различных социально-культурных уровнях. И если референтная (эталонная) для данной личности социальная группа имеет объективно высокий статус, то это стимулирует личность к саморазвитию. Человек строит свои жизненные стратегии, взвешивая раз­личные альтернативы, составляя композиции возможных действий. Этот внутренний диалог – основной механизм саморегуляции: человек как бы смотрит на себя со стороны, с позиций других людей. Он формулирует приемлемые для себя компромиссы, выдвигает самооправдательные мотивы, примеряет свой внутренний мир к реальной действительности.

У социализированной личности возникают проблемы примирения, согласования внутреннего и внешнего мира. В этих ситуациях и проявляется характер человека – его твердость и пластичность, гражданское мужество и толерантность.

Отношение личности к труду и другим видам деятельности обусловливает трудолюбие, преодоление трудностей в работе, добросовестность и др. Эта группа отношений включает в себя также склонности, призвание и талант как характерологические качества личности. К негативным качествам данной группы относятся тунеядство, лодырничество, бродяжничество и др. Ценностные ориентации индивида в известной мере определяют и волевую регуляцию его поведения.

Волевые черты характера – устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.

Цельность характера – это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера – энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера – сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера – ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности.

Волевая, деятельностная саморегуляция индивида, система его волевых качеств определяются широтой, иерархизированностью и динамичностью его мотивационной сферы. Широта и содержательность потребностей и интересов человека – одни из основных его психических качеств. Индивид должен обладать хорошо отработанными средствами подавления низменных побуждений. Иерархизированность мотивационной сферы индивида зависит от того, какие мотивы и в каких ситуациях актуализировались особенно часто и сильно, какие желания при этом реализовывались и какие качества индивида угнетались.

Эмоциональные особенности характера индивида – наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Эмоции – непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях. По эмоциональным особенностям своего характера индивиды отличаются рядом параметров: эмоциональной реактивностью, возбудимостью, глубиной, длительностью и устойчивостью эмоциональных процессов, доминирующими чувствами и их предметной отнесенностью. Эмоциональный настрой индивида – показатель тонуса всей его жизнедеятельности.

 

3.8. Индивидуально-типологическая структура личности
в отечественной психологии

 

В отечественной психологии часто используется следующая простая индивидуально-типологическая структура личности:

1. Темперамент, в т.ч. «чисто человеческие типы».

2. Способности – свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности.

3. Направленность – совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших определяющими. Формы направленности – влечения, желания, интересы, склонности, идеалы (высшая форма сознательных устремлений личности), мировоззрение (система взглядов на окружающую действительность), убеждение (сочетание мировоззрения со стремлением к его осуществлению; здесь также задействованы мышление, эмоции, воля). Качества направленности – уровень, широта, устойчивость.

4. Самосознание (совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценками): самопознание (самонаблюдение, самоанализ); самоконтроль; самовоспитание. Звенья структуры самосознания: а) имя собственное (осознавание телесной и духовной индивидуальности); б) притязание на призвание (предъявление человеком прав на уважение); в) половая идентификация (ориентация на свой пол как на социальную роль); г) психологическое время (осмысливание себя в прошлом, настоящем, будущем); д) социальное пространство личности (условия развития и бытия человека).

 

 

Способности – свойство личности, формирующееся в специфической деятельности на основе наследственных и врожденных задатков, обеспечивающих успех в данной деятельности. Наибольшее значение в развитии способностей имеет мозг человека, его количественные и, особенно, качественные особенности. Взаимоотношения наследственности и внешней среды:

а) задатки психических свойств являются наследственными;

б) значение наследственности неодинаково для всех компонентов личности;

в) внешняя среда оказывает влияние на то, какие врожденные свойства будут развиваться и насколько широко разовьются;

г) очень сильные задатки проявляются в любой среде.

Выделяют способности общие и специальные, а по уровню:

а) средние способности (подражательно-стереотипные способности, на основе которых происходит исполнительная деятельность);

б) одаренность (начало творчества в какой-либо сфере деятельности, которая приближается к среднему уровню культуры, науки, и т.п. данного общества);

в) талант (творческая способность в одном ограниченном направлении: И.Е.Репин – талантливый художник, Г.Гегель и И.Кант – талантливые философы и т.д.);

г) гениальность (синтез нескольких талантов с увеличением на основе мепредметных связей способности к более крупномасштабным обобщениям; Аристотель – философ, логик, психолог, естествоиспытатель; Леонардо да Винчи – живописец, техник, естествоиспытатель, философ; М.Ломоносов — поэт, художник, естествоиспытатель; за всю историю человечества было всего около 400 гениев).

 

Темы рефератов:

  1. Физиологические основы темперамента.
  2. Темперамент и способности человека.
  3. Формирование характера у детей.
  4. Современные теории личности.
  5. Природа человеческих способностей.
  6. Гуморальные теории темперамента.
  7. Конструктивные теории темперамента
  8. Акцентуальные теории характера.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2003. – 336 с.

2. Дубровина И.В. Психология: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 464 с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер-М, 2005. – 592 с.

4. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-М, 2005 – 608 с.

 

 

Практические задания:

Задание 1.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК
(ОПРОСНИК К. ЛЕОНГАРДА)

Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+»(да), если нет – знак «-» (нет).Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».

 

№ п/п Суждение Да /нет
1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение?  
2. Вы чувствительны к оскорблениям?  
3. Бывает ли так, что у Вас на глаза наворачиваются слезы в кино, театре, беседе и т.п.?  
4. Сделав что-то, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно?  
5. В детстве Вы были так же смелы, как и Ваши сверстники?  
6. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе?  
7. Являетесь ли Вы обычно центром внимания в обществе, компании?  
8. Бывает ли так, что Вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать?  
9. Вы серьезный человек?  
10. Способны ли Вы восхищаться, восторгаться чем-то?  
11. Предприимчивы ли Вы?  
12. Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидел?  
13. Мягкосердечны ли Вы?  
14. Опуская письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него?  
15. Стремитесь ли Вы всегда считаться в числе лучших работников?  
16. Бывало ли Вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?  
17. Стремитесь ли Вы во всем и всюду соблюдать порядок?  
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних факторов?  
19. Любят ли Вас Ваши знакомые?  
20. Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности?  
21. У Вас часто несколько подавленное настроение?  
22. Бывали ли у Вас хотя бы один раз истерика или нервный срыв  
23. Трудно ли Вам долго усидеть на одном месте?  
24. Если по отношению к Вам несправедливо поступили, энергично ли Вы оттаиваете свои интересы?  
25. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?  
26. Раздражает ли Вас, если дома скатерть или занавес висят неровно, или Вы сразу же стараетесь поправить их?  
27. Вы в детстве боялись оставаться один дома?  
28. Часто ли у Вас бывают колебания настроения?  
29. Всегда ли Вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии?  
30. Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев?  
31. Можете ли Вы быть абсолютно, беззаботно веселым?  
32. Бывает ли так, что ощущение безграничного счастья буквально пронизывает Вас?  
33. Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом спектакле?  
34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно?  
35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у Вас неприятных ощущений?  
36. Вы любите работу с высокой личной ответственностью?  
37. Склонны ли Вы, выступать в защиту лиц, по отношению к которым поступили несправедливо?  
38. В темный подвал Вам трудно, страшно спускаться?  
39. Предпочитаете ли Вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки?  
40. Общительны ли Вы?  
41. В школе Вы охотно декламировали стихи?  
42. Убегали ли Вы в детстве из дома?  
43. Кажется ли Вам жизнь трудной?  
44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось невыносимым?  
45. Можно ли сказать, что при неудаче Вы теряете чувство юмора?  
46. Предприняли бы Вы первые шаги к примирению, если Вас кто-то обидел?  
47. Вы очень любите животных?  
48. Возвращаетесь Вы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случиться?  
49. Преследует ли Вас иногда мысль, что с Вами и Вашими близкими может случиться что-то страшное?  
50. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?  
51. Трудно ли Вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей?  
52. Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит?  
53. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми?  
54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние?  
55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности?  
56. Настойчиво ли Вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий?  
57. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы?  
58. Часто ли бывает Вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня и будущего все время крутятся в Ваших мыслях?  
59. В школе Вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать?  
60. Потребуется ли Вам большее напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище?  
61. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы каждая вещь в Вашей квартире была всегда на одном и том же месте?  
62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, Вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов?  
63. Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям?  
64. Бывают ли у Вас головные боли?  
65. Вы часто смеетесь?  
66. Можете ли Вы быть приветливым даже с тем, кого Вы явно не цените, не любите, не уважаете?  
67. Вы подвижный человек?  
68. Вы очень переживаете из-за несправедливости?  
69. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом?  
70. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, закрыта ли дверь?  
71. Вы очень боязливы?  
72. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя?  
73. В Вашей молодости Вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности?  
74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости?  
75. Часто ли Вас тянет путешествовать?  
76. Может ли Ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным?  
77. Легко ли Вам поднять настроение друзей в компании?  
78. Долго ли Вы переживаете обиду?  
79. Долго ли Вы переживаете горести других людей?  
80. Часто ли, будучи школьником, Вы переписывали страницу в Вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу?  
81. Относитесь ли Вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?  
82. Часто ли Вы видите страшные сны?  
83. Бывает ли, что Вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажного дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна?  
84. В веселой компании Вы обычно веселы?  
85. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения?  
86. Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь?  
87. В беседе Вы скудны на слова?  
88. Если бы Вам было необходимо играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль, что бы позабыть о том, что это только игра?  

При подсчете баллов на каждой шкале опросника Леонгарда для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются паталогическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.