Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические теории мотивации




 

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древнегреческих философов. В настоящее время таких теорий насчитывается не один десяток.

Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистской позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что только человек наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.

Иррационализм как учение распространялся в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от поведения человека несвободно, неразумно, управляется неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.

Первыми мотивационными психологическими теориями, вобравшими в себя рационалистические и иррационалистические идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений (объясняющую на рационалистической основе поведение человека) и теорию автомата (объясняющую на иррациональной основе поведение животного). Теория принятия решений появилась в экономике и была связана с внедрением математических знаний в объяснение поведения человека, связанного с экономическим выбором. Затем была перенесена на понимание человеческих поступков и в других сферах его деятельности, отличных от экономики.

Развитие теории автомата, стимулированное успехами механики в XVII-XVIII вв., далее соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной для человека, а другой для животных, поддержанное теологией и разделением философии на два противоборствующих лагеря – материализм и идеализм, - продолжалось вплоть до конца XIX в.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась рядом выдающихся открытий в разных науках, в том числе в биологии – появлением эволюционной теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное влияние не только на природоведение, но и на медицину, психологию и другие науки. Своим учением Ч. Дарвин как бы перекинул мостик над пропастью, многие столетия разделявшей человека и животных на два несовместимых в анатомо-физиологическом и психологическом отношениях лагеря. Он же сделал первый решительный шаг вперед в поведенческом и мотивационном сближении этих живых существ, показав, что у человека и животных имеется немало общих форм поведения, в частности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

Под влиянием теории эволюции в психологии началось интенсивное изучение разумных форм поведения у животных и инстинктов у человека. Если раньше понятие потребности, ассоциированное с нуждами организма, применялось только для объяснения поведения животного, то теперь его стали использовать и для объяснения поведения человека, соответственно изменив и расширив применительно к нему состав самих потребностей. Принципиальные отличия человека от животных на этом этапе развития психологических знаний и мотивационной теории старались свести к минимуму. Человеку в качестве мотивационных факторов стали приписывать те же органические потребности, которыми раньше наделялись только животные, в том числе и инстинкты. Одним из первых проявлений такой крайней иррационалистической, по существу биологической, точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З. Фрейда и У. Мак-Дауголла, предложенные в конце XIX в. и разработанные в начале XX в.

Пытаясь понять социальное поведение человека по аналогии с поведением животных, примирить это понимание с привлекавшими в то время многих ученых открытиями в области сравнительных исследований интеллекта человека и человекообразных обезьян, З. Фрейд и У. Мак-Дауголл предприняли попытки свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам.

Базовые потребности выступают как врожденные основания потребностно-мотивационной сферы или, во всяком случае, изначальные для ее анализа, в результате преобразования которых возникают остальные, производные потребности. У. Мак-Дауголл предлагал понятие инстинкта (позже – склонности). Инстинкт представляет собой единство познавательного (избирательность восприятия), аффективного (эмоциональный импульс – ядро инстинкта) и моторного (наличие телесных механизмов для инстинктивного поведения) компонентов. Механизм преобразования инстинкта раскрыл К. Лоренц (считавший себя учеником Мак-Дауголла) при изучении его моторного, поведенческого компонента: это – механизм запечатления (импринтинга).

В классическом психоанализе (если рассматривать его как теорию мотивации) изначальными побуждениями являются телесные (либидозные) инстинкты (или влечения), а механизмами их преобразования – различные формы сублимации.

Споры, которые начались вокруг теории инстинктов еще в начале XX в., ни к чему позитивному для дальнейшей судьбы этой концепции не привели. Ни на один из поставленных вопросов ее сторонники не смогли дать научного ответа. В конце концов, дискуссия вокруг теории инстинктов закончилась тем, что само понятие «инстинкт» применительно к человеку стали употреблять все реже и реже, заменяя его такими понятиями, как потребность, рефлекс, влечение (drive) и другие, которые включали в анализ психических явлений.

В 20-е гг. XX в. на смену теории инстинктов пришла концепция биологических потребностей. В этой концепции утверждалось, что у человека и у животных есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Принципиальных различий между понятиями инстинкта и потребности не было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными, неизменными, а потребности могут приобретаться и меняться в течение жизни, особенно у человека. Позднее эти понятия – «инстинкта» и «потребности» - были заменены понятием влечения – drive. Влечение – стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели и сопровождающееся соответствующими эмоциональными переживаниями.

Кроме теории биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX в.) возникли еще два новых направления. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория Высшей нервной деятельности.

Поведенческая концепция мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона, согласно которой поведение объяснялось в рамках исходной стимульно-реактивной (S→R) схемы. Здесь выделяются первичные потребности – врожденные драйвы, на основе которых путем научения формируются вторичные потребности. Последователь Уотсона, американский психолог Э. Толмен в 1948 г. подверг сомнению схему S→R, считая ее слишком упрощенной. Он приходит к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями не являются прямыми. Они опосредованы психическими процессами донного индивида (J), зависимыми от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула. Формула Уотсона у Толмена приобрела иной вид: S→J→R, где средним звеном являются промежуточные переменные. Он выделил три главных группы таких «промежуточных переменных»: потребностная система, система ценностных мотивов (предпочтений одних объектов другими) и переменные бихивиориальные поля (ситуация, в которой совершается действие). Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К. Халла и Б. Скиннера. В современном варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор, почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине XX в. Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии, кибернетики и психологии поведения.

Учение о Высшей нервной деятельности, созданное И. П. Павловым, составляет естественно-научную основу материалистической теории отражения. В основе Высшей нервной деятельности лежат условные рефлексы и сложные безусловные рефлексы. Для психики человека характерно наличие не только первой сигнальной системы, свойственной и животным, но и второй сигнальной системы, связанной с речью и свойственной только человеку. Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но и другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А. Берштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта, и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс, имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной рефлекторной дуги. Начиная с 30-х гг. XX в. появляются и выделяются специальные концепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации К. Левина. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких, как А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.

Концепция К. Левина, уникального гештальт-исследователя мотивации, основывается на представлении о человеке как о субъекте, действующего в предметном и социальном окружении. Потребности субъекта рассматриваются как возникающие здесь и сейчас, в процессе действия с объектом. Центральное понятие – понятие мотивационного поля, в котором и возникают субъект-объектные напряжения. Со стороны субъекта их источником является квази-потребность, которую можно определить, как потребность завершить начатое действие, выраженную в намерении, а объекты имеют свой «требовательный характер» – определенные валентности, являясь потенциальными мотивами.

Разделение потребностей по способу удовлетворения и определение их собственно человеческой специфики связано со становлением и развитием гуманистической психологии. Выделяют два таких способа удовлетворения: первый – это стремление к редукции напряжения, снятию мотивационных противоречий (считавшийся ранее единственным), второй – стремление к поддержанию напряжения, к развитию, а значит – поиску противоречий. В психологии разработана иерархия («пирамида») фундаментальных потребностей, которая начинается с уровня физиологических нужд, удовлетворяемых первым способом, а заканчивается потребностью в самоактуализации – ярким примером второго. Всего же уровней в иерархии – семь, и каждый следующий становится актуальным тогда, когда освоен предыдущий. Таким образом, «пирамида» сравнима с «лестницей», а ее уровни – со «ступенями», которые можно сгруппировать в природные, социальные и собственно личностные. Сначала следуют два природных уровня: при удовлетворении физиологических нужд (например, когда животное сыто) возникает, точнее, становится самостоятельной потребность в безопасности. Затем – два социальных уровня: потребность человека в принадлежности обществу, своей социальной группе (выражаемая в чувстве сопричастности с ней) и необходимость в принятии, признании другими людьми, выступающая как потребность в самоуважении. У. Джеймс описывал оба эти уровня как потребность в общении, а необходимость человека в социальном признании называл стремлением быть замеченным. И, наконец, три уровня собственно личностного развития (роста) – потребность в познании мира и себя в нем (здесь – ради самого познания), потребность в гармонии (эстетическая потребность), удовлетворение которой является ближайшим условием самоактуализации – седьмой потребности в «пирамиде» потребностей. При выделении же специфически человеческих потребностей возможны два пути. Один из них – поверхностный и неверный, спровоцированный, в частности, пониманием перечисленных уровней как высших и низших (хотя все они равноправны). Отсюда следует попытка отличить потребности человека от потребностей животных по содержанию. Еще сравнительно недавно только человеческими назывались потребности в общении, собственно познавательная потребность, но результаты экспериментов с животными заставляли все выше поднимать искомую разделяющую грань. Сегодня пора признать, что филогенетические предпосылки имеют все перечисленные уровни, вплоть до потребности в самоактуализации. Более того, поиск собственно человеческой природы потребностей за рамками биологического смысла приведет в тупик: «высшими» придется считать аномальные потребности, именуемые в быту вредными привычками.

Иной, адекватный путь определения специфики любых, в том числе природных потребностей человека уже назван: это указание на способ их удовлетворения. Согласно гуманистической психологии, таково стремление к развитию, но следует добавить, что развитие, да и становление человеческих потребностей осуществляется через освоение культурных предметов – как средств преобразования природы, удовлетворяющих потребности человека и человечества.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но долгие годы, вплоть до середины 60-х гг., по сложившейся десятилетиями неоправданной традиции психологические исследования были в основном ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти годы более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня завершенности можно назвать только теорию происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева. Согласно его концепции мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма (взаимного соответствия). Поведение в целом соответствует потребностям человека, а система деятельности складывается из разнообразных мотивов. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам. Т.о., данная концепция представляет собой объяснение происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает как может измениться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операций, какие модификации происходят с действиями. Из этой картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретением им новых потребностей, мотивов и целей.

Итак, в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и недостатки. В отдельности они в состоянии объяснить лишь некоторые феномены мотивации. Только интеграция всех теорий способна дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения.

Темы рефератов:

1. Развитие личности в деятельности.

2. Мотивационная сфера личности и волевая деятельность.

3. Методы экспериментального изучения психомоторики.

4. Работоспособность, утомление, переутомление.

Рекомендуемая литература:

1. Немов Р. С. Психология: В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 608 с.

2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2004.

3. Петухов В. В. и др. Общая психология: Тексты. Книга 2. – М.: УМК «Психология», 2005.

4. Сосновский Б. А. Психология. – М.: Юрайт, 2005.

5. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник. – Спб.: Питер-М, 2004. – 592 с.

 

ТЕСТ «ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ
(ОПРОСНИК СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА)

Вводные замечания. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить или только личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

№ п/п Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я внутренне скован        
  Я чувствую себя свободно        
  Я растроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я ощущаю душевный покой        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности        
  Я доволен        
  Я озабочен        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
  У меня бывает приподнятое настроение        
  Я бываю раздражительным        
  Я легко расстраиваюсь        
  Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие        
  Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть        
  Я чувствую прилив сил и желание работать        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Меня тревожат возможные трудности        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я бываю вполне счастлив        
  Я все принимаю близко к сердцу        
  Мне не хватает уверености в себе        
  Я чувствую себя беззащитным        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра        
  Я бываю доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Бывает, что я чувствую себя неудачником        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

Обработка результатов.

1. Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.

2. На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.

3. Вычисление среднегруппового показателя СТ и ЛТ и их сравнительный анализ в зависимости, например, от половой принадлежности испытуемых.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная; 45 и более высокая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.