Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III теоретические основы воспитания 1 страница




Модели организации общеобразовательных учреждений

Распределение функций управления в общеобразовательном учреждении

Управление процессом развития общеобразовательного учреждения

Любое образовательное учреждение может действовать по-разному. На практике мы видим, что одни школы, поставив перед собой цель просто научить учащихся, функционируют без изменений, другие, стремясь к совершенствованию различных сторон педагогического процесса, развиваются. Чем функционирующая школа отличается от развивающейся? И вообще, какую школу можно отнести к развивающейся?

Существует ряд основополагающих требований к развивающейся школе. Это школа, в которой:

- ученик реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями;

- учитель развивает свои профессиональные и личные качества;

- руководитель обеспечивает успех деятельности ученика и учителя;

- коллектив работает в творческом поисковом режиме;

- сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосфера успеха.

Такие условия становятся движущей силой, позволяющей преобразовать деятельность школы из функционирующей в развивающую.

Условиями, способствующими переводу школы в режим развития, являются следующие:

- наличие концепции и программы развития школы;

- проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

- наличие сплоченного по общности цели коллектива учителей;

- организация системы самоуправления;

- система эффективной научно-методической деятельности;

- наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.

Помимо этих общих условий необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке школы к работе в режиме развития: изучение образовательных потребностей детей и родителей; изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа (вида) школы, долгосрочной стратегической цели ее деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы школы; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.

Разработка концепции развития школы. В последнее время ученых и практиков занимает вопрос разработки концепции развития школы, создания оптимальных условий для ее саморазвития.

Концепции развития зависят от того, какая сторона деятельности школы выбрана руководством в качестве ключевого звена. Могут быть концепции развития и совершенствования учебного процесса, воспитательной работы, самой системы управления и др. Разработаны и более сложные концепции, включающие в себя все стороны деятельности школы и предусматривающие развитие большинства из них.

В качестве примера приведем планы двух концепций развития школы.

Концепция совершенствования управления школой (план)

1. Анализ образовательной ситуации в школе.

2. Актуальность концепции.

3. Цели и задачи совершенствования.

4. Сущность концепции. Основные теоретические идеи обновления системы управления УВП (соотношение централизации и децентрализации, перевод системы управления на горизонтальную основу и т.д.).

5. Обновление структуры учебно-воспитательного процесса (пятидневка, шестидневка, расписание учебных занятий на циклоблочной, циклопо-точной или модульной основе, на сечении циклоблочной и циклопоточной формы обучения).

6. Обновление системы внутришкольного управления (цели, задачи, содержание, методы, формы управления развивающей и развивающейся школой).

7. Прогноз конечных результатов деятельности школы. Качества личности ученика (физическое здоровье, нравственные, моральные качества; духовный мир с учетом национальных и интернациональных традиций; образование на уровне мировых стандартов; коммуникативные качества, высокий уровень общения; отношение к семье, гражданские качества, предприимчивость с учетом развития рыночных отношении, умение самовыразиться, самоопределиться, самопознавать, саморазвиваться, умение видеть новое и с учетом этого перестраивать свою деятельность; умение адаптироваться.

Концепция развития учебно-воспитательного процесса (план)

1. Анализ образовательной среды с позиции дифференциации и индивидуализации обучения с учетом разноуровневой и разнопрофильной подготовки.

2. Сущность концепции. Цели и задачи обновления учебно-воспитательного процесса. Обучение как процесс развития личности.

3. Обновление содержания, методов и форм организации познавательной деятельности учащихся.

4. Качества личности выпускника.

Данные блоки в предложенных структурах являются примерными и в зависимости от предмета совершенствования могут меняться.

Для того чтобы разработать такую концепцию, руководитель должен проделать следующую работу:

1. Проанализировать ряд показателей: уровень здоровья; качество знаний умений, навыков; качество преподавания; уровень воспитанности и качество воспитательной работы; качество работы с кадрами; уровень материально-технической базы, особенности социальной среды, социальный региональный заказ на образование, систему внешних связей школы.

2. Выбрать и сформулировать основную идею развития школы. Разработать основные концептуальные подходы.

3. Выявить структурные элементы концепции как системы. В системе каждый элемент выполняет только одному ему присущую функцию. Если, например, взять концепцию, связанную с организацией учения, то можно выделить следующие ее элементы: мотивация учения; формирование специальных и общеучебных умений, организация самостоятельной познавательной деятельности школьников.

4. Предложить систему приемов по каждому элементу концепции, например, обеспечивающую мотивацию учения, разработать принципы стимулирования труда учителя, деятельности родителей, спонсоров и т.д.

После того как концепция совершенствования отдельных сторон деятельности или всего развития школы сформирована, следует этап разработки комплексно-целевой программы, реализующей концепцию.

Разработка комплексно-целевой программы (КЦП) развития школы. Применение целевых программ, ориентированных на совершенствование одной стороны деятельности школы показывает их недостаточную эффективность, так как реализация каждой целевой программы обеспечивает решение лишь одной проблемы и не дает возможности существенно улучшить основные педагогические показатели деятельности школы. Более эффективна разработка комплексной целевой программы, объединяющей локальные программы в единую систему, которая охватывает важнейшие аспекты обновления деятельности школы. Обычно разрабатывают комплексные программы на период в 2-3 года.

В структуру комплексной целевой программы входят: краткое описание состояния проблемы; исходные научно-теоретические положения; генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; мероприятия, сроки, исполнители; ресурсное и информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование и коррекция выполнения программы.

Приведем в качестве примера фрагменты КЦП «Сотрудничество учителя и ученика на уроке», описанной П.И.Третьяковым.

В основу программы положены исходные теоретические положения о том, что одним из важнейших направлений обновления общеобразовательной школы является повышение качества обучения, воспитания и развития учащихся. В решении этой глобальной задачи проблема повышения эффективности урока занимает ведущее место, так как урок является основной формой реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

В программе используется классификация типов уроков по доминирующей педагогической цели: объяснение и первичное закрепление знаний; закрепление знаний; комплексное применение знаний; обобщение и систематизация знаний; проверка, оценка и коррекция обученности.

Программа предполагает вовлечение каждого учителя в исследовательскую деятельность с целью практически, на личном опыте анализировать промежуточные и конечные этапы своей работы (полугодие, год) и деятельность педколлектива по данной проблеме за три года.

I этап (1-й год): выявление полноты функционирования каждого элемента в целостной системе - каждого этапа внутри урока, каждого элемента этапа, их соответствие триединой дидактической задаче (ТДЗ), выбор оптимального сочетания этапов в структуре уроков с целью выявления эффективных приемов сотрудничества учителя и ученика.

II этап (2-й год): выявление полноты функционирования каждого типа урока в системе уроков. Оптимальный выбор типа урока в цепочке уроков по теме или разделу программы с целью выявления оптимальных приемов сотрудничества учителя и ученика.

III этап (3-й год): выявление полноты функционирования всей системы научно обоснованных мер при оптимальном сочетании ее отдельных элементов с реальными результатами сотрудничества учителя и ученика и высокого уровня обученности и воспитанности.

Эта программа нацелена на решение проблемы интенсификации учебно-воспитательного процесса на диагностической основе.

Главная цель: способствовать превращению учащихся в субъект учебно-воспитательного процесса, развитию педагогического сотрудничества учителя и ученика на уроке.

Прогнозируется конечный результат в работе с учащимися: достижение высокого уровня знаний, умений, навыков, навыков самообразования и самовоспитания, что является конечной целью в реализации данной комплексной целевой программы.

Системообразующим элементом программы является дерево целей: подвести научные основы под управление комплексно-целевой программой; прогнозировать развитие творческого сотрудничества учителя и ученика на уроке в целях достижения конечного результата высокого уровня обученности и воспитанности ученика; практическое применение системно-деятельностного подхода к конструированию, анализу и самоанализу урока учителем с целью достижения высокого реального результата; показать конкретные цели каждого участника этой программы, декомпозицию их поэтапно для каждого учебного года и каждого организационно-педагогического мероприятия в частности.

Использование комплексных целевых программ позволяет выделять актуальные цели; четко разрабатывать меры под эту цель; конкретизировать усилия всех участников педагогического процесса на ее достижении; целенаправленно осуществлять управление деятельностью школьного коллектива по выполнению запрограммированных результатов.

Обычно комплексно-целевая программа разрабатывается рабочей группой. Проект программы готовится на основе концепции с учетом предложений всех структурных подразделений школы. Разработчики проводят анализ итогов функционирования той или иной педагогической системы и осуществляют прогнозирование социально-педагогической среды. После этого приступают к формулированию генеральных целей и определению подцелей. В функции рабочей группы входят уточнение необходимых мер и мероприятий, последовательность их осуществления по степени важности. Для этого привлекаются эксперты и совместно с ними оценивается объем мероприятий (содержание, формы, методы), которые необходимо выполнить для достижения конечной цели программы, устанавливаются сроки реализации мероприятий, источники методического, дидактического и ресурсного обеспечения. По каждому блоку программы определяется состав исполнителей и руководители.

Перспективный план развития школы намечает важнейшие ориентиры функционирования школы на определенный период (3-5 лет).

В перспективном плане отражаются:

1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.

2. Потребность в учителях разной квалификации.

3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также наметить основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.

4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительская работа и благоустройство территории.

5. Финансовая, коммерческая деятельность.

Особое место в перспективном плане следует отвести системе повышения квалификации учителей. Практика показывает, что годовой план не может охватить все содержание и многообразие форм совершенствования мастерства учителей и ведет к недопустимой перегрузке, а значит, к поверхностному, неглубокому изучению материала.

Перспективный план работы школы обеспечивает распределение сил и средств на длительный период, придает системе повышения квалификации учителей цикличный, законченный характер, устанавливает спокойный ритм деятельности школы без излишнего напряжения и позволяет при этом охватить все важнейшие элементы работы.

План учебно-воспитательной работы школы на учебный год включает основные вопросы, над которыми нужно работать коллективу.

1. Введение:

а) особенности микрорайона и условие работы школы; б) краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год;

2. Повышение квалификации и методическая работа.

3. Изучение и распространение передового опыта.

4. Научно-педагогическая информация в школе.

5. Руководство учебно-воспитательным процессом: а) организация учебно-воспитательного процесса; б) внеурочная учебно-воспитательная работа в школе.

6. Педагогический контроль за учебно-воспитательным процессом.

7. Работа с родителями, шефами и общественностью.

8. Укрепление материально-технической базы в школе и хозяйственная работа.

Приложения:

а) планы работы методических объединений; б) план работы библиотеки; в) план работы родительского комитета; г) план летней оздоровительной работы с детьми.

Перспективное планирование педсоветов. Как правило, в течение учебного года проводится 5 педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в 3 заседания -допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпускных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года, в конце августа, и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы, обсуждению доклада директора школы по анализу работы за прошлый год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть обсуждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы по трем направлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

На последующих педсоветах разрабатываются основные проблемы обучения и воспитания в соответствии с главной задачей -исправления недостатков и внедрения в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет определенную научно-практическую проблему. Допустим, школа в текущем году работает над двумя темами: активизация обучения и вопросы нравственного воспитания. Педагогические советы на год можно спланировать следующим образом.

1-й педсовет (август)

Вопросы:

1) основные задачи школы в текущем году;

2) утверждение плана работы школы на текущий учебный год;

3) теоретические основы и практические приемы активизации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

2-й педсовет (ноябрь)

Вопросы:

1) развитие детей в обучении: возможности и приемы;

2) работа с «трудными» детьми.

3-й педсовет (март)

Вопросы:

1) структура современного урока (анализ открытых уроков с позиции современного подхода);

2) спортивная работа в школе - основной путь к оздоровлению учащихся.

4-й педсовет (апрель) Вопросы:

1) взаимоотношения учителей и учащихся - доклад на основе анализа работы школы;

2) подготовка к экзаменам и летнему отдыху детей, план мероприятий.

5-й педсовет (май - июнь)

Вопросы результатов экзаменов и перевода учащихся в следующий класс.

Таким образом, все педсоветы связаны тематически, разбираются разные аспекты нравственного воспитания и активизации обучения, результаты научных исследований и передового опыта непосредственно направлены на внедрение в практику, тематика базируется на конкретном материале школы и анализе деятельности всех учителей. По каждому вопросу намечены докладчики и содокладчики, ответственные от администрации и общественных организаций.

Работа методических предметных объединений и самообразование учителей также должны быть тематически увязаны с проблемами, которые решаются на педсовете с учетом особенностей предметов, индивидуальной подготовки и интересов отдельных педагогов.

Педсоветы должны стать аккумулятором педагогического опыта с учетом требований времени и задач, стоящих перед современной школой.

Деятельность директора школы и его заместителей. Закон РФ «Об образовании» ясно и четко определяет круг обязанностей директора школы. Последний несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно-воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, повышение квалификации работников, связь школы с семьей, а также за хозяйственно-финансовое состояние школы. Говоря по-другому, директор отвечает за деятельность школы во всем ее направлениям.

К важнейшим направлениям деятельности директора общеобразовательного учреждения относятся:

- организация деятельности членов администрации и всего коллектива школы;

- контроль за их деятельностью;

- контроль за качеством педагогического процесса;

- решение всех кадровых вопросов (прием на работу, увольнение, определение учебной нагрузки для учителей);

- организация работы с родителями;

- организация разработки и реализация перспективных программ развития общеобразовательного учреждения.

В зависимости от выбранной модели развития ориентиров программы развития в качестве важнейших могут быть выдвинуты и другие направления:

- поддержка и создание условия для развития действующих в школе органов ученического самоуправления и других общественных органов управления;

- установление и поддержка связей с внешними организациями (базовыми предприятиями, вузами-шефами, при создании комплекса школа - вуз и т.д.).

Оценка деятельности руководителя школы определяется:

- по результатам работы школы;

- по личному вкладу директора школы в организацию учебно-воспитательной работы;

- по стилю его работы, специальной подготовке, организаторскому таланту.

Практика показывает, что от работы руководителя в значительной степени зависит успешность работы всего школьного коллектива. Вот почему критерии оценки деятельности директора школы - важное средство повышения качества работы школы. Они не только дают возможность объективно проанализировать работу руководителя школы, но и служат определенным ориентиром, эталоном, обеспечивая направление деятельности, распределение сил, пути совершенствования педагогического мастерства и уровня руководства администрации школы.

Директору школы помогают заместители. Количество заместителей может быть различным и в основном зависит от числа учащихся в школе. Для эффективной организации учебной и воспитательной работы необходимы три заместителя: по учебно-воспитательной, воспитательной и научной работе.

В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе (чаще его называют завуч, т.е. заведующий учебной частью) входят организация и контроль за учебным процессом в школе. Организация и контроль за деятельностью факультативов также лежит на заместителе по учебно-воспитательной работе. Он полностью отвечает за выполнение принятых школой учебных программ, соблюдение требований государственных образовательных стандартов в части обучения. Его деятельность начинается с текущего планирования организации учебного процесса и составления расписания уроков.

Особое внимание заместитель по учебно-воспитательной работе уделяет контролю качества учебного процесса: регулярно проверяет и анализирует учебную документацию (классные журналы); следит за качеством преподавания различных предметов учителями их подготовкой к урокам, уровнем квалификации; при необходимости организует помощь молодым, начинающим учителям К его ведению относится организация работы по повышению квалификации и формированию единых подходов у всех членов педагогического коллектива школы. В этом ему помогают методобъединевия. Организационно заместитель директора по учебно-воспитательной работе руководит деятельностью методобъединений Принимает непосредственное участие и в кадровых вопросах - участвует в распределении учебной нагрузки между работающими в школе учителями.

Заместитель директора по воспитательной работе отвечает за организацию и качество внеучебных и внешкольных мероприятий Он планирует организует и контролирует проведение внеклассных воспитательных мероприятий в школе и по месту жительства Деятельность семинара классных руководителей и работа по повышению квалификации педагогов в области воспитания также осуществляется под его руководством. Работа кружков также организуется и контролируется заместителем по воспитательной работе Под его руководством проводятся спортивные соревнования. Часто ему поручается директором руководство общественно полезным (обслуживающим) трудом учащихся.

Важнейшим направлением его деятельности является организация работы совета школы, попечительского совета школы и других созданных в школе вспомогательных и управленческих органов. На них полностью лежит обязанность по разработке и выполнению программы развития школы.

Если школа ведет экспериментальную работу, то руководство этой работой лежит на заместителе директора по науке. Кроме того в его же обязанности входит и организация взаимодействия школы с научно-исследовательскими институтами и учебно-методическим центрами. Исследование ситуации, сложившейся в школе, определение наиболее острых проблем и нахождение путей их решения с привлечением при необходимости научного потенциала институтов и центров - вот основная задача связи школы с научными институтами. Часто выполнение задач по практической реализации педагогических программ развития сталкивается с необходимостью частичного изменения взглядов и подходов учителей, корректировки их профессиональных умений и навыков. Поэтому реализация новых программ развития школы часто напрямую связана с повышением квалификации учителей. Заместитель директора по науке также отвечает за квалификацию учителей в рамках введения новаций в педагогическом процессе.

Предметные методические объединения. Роль и функции методических объединений зависят от того, по какой модели развивается школа.

Основными задачами методических объединений учителей по предметам являются следующие:

- обсуждение методик преподавания, используемых разными учителями;

- совершенствование профессионального мастерства учителей;

- профессиональная помощь молодым учителям;

- обсуждение нового педагогического опыта и нахождение его положительных и отрицательных сторон;

- выработка единой позиции преподавания по предмету;

- нахождение путей реализации единых общешкольных принципов и подходов к преподаванию с учетом особенностей своего предмета;

- разработка путей внедрения инноваций.

Наиболее оптимальный состав объединения - 4-5 преподавателей одного предмета. Методические объединение целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей 2-3 школ. На заседаниях предметных объединений не следует ограничиваться разборкой узких вопросов. Полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, изучать технические средства обучения, заслушивать доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей - квалифицированный анализ уроков с позиций современных требований к учебному процессу и с должным теоретическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опыта.

Новые структурные органы общеобразовательных учреждений. Процесс демократизации в системе образования, развернувшийся в результате проводимых в стране политических и экономических преобразований предоставил общеобразовательным учреждениям значительную свободу в выборе направления развития, методах и формах организации педагогического процесса. Однако свобода поставила перед каждым образовательным учреждением и сложнейшую проблему. Теперь каждая школа, каждый лицей, гимназия должны сами определять, какое именно направление развития выбрать, какую модель строить, на какие методы и формы учебной и воспитательной работы опираться.

Конечно, ни одна современная школа, каким бы потенциалом она не обладала, не способна самостоятельно вести научные исследования, создавать новые формы и методы учебной и воспитательной работы. Ранее, естественно, научная работа не входила в обязанности образовательных учреждений, и поэтому они не готовы к ее проведению и организации сегодня.

Сегодня, стремясь найти себе союзников, некоторые школы пытаются создать на своей базе различные интеграционные (объединяющие ее с вузами и НИИ) организации и общественные объединения. Примерами таких организаций могут служить научно-методический совет, Совет школы и др.

Научно-методический совет действует под руководством заместителя директора по научной или научно-методической работе. Основной его задачей является разработка научно обоснованной концепции развития учреждения, воплощение ее в комплексно-целевой программе развития школы и постоянный контроль за ее реализацией. Кроме того, научно-методический совет рассматривает учебные планы школы, учебные программы по предметам и вносит свои рекомендации по их совершенствованию. По сути дела, такой совет становится идеологическим центром всего образовательного учреждения. В его состав входят председатели мето-добъединений и сотрудники научных институтов (кандидаты и доктора наук).

Совет школы (гимназии, лицея) создается в основном как совещательный орган. В него входят представители администрации школы, учителя, родители, учащиеся, иногда представители других организаций. Деятельность Совета осуществляется в нескольких направлениях:

- обсуждение и выбор целей деятельности учреждения;

- обсуждение и контроль за предлагаемыми педагогическим коллективом и научно-методическим советом нововведениями;

- обсуждение и выбор общешкольных требований и доведение их до родителей;

- привлечение интеллектуального и материального потенциала родителей;

- укрепление линии обратной связи «родители - школа»;

- сбор необходимой для аналитической работы информации.

Итак, мы рассмотрели обязанности директора школы, его заместителей и некоторых внутришкольных структурных органов. Однако приведенное выше распределение характерно для школ, деятельность которых близка к деятельности традиционной школы. Многие современные школы далеко ушли от подобного вида деятельности. У них иные цели и, следовательно, иное структурное построение или иное содержательное наполнение у аналогичных структур, уровней управления и т.д. Для того чтобы представить варианты управленческой структуры и выполняемые в этом случае функции, рассмотрим некоторые возможные модели организации общеобразовательных учреждений.

Многие руководители образовательных учреждений сегодня пытаются создать авторские школы. Что это может дать? Какая модель школы лучше? В каком направлении наиболее целесообразно развиваться школе? Через какие этапы будет проходить школа, выбравшая наиболее перспективное направление? Все эти и множество других вопросов встают перед администрацией и педагогическими коллективами школ. Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Начнем с краткой характеристики современных школ. Известно, что не бывает лучшего или худшего способа управления, бывают способы управления, адекватные или неадекватные обстоятельствам. Если говорить о школе, то главное здесь - образовательные цели. Конечно, если эти цели - не просто красивые слова, а продуманный образ выпускника, которого хотели бы видеть учителя, и соответственно образ самой школы, способной обеспечить условия для формирования такого выпускника.

Итак, какие цели мы чаще можем встретить в школах?

Чаще встречаются следующие цели: просто развитие личности школьника, всестороннее развитие; развитие на основе гуманного подхода, развитие на основе индивидуального подхода и т.д.

Организация образовательного процесса в основном остается «конвейерной». Только если раньше это был один «конвейер» по производству «среднего» ученика, то теперь в школах появляются еще несколько «конвейеров»: по производству школьной «элиты» и по производству учащихся с уровнем способностей ниже среднего.

«Конвейерная» организация школ предполагает усиление внимания обучению, а не воспитанию. И сразу же встает вопрос о развитие личности. Традиционная школа неплохо вооружает ученика знаниями в соответствии с госстандартами, но для развития личности, как говорит имеющийся в мире опыт, требуется совершенно другая организация и образовательного процесса, и управления школой в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.